Стадии развития временного детского коллектива
Развитие группы (с точки зрения ролей):
- Знакомство;
- Структурирование;
- Подтверждение или изменение структуры;
- Распад/
Стадии развития коллектива (по А. Н. Лутошкину).
«От песчаной росписи к горящему факелу»
1. Песчаная россыпь. Каждый сам по себе. Нестабильные группы. Нет авторитетов, лидеров. Нет устойчивых межличностных отношений.
2. Мягкая глина. Заявление целей и интересов. Важна организация детей, дисциплина и требования вожатого. Появляются группы.
3. Мерцающий маяк. Активное взаимодействие. Сплочение. Конфликтность. Есть «Мы». Способны на крупное дело.
4. Алый парус. Сплочение. Активность. «Один за всех и все за одного». Есть общая цель. Ценят то, что есть.
5. Горящий факел. Полностью открыты. Ценят комфорт и друг друга. Максимально сплочены. Нет «неудачников». Не забывают о цели.
Процесс становления эффективной работы команды:
Этап 1: знакомство и взаимное изучение членов команды.
Этап 2: формирование ролей и уровней ответственности.
Этап 3: достижение совместной организованной деятельности, основанной на дисциплине, позволяющей получать обратную связь от членов команды и управлять конфликтами и проблемными ситуациями.
Этап 4: достижение эффективной работы команды, обеспечивающей гибкость, открытость, взаимную поддержку и качество работ.
Кризисы развития коллектива
Группа на пути продвижения к коллективу обычно проходит ряд этапов, включающих не только изменения, но и своеобразные кризисы.
В начале развития наблюдается подъем с повышенной активностью, настроением, энтузиазмом. Детям все интересно, хотят со всеми дружить.
Затем новый опыт общения друг с другом обнаруживает, что у каждого есть и недостатки. Это сказывается на общем эмоциональном настрое группы.
Далее смена проходит через спады и подъёмы.
«3 пика смены»
I. «Пик трудности» - на 3-4 день пребывания. Дети бывают конфликтными. Не обостряйте эту ситуацию: будьте мягче, внимательнее.
II. «Пик привыкания» - на 13-14 день. Детям уже ничто неинтересно, они равнодушны к занятиям, к поручениям. Нужны наиболее интересные дела.
III. «Пик усталости» — наступает перед концом смены. Многие ребята устают жить в большом коллективе. Это время может нести повышенную конфликтность. Нужно больше игр, спортивных соревнований.
Чаще всего, проявляются следующие критические точки:
- 3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).
- 7 день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами).
- 9 день – Кризис нелюбви, одиночества, формирование групп (свечка).
- 13 день – Передел власти (день наоборот, похищение вожатого).
- 17 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия).
- 19 день – страх расставания (прощальный концерт, подарки, свечка).
Что может помочь формированию ВДК?
- игры на сплочения, упражнения на командообразование;
- совместная трудовая деятельность (дежурства, уборка и т.д.);
- КТД (вместе делаем уголок);
- соревнования с другими отрядами («Мы» и «они»);
- обсуждения жизни отряда (придумываем девиз, всякие «фишки»).
Практический этап
4 февраля 2020 года я начала подготавливать игру для проведения в лицее, где я обучаюсь.
Для моего класса (10Б) была выбрана игра Ангел-Хранитель. В этой игре ребята делают приятности тому человеку, который им выпал в жребии. 11 февраля я раздала жребий, и игра началась.
В течение недели (с 11.02 по 18.02) одноклассники друг другу дарили подарки (шоколадки, записки, валентинки) и получали только положительные эмоции. Эта игра значительно подняла им настроение.
После разоблачения своих Ангелов-Хранителей ребята заполнили анкету, из которой было выявлено, что игра им понравилась и что такие игры они хотели бы видеть еще в нашем лицее.
Также не все дети, которые ездили в лагеря, были довольны организацией мероприятий в них, и они хотели бы что-то поменять.
Заключение
Проанализировав большое количество информации, источников и основываясь на личном опыте можно сделать вывод, что для организации коллективной творческой и досуговой деятельностей необходимо тщательно изучить возрастные и психологические особенности детей, научиться контактировать с детьми, понимать, что ждет в лагере и как с этим справиться.
Нельзя просто так взять и поехать в детский оздоровительный лагерь, потому что так захотелось. Перед этим предстоит много работы, о которой не многие знают.
Работа с детьми - это большой труд, который требует много времени и усилий. Нужно уметь понимать, почему ребенок не хочет идти на мероприятие, которое кажется другим интересным и почему ребенок хочет немного нарушить правила. Детей нужно направлять, помогать им во всех их начинаниях, давать советы, не ставить себя выше них и быть для них в первую очередь товарищем, которого уважают и у которого перед ними есть авторитет.
Для этого нужно уметь правильно организовывать их деятельность. Ведь процесс формирования коллектива зависит от вожатого (или педагога). Если он сможет организовать всех детей и вовлечь каждого в совместную деятельность - проблем с формированием коллектива не будет. Будет только один общий отряд детей, где есть поддержка, понимание, общие цели и взаимные симпатии.
Главное в организации для детей досуговой и коллективной творческой деятельностей - это не просто обучить детей, что делать и как, а воспитать уважение каждого к каждому, помочь осознать собственную ответственность за порученное дело, научить критически оценивать свои поступки, развить их навыки и умения. Задача вожатого (или педагога) - научить детей придумывать интересные дела, разрабатывать идею дела, содержание, не боясь предложить свою мысль.
Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.