Индивидуальный проект "Сестринское дело в дореволюционный период"
В ученической исследовательской работе по истории на тему «Сестринское дело в дореволюционный период» автор ставит перед собой цель, создать экскурсионный маршрут по памятным местам Санкт-Петербурга, связанными с историей развития сестринского дела, с целью привлечения молодёжи к профессии медицинской сестры и с целью не забывать историю своей страны.
Подробнее о проекте:
В готовом исследовательском проекте по истории на тему «Сестринское дело в дореволюционный период» ученица 11 класса школы собирает информацию о службе сердобольных вдов и первых объединениях женщин, занимающихся оказанием первой медицинской помощи, изучает особенности функционирования сестринского дела во время Крымской войны 1853 - 1856 гг.
В исследовательской работе (проекте) на тему «Сестринское дело в дореволюционный период» автор изучает биографию и особый вклад в развитие сестринского дела в России таких женщин, как Екатерина Михайловна Бакунина, Даша Севастопольская, Юлия Петровна Вревская, Вера Игнатьевна Гедройц. В работе описано, как проходил процесс обучения сестер милосердия, а также вклад царской семьи в развитие и поддержку сестринского дела в годы Первой мировой войны.
Оглавление
Введение
1. Служба сердобольных вдов.
2. Появление в России общин сестёр милосердия.
3. Сестринское дело во время Крымской войны.
4. Аристократки и дочь матроса.
4.1 Екатерина Михайловна Бакунина.
4.2 Даша Севастопольская.
5. Становление процесса обучения сестёр милосердия.
6. Юлия Петровна Вревская.
7. Вера Игнатьевна Гедройц – первая женщина хирург.
8. Царская семья во время Первой мировой войны.
8.1 Первая мировая война.
8.2 Царственные сёстры милосердия.
Заключение
Список литературы
Введение
Один из залов Военно-Медицинской Академии посвящён женщинам во время войны "Движение сестёр милосердия и деятельность общества Красного креста в России". В центре зала находится макет памятника, имеющего название "Медицинским чинам, погибшим в Турецкую войну 1877-1878". Этот памятник был установлен в Болгарии в 1882-1884 г.г. в память о врачах, сёстрах милосердия, фельдшерах, санитарах, погибших в Русско-Турецкой войне. Но не только этот памятник посвящён героизму врачей и медсестёр во время войны.
Крымская война сделала Флоренс Найтингейл, английскую сестру милосердия, национальной героиней. Вернувшиеся с фронта солдаты рассказывали о ней легенды, называя её «леди со светильником», потому что по ночам с лампой в руках она сама обходила палаты с больными, именно она в 1856 году на свои деньги поставила на высокой горе в Крыму над Балаклавой большой крест из белого мрамора в память о солдатах, врачах и медсёстрах, погибших в Крымской войне.
С 1912 года была учреждена медаль имени Флоренс Найтингейл – награда Международного комитета Красного Креста, которая присуждается медицинским сёстрам и братьям
За исключительную преданность своему делу и храбрость при оказании помощи раненым и больным, как в военное, так и в мирное время.
Цель: создать экскурсионный маршрут по памятным местам Санкт-Петербурга, связанными с историей развития сестринского дела, с целью привлечения молодёжи к профессии медицинской сестры и с целью не забывать о истории своей страны.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Подобрать литературный материал для написания работы.
- Побывать в музее Военно-Медицинской Академии, чтобы расширить свои представления о роли сестёр милосердия.
Актуальность: в настоящее время в международных военных конфликтах рядом с врачами всегда находятся медицинские сёстры, поэтому обойти вниманием участие женщин во время войны невозможно.
Объект исследования: женщина во время войны.
Гипотеза:эти женщины делали великое дело, но знают об их подвиге лишь единицы.
Проблема:мало кто знает о подвиге женщины во время войны.
Награждённые медсёстры
К 1995 г. Международный комитет Красного Креста наградил 46 женщин нашей страны медалью имени Флоренс Найтингейл. Эта медаль присуждается медицинским сестрам за исключительную преданность своему делу и храбрость при оказании помощи раненым и больным как в военное, так и в мирное время.
Впервые Советский Красный Крест выдвинул кандидатуры для награждения медалью Ф. Найтингейл в 1961 г. Тогда медаль была присуждена двум участницам Великой Отечественной войны: гвардии подполковнику танковых войск, писательнице, Герою Советского Союза, москвичке Ирине Николаевне Левченко и хирургической сестре, председателю первичной организации Красного Креста на ленинградской фабрике "Скороход" Лидии Филипповне Савченко. В 1965 г. этой медалью была награждена санитарка, Герой Советского Союза Зинаида Михайловна Тусналобова-Марченко.
И далее каждые 2 года медали получали от 3 до 6 советских женщин. Если имя Флоренс Найтингейл широко известно во всём мире, то для немногих западных деятелей, стало открытие, что в России привлечение женщин в ряды сестёр милосердия началось уже в начале 19-го века.
В данной работе мне бы хотелось сконцентрировать внимание на становлении сестринского дела в России. Такая тема интересна мне, во-первых, из-за богатой различными событиями, оказавшими непосредственное влияние на формирование сестринского дела, истории России, а также моим желанием стать врачом.
В проекте поэтапно представлен процесс развития сестринского дела.
Служба Сердобольных вдов
Профессия медсестры как таковая появилась лишь в XIX в., причем термин «медицинская сестра» относится уже к XX в. Почти 200 лет назад в России возникла служба «сердобольных вдов», организованная при воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы. Параллельно при тех же воспитательных домах были основаны так называемые вдовьи дома для содержания больных, нищих и сирот (по терминологии того времени – «призрения Божьих людей»).
Безусловно, служба «сердобольных вдов» явилась предтечей службы сестринской помощи, основателем которой в России стал Xристофор фон Опель. Он же был автором первого в истории руководства по уходу за
больными, изданного на русском языке в 1822 г. В данном пособии для женщин – помощниц врача впервые появились понятия об этике и деонтологии «ухаживающего персонала».
Спустя 2 года после Отечественной войны 1812 г. по личному распоряжению императрицы Марии Федоровны из числа работниц Санкт-Петербургского вдовьего дома были приглашены и направлены в лечебные учреждения женщины для ухода и присмотра за пациентами. По истечении годичного испытательного срока 12 марта 1815 г.
16 из 24 приглашенных вдов приняли присягу и получили из рук императрицы специально учрежденный по такому случаю знак – «Золотой Крест» с надписью «сердолюбие». В 1818 г. в Москве был учрежден «Институт сердобольных вдов», а при многих больницах и госпиталях организовали курсы для подготовки сиделок.
strong>Пожалуй, именно этот момент следует считать отправной точкой начала специальной подготовки женского среднего медицинского персонала в России. Основным учебником для подготовки будущих «сердобольных вдов» являлось ранее упомянутое руководство Христофора фон Опеля.
Появление в России общин сестер милосердия
В 1844 году в Санкт-Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия.
В общине не только ухаживали, воспитывали, но и обучали сестер милосердия гигиеническим правилам ухода за больными и некоторым лечебным процедурам. В общину принимались, согласно Уставу, вдовы и девицы 20 - 40 лет всех сословий и вероисповедания, но с 1855 года - только православные. Всем поступившим давался годичный испытательный срок, затем проходила церемония принятия в сестры милосердия в торжественной обстановке.
После литургии, совершенной митрополитом Санкт-Петербургским, на каждую принимаемую в сестры возлагался золотой крест с изображением на одной стороне Пресвятой Богородицы с надписью «Всех скорбящих радость», а на другой - с надписью «Милосердие». Принимаемая в сестры произносила присягу, в которой были следующие слова: «...буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них».
По Уставу сестры милосердия не должны были иметь ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. «Все, что может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами - говорилось в Уставе, - принадлежит общине. Если имелись нарушения, сестра исключалась из общины по Уставу, но в истории общины не было такого случая.
«Если сестра удовлетворяет своему назначению, - она есть друг его семьи, она облегчает физические страдания, она же успокаивает порой и душевные муки, она нередко посвящается больным в самые интимные его заботы и скорби, она записывает его предсмертные распоряжения, напутствует его в вечность, принимает его последний вдох.
Сколько нужно для этого терпения, находчивости, скромности, твердой веры и горячей любви. Есть глубокий смысл в требовании безвозмездности труда сестры милосердия, ибо за оказание ею услуг нет и не может быть земной платы». (По записям историографа Свято-Троицкой общины сестер милосердия (1864 г.).)
В 1847 г. Звание сестёр милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку к общине. Община существовала на средства благотворительных организаций. Однако свои требования предъявила Крымская война 1853-1856 гг. в которой сестры милосердия прошли первую настоящую проверку. С тех пор медицинским сёстрам суждено было принимать активное участие во всех событиях, связанных с войной, начиная с той, первой для них Крымской кампании, и до настоящего времени.
Сестринское дело во время Крымской войны (1853-1856 гг.)
Во время Крымской войны Великая Княгиня Елена Павловна становится одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестер милосердия – предшественницей Русского общества Красного Креста. Нравственно поддержанная в своей мысли Пироговым, она сумела убедить императора Николая в полезности нового начинания и создала первую по времени военную общину сестер милосердия. «Главная ее (Великой княгини) забота заключалась в том, чтобы дать общине тот высокорелигиозный характер, который, воодушевляя сестер, закалял бы их для борьбы со всеми физическими и нравственными страданиями»
Устав Крестовоздвиженской общины был утвержден 25 октября 1854 года. И уже 6 ноября сёстры милосердия уехали в Севастополь, где их ожидал Пирогов. Так возникла первая в мире фронтовая община сестер милосердия.
25 октября 1854 г. по указу императора Николая I была учреждена Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Тогда же Великая Княгиня обнародовала воззвание ко всем русским женщинам, не связанным семейными обязанностями, с призывом о помощи больным и раненным. Крестовоздвиженская община объединила патриотически настроенных российских женщин самых разных слоев общества; рядом с женами, вдовами и дочерьми титулярных и коллежских советников, дворян, помещиков, купцов, офицеров российской армии и флота были и простые малограмотные женщины.
Крымская война показала пользу женского ухода за ранеными и больными, который осуществлялся воюющими сторонами. Это на основании опыта Крымской войны Н. И. Пирогов напишет то, что войдет во все медицинские энциклопедии и учебники мира: "Война - это травматическая эпидемия. Как при больших эпидемиях всегда недостает врачей, так во время больших войн всегда в них недостаток".
Он убедился на практике, что в такой ситуации в интересах раненого и больного необходимо расширить функции медицинской сестры, они должны быть шире, чем у сиделки, и качество оказания медицинской помощи должно быть выше. А профилактические мероприятия по предупреждению болезней, особенно инфекционных,
по созданию условий выздоровления оказались настолько разительными, что, как отметил Н. А. Семашко, Н. И. Пирогов доказал, что "будущее принадлежит предупредительной медицине". Доказали это и сестры милосердия, работавшие под руководством Н. И. Пирогова в труднейших условиях Крымской войны.
Опыт работы сестёр милосердия в период Крымской войны показал следующее: сестры должны уметь создать условия для выздоровления и предотвращения болезней, «оказывать услуги для выздоровления»; знать признаки «перемен болезни», уметь оценивать их и при внезапных «переменах» оказывать помощь; знать не только название лекарств, но и их действие и осложнения, которые они могут вызвать; уметь вести документацию, в которой фиксируются «перемены» в состоянии больных и раненых, замечания и предложения по уходу за ними.
С учетом потребностей практики необходимо разделение функции сестринского персонала – специализация (сестра, дающая хлороформ; помогающая при операциях; работающая с безнадежными больными и ранеными). Сестры милосердия должны быть готовы к работе в экстремальных ситуациях (войны, катастрофы, эпидемии и др.). Они должны выступать как представительницы и защитницы интересов раненых и больных. Для реализации этих и многих других функций медицинской сестре необходимы специальные знания, подготовка и программы обучения.
Сёстры милосердия тех лет – отнюдь не то же самое, что медсёстры в современном понимании. Девицы и вдовы «хорошего происхождения» в возрасте 20-40 лет (девушки ради служения делу отказывались от вступления в брак) могли войти в общину только после испытательного 2-летнего срока по уходу за больными. Затем они проходили специальное обучение в учреждениях Красного Креста.
Всю тяжесть труда сестер милосердия невозможно переоценить: они работали по 20 часов в сутки, невзирая на ужасные условия передовой, постоянные артобстрелы, холеру и тиф. Присущая сестрам чистоплотность и аккуратность, а также благотворное нравственное влияние позволяли им выхаживать раненых, которые, без сомнения, были бы просто обречены без заботы «сестричек», – так ласково называли сестер милосердия солдаты.
Пример этих женщин вдохновил российскую общественность: огромное количество людей выразили желание оказать посильную материальную помощь, а многие россиянки пожелали вступить в ряды сестер милосердия.
В 1855 г. был издан царский указ о праве женщин, "которые несли службу в госпиталях или во время обороны Севастополя и оказали особенные услуги" на получение медали «За защиту Севастополя».
Помимо этого, по личной просьбе великой княгини были отчеканены 7 золотых и 145 серебряных медалей для вручения сестрам милосердия. Несколько позже изготовили еще 6 золотых и 200 серебряных медалей для крымских сестер милосердия, которыми были удостоены не только сестры Крестовоздвиженской общины, но и Одесской общины сердобольных вдов, а также женщины Севастополя, не принадлежавшие к общинам, но ставшие сестрами милосердия.
В 1856 году по просьбе всё той же Елены Павловны была отчеканена медаль для награждения особо отличившихся сестёр Крестовоздвиженской общины.
Тогда же подобную медаль учредила и императрица Александра Фёдоровна – вдова Николая I.Медаль сёстрам милосердия «Крым>». Специальная серебряная медаль диаметром 39 мм, установленная по велению «Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны (жены Николая I)» "Для сестёр милосердия в Крыму" (1854-1856). На лицевой стороне её, под императорской короной, изображён вензель императрицы — «А. Ф.», его окружает разделённая «растительным орнаментом» надпись: вверху, над короной — «Крым», справа — «1854», внизу — «1855» и слева — «1856».
На оборотной стороне, под сиянием, исходящим от «всевидящего ока», пятистрочная надпись, выполненная славянской вязью: «Аминь глаголю вам понеже сотвористе единому сих братий моих меньших мне сотвористе», под надписью, внизу — восьмиконечный крестик.
Аристократки и дочь матроса
До самого окончания военных действий сестры милосердия работали в госпиталях Севастополя и многих других городов Крымского полуострова. Первой операционной сестрой стала личная помощница хирурга Н. И. Пирогова – Е. М. Бакунина.
Екатерина Михайловна Бакунина
Она была представительницей аристократии, имела дворянское происхождение, приходилась родной дочерью губернатору Санкт-Петербурга и внучатой племянницей великому русскому полководцу М. И. Кутузову. Оставив высший свет, Е. М. Бакунина поспешила в Севастополь и стала незаменимой ассистенткой при сложнейших операциях, проводимых Н. И. Пироговым. В 1856 г. великая княгиня оценила ее заслуги по достоинству и назначила Е. М. Бакунину главной сестрой-настоятельницей Крестовоздвиженской общины сестер милосердия.
Крымская война не стала последней военной кампанией для этой самоотверженной женщины. В 1877–1878 гг. Е. М. Бакунина отправилась с отрядом Общества Красного Креста на Кавказский фронт. Даже в своем собственном имении она организовала бесплатную больницу для простых крестьян округи. Кроме этого, она была назначена попечительницей земских больниц Тверской губернии, в связи с чем по праву считается основательницей сельской медицины.
Имя Екатерины Бакуниной в 1954 г. увековечено в названии одной из улиц города-героя Севастополя. «Много было в ту войну патриоток, жертвовавших своим имуществом, но не много было пожертвовавших самими собой. Тут нужно было не только сострадание, но и самоотверженность, великодушие, твердость характера и помощь Божья.
Ни разные лишения военного времени, ни ненастная погода, ни зной лета, ни гром орудий и осколки, ни ежедневные смерти, ни холерные и тифозные испарения, ничто не могло их удержать от добросовестного исполнения святого своего долга», – так писали о сестрах милосердия в журнале «Русская старина».
Даша Севастопольская
Одним из ярчайших примеров героизма и самоотверженности в Крымской войне стала Даша Севастопольская. Ее настоящее имя – Дарья Михайлова. Она вошла в историю как первая в России сестра милосердия, начавшая помогать раненым еще за 2 месяца до приезда группы сестер милосердия из Санкт-Петербурга, с 8 сентября 1854 г.
Во время осады Севастополя вместе с регулярной армией в боях участвовали ополченцы – обычные жители города. В их числе оказалась молодая женщина, дочь погибшего в Синопской битве матроса Лаврентия Михайлова. Оставшись сиротой, Дарья Михайлова продала свой дом, а на вырученные от продажи средства купила лошадь, повозку, бочонок спирта, бинты и прочие медикаменты, а затем отправилась вслед за отрядом матросов на Альму, к месту будущего крупного сражения.
Во время битвы раненые с удивлением и радостью принимали помощь одетой в матросский бушлат Дарьи, называя ее «Ангелом от Престола Господня». Не имея в отличие от санкт-петербургских сестер милосердия специальной подготовки, Михайлова промывала и бинтовала раны, подносила раненым чарку с нехитрым «народным» обезболивающим.
Всю Крымскую кампанию прошла Дарья Михайлова в качестве сестры милосердия и была отмечена самим императором, которому было доложено о бескорыстии и самоотверженности женщины из народа. 16 ноября 1856 г. по высочайшему указу ей были вручены золотая медаль «За усердие!» на Владимирской ленте и 500 рублей серебром. Кроме того, ей было обещано приданое от самого государя в размере 1000 рублей. Следует отметить, что свое обещание император впоследствии выполнил.
По окончании войны Дарья вышла замуж за простого солдата Максима Хворостова и на немалое по тем временам приданое открыла свое дело (обзавелась трактиром), позже переехала жить с мужем в город Николаев. Однако потом Даша вернулась в родной Севастополь и благополучно прожила там до самой смерти в 1910 г. В 1954 г., в год празднования векового юбилея обороны Севастополя одна из его улиц была названа именем Даши Севастопольской. Совсем недавно, в 2005 г., в Севастополе был установлен памятник героине Крымской войны и первой сестре милосердия Даше Севастопольской.
Становление процесса обучения сестер милосердия
С 1867 года сестринское обучение стало осуществляться на базе Российского общества Красного Креста (РОКК), а общины объединились в школы сестер милосердия. Конечно, продолжали существовать и самостоятельные общины, независимые от Красного Креста, но на случай войны они были обязаны формировать группы сестер для работы в отрядах Красного Креста на театре военных действий. В 1868 г. министром внутренних дел было принято историческое решение об открытии ряда учреждений по специальной подготовке сестер и братьев милосердия, совпавшее по времени с учреждением Общества Красного Креста.
К другим историческим вехам в становлении сестринского дела в нашей стране можно отнести присоединение России к Женевской конвенции (1867 г.), официальное разрешение на работу женщин в госпиталях в мирное время (1871 г.). После того как в январе 1873 г. скончалась великая княгиня Елена Павловна, в память об этой выдающейся женщине в том же году началась реализация ее последнего замысла – постройка в Санкт-Петербурге института усовершенствования врачей.
Сестры милосердия также выполняли свою благородную миссию во время Русско-турецкой войны (миссия Красного креста в Яссах 1877–1878 гг.), Русско-японской войны 1904–1905 гг., Первой мировой войны 1914–1918 гг.
Юлия Петровна Вревская
Сестра милосердия полевого госпиталя Российского Красного креста Юлия Петровна Вревская была дочерью прославленного генерал-майора Петра Евдокимовича Вариховского. Ее семья переехала на Кавказ из Смоленской губернии. Еще в детстве Юлия была заряжена атмосферой героизма, подвигов, страданиях искаженных и раненных. Эти рассказы оставили в сердце доброй и отзывчивой девушки неизгладимый след, взрастили в ней душевную теплоту, которую она стремилась отдать людям.
После того, как Россия 12 апреля 1877 года объявила войну Турции, Юлия Петровна Вревская вступила в отряды добровольцев, неравнодушных к беде братьев-славян. Она добилась разрешения на свои средства организовать санитарный отряд из 22 врачей и сестер.
19 июня 1877 года Юлия Петровна прибыла в румынский город Яссы и приступила к работе сестры милосердия Святой-Троицкой общины. Медицинского персонала не хватало, раненых людей приходило по 11 тысяч. Сестры милосердия раздавали лекарства, кормили тяжелораненых, заведовали кухней, следили за сменой белья.
Баронесса, придворная дама, привыкшая к роскоши, никогда не жаловалась на военные тяготы. Юлия Петровна работала без отпусков, она знала, что госпитали могут закрыть из-за отсутствия медсестер. Она скупо рассказывала о лишениях. Но подробно, с болью и гордостью писала родным о русских героях: «Это жалости подобно видеть этих несчастных поистине героев, которые терпят такие страшные лишения без ропота, все это живет в землянках, на морозе, с мышами, на одних сухарях, да, велик русский солдат!» Затем Юлия Петровна оказалась в Беле, фактически на линии фронта, приняла участие в сражении у Мечи, выносила под пулями из боя раненых бойцов и оказывала им первую помощь.
Условия, в которых проживала тогда Вревская, были ужасными. Раненые и персонал размещались в сырых кибитках, в землянках. Раненые стали заболевать тифом. И слабый организм Юлии Петровны не выдержал. Она тоже заболела тифом. Раненые сами ухаживали за доброй и отзывчивой сестрой. Когда Юлия умерла — в бреду и ужасном состоянии, — они сами выкопали могилу и похоронили ее.
В сентябре 1878 года, после смерти Юлии, ее близкий друг И. С. Тургенев написал эпическое произведение «Памяти Вревской». Он писал: «Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… Она не ведала другого счастья… не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним».
Вера Игнатьевна Гедройц – первая женщина хирург
В начале 1904 г. известие о войне с Японией докатилось до всех уголков России. В составе передового отряда, сформированного из медиков-добровольцев Российским Красным Крестом, была княгиня Вера Игнатьевна Гедройц, который отправился в действующую армию.
Рано заинтересовавшись врачебным делом, будущий известный хирург поступила на курсы петербургского анатома П.Лесгафта ,учиться же искусству хирургии ей довелось у знаменитого профессора Цезаря Ру, который пригласил ее потом на работу в свою клинику.
Слава о первой и единственной в России женщине-хирурге из провинции мгновенно достигает императорского дворца. Её приглашают 3-й съезд хирургов, состоявшийся в 1902 году. Вот что писал о ней В.И.Разумовский, выдающийся профессор медицины:«… В.И. Гедройц, первая женщина-хирург, выступавшая на съезде и с таким серьезным и интересным докладом, сопровождаемым демонстрацией. Женщина поставила на ноги мужчину, который до ее операции ползал на чреве как червь. Помнится мне и шумная овация,устроенная ей русскими хирургами.»
За труды и мужество ее награждают золотой медалью «За усердие» на Анненской ленте, а после боев у Мукдена за героические действия по спасению раненых командующий армией генерал от инфантерии Н.П.Линевич лично вручает женщине-врачу княжне Гедройц Георгиевскую серебряную медаль «За храбрость».
А ведь именно во время русско-японской войны она первой в истории медицины стала делать полостные операции, которые разработала самостоятельно, без посторонней подсказки — и не в тиши больничных операционных, а прямо на театре военных действий.
Имя Гедройц становится все более известным, и в 1909 году Царица Александра Федоровна вызвала Веру Игнатьевну в Царское Село, где она получает место ординатора Царскосельского Дворцового госпиталя. С тех пор княжна Вера Игнатьевна стала близким человеком в семье последних Романовых и домашним врачом детей царской семьи.
Царская семья во время Первой мировой войны
Гремит 1914-й, и госпиталь в Царском Селе под руководством В.И.Гедройц вскоре становится одной из решающих хирургических баз в условиях военных действий, страдальцев-солдат все больше.
Но как воспринимают ниспосланные трудности императрица и ее дочери? Александра Федоровна и великие княжны, Ольга и Татьяна, под руководством Веры Гедройц, становятся хирургическими сестрами милосердия, часами без передышки работают в перевязочной и операционных.
Для обучения своих помощниц — и августейших, и всех других — доктор Гедройц организовала специальные курсы и написала краткий, но очень содержательный учебник "Беседы о хирургии для сестер и врачей". Изданный в 1914 году, он и сейчас не потерял своего значения и читается с большим интересом.
Вере Гедройц приходится выезжать и на фронт, а возраст для такой службы у нее, можно сказать, запредельный — ей сорок четыре года. И тут княжна со свойственной ей решительностью заменяет в паспорте «0» на «6», т.е. 1870-й на 1876- й год, убавляя возраст. Тогда же и появляется версия, что родилась она в Киеве. В 1917г. Веру Гедройц назначают главным врачом перевязочного отряда 6-й Сибирской дивизии, а затем корпусным хирургом.
Первая мировая война
Императрица Александра Фёдоровна с дочерьми во время Первой мировой войны
Императрица Александра Федоровна, одна из руководительниц Российского общества Красного Креста и общин сестер милосердия, приняла самое активное участие в организации дополнительных военных лазаретов и госпиталей, фронтовых медицинских учреждений и всей инфраструктуры, обеспечивающей спасение и излечение раненых воинов: от оперативных передвижных санитарных военных отрядов до самых современных по тому времени санитарных поездов, судов и автомобильных служб.
Императрица распределяла пожертвования на нужды войны, приспосабливала под госпитали свои дворцы в Москве и Петрограде. Там же, в дворцовых госпиталях, она вместе с дочерьми организовывала курсы сестер милосердия и сиделок. К концу года под опекой императрицы и великих княжон было уже 85 военных госпиталей и 10 санитарных поездов.
Все лазареты, в том числе и Большого дворца, находились в составе 70 лечебных заведений Царскосельского эвакуационного пункта, главные из которых были расположены в Царском Селе, сегодняшнем городе Пушкине. Царское Село с Екатерининским и Александровским дворцами, великолепными воинскими храмами и казармами гвардейских полков в ее исторических районах Софии и Федоровского городка – было любимой загородной дворцовой резиденцией царской семьи и Ставкой Верховного главнокомандующего Русской армией, которую с 1915 г. возглавил сам император.
Еще до войны императрица Александра Федоровна много работала для создания в этой резиденции лечебного военного заведения для прибывающих с русско-японской войны раненых солдат – Дома призрения для увечных воинов, а также для реабилитации инвалидов. Для этого медицинского заведения императрица специально выбрала самый красивый участок Царского Села на лугу у Крымской колонны против Дубовой рощи Екатерининского парка.
С начала войны 1914 г. императрица начинает превращать город в крупнейший в мире военный медицинский госпитальный и реабилитационный центр.
Уже к 10 августа 1914 г. были оборудованы два комфортабельных дворцовых лазарета, и одновременно организованы санитарные поезда для перевозки раненых с театра военных действий. В письме к мужу 30 октября 1915 г. Александра Федоровна писала: «...Пошли в Большой Дворец, лазарет там существует уже год…».
Шла война, множились ее жертвы, а вместе с ними и необходимость расширять лазареты Царскосельского пункта. Императрица отдала для одного из них свою летнюю резиденцию «Светелка» в городе Луге и уже считала самым обычным делом выезжать на фронт и доставлять на поезде особо тяжелораненых воинов, поскольку самое передовое медицинское оборудование находилось именно в лазаретах Царского Села. В городе, по ее инициативе, стали выходить медицинские журналы, писавшие о последних достижениях военной медицины, и они расходились по всем тыловым и фронтовым госпиталям России.
И все же главным своим делом императрица считала официальную службу в Дворцовом лазарете хирургической сестрой. С 10 августа 1916 г. (чтоб его не путали с лазаретом Большого дворца) он станет называться "Собственный Ее Величества лазарет № 3", а Веру Игнатьевну Гедройц переведут сюда с должности старшего ординатора Царскосельского дворцового госпиталя и назначат старшим врачом и ведущим хирургом.
Царственные сёстры милосердия
Понимая, что для руководства и работы в области передовой военной медицины необходимо обладать профессиональными знаниями, она вместе великими княжнами Татьяной и Ольгой прошла специальные курсы военных хирургических сестер милосердия. Их учителем стала одна из первых женщин-хирургов России (и одна из первых женщин в мире, ставшая профессором медицины) Вера Игнатьевна Гедройц.
Гедройц
была чрезвычайно требовательным и жестким в своих служебных действиях врачом. Она следовала научной и практической доктрине великого русского военного хирурга Николая Ивановича Пирогова: "Не операции, спешно произведенные, а правильный организованный уход за ранеными и сберегательное лечение в самом широком размере, должны быть главною целью хирургической и административной деятельности на театре войны". И эту задачу она ставила во главу обучения и подготовки военных сестер милосердия.6 ноября 1914 г. в здании общества Красного Креста императрица Александра Федоровна с великими княжнами Ольгой и Татьяной и сорока двумя сестрами первого выпуска военного времени, успешно выдержав экзамены, получила свидетельство на звание военной сестры милосердия. До этого императрица и ее дочери работали в своих госпиталях только сиделками.
Теперь же они приступили к выполнению новых профессиональных обязанностей в Царскосельском Дворцовом лазарете №3 и других лазаретах Царского Села. Царственные сестры милосердия оказались не только послушными ученицами, но и спокойными, умелыми и трудолюбивыми помощницами при перевязках и операциях.
Поэтому они сразу стали работать с самой Гедройц в качестве ассистенток, полностью соответствуя ее главным требованиям к хирургическому коллективу: "… жил бы их радостями, печалился общими хирургическими печалям, создавая одну хирургическую семью…».
Профессиональные медицинские навыки императрицы, умение и знания ее дочерей были крайне необходимы – шёл непрекращающийся поток тяжелораненых, и опытных сестер милосердия не хватало.
Она устраивала санитарные пункты в Петрограде для изготовления перевязочного материала и медицинских пакетов, где бок о бок работали женщины разных сословий - от светлейших княгинь, жен, сестер и дочерей военачальников Русской армии до жен и дочерей рабочих, ушедших на фронт.
Все женщины императорской семьи перестали выезжать на традиционный отдых в Крым, дворцы которого были переданы тяжелораненым солдатам и офицерам. Характерно, что только в мае 1916 г. императрица с дочерьми на несколько дней прервала свою медицинскую деятельность и отправилась из Ставки по маршруту Киев – Винница – Одесса – Севастополь. Это было сделано, по просьбе императора Николая II, для подъема морального духа армии и тыла в дни Брусиловского прорыва.
Несмотря на всю свою невероятную загруженность, императрица стала принимать личное участие в лечении и уходе за ранеными солдатами и офицерами. Причем Александра Федоровна считала, что это является главной формой ее служения фронту.
Главное их место работы находилось на Госпитальной улице Царского Села, где на месте богадельни времен Екатерины II был построен в 1854 г. каменный трехэтажный госпиталь, который и сегодня служит людям как городская больница №38 им. Н.А. Семашко. Младшие великие княжны Мария и Анастасия прошли домашние курсы медицинских сиделок и помогали матери и сестрам в их госпиталях.
Кроме того, юные царевны лично опекали госпиталь для офицеров и нижних чинов имени великих княжон Марии и Анастасии, находившийся рядом с Федоровским собором в городке из пяти домов. Опекунши бывали там почти каждый день. Они играли с выздоравливающими ранеными или просто расспрашивали их о жизни и семьях, чтобы как-то отвлечь от тяжких болей и переживаний.
Зимний дворец- императорская резиденция- была практически целиком занята ранеными. Госпиталь под патронажем цесаревича Алексея Николаевича открылся в октябре 1915 года. Под палаты отводились Аванзал, Восточная галерея, Фельдмаршальский, Гербовый, Пикетный, Александровский и Николаевский залы.
Госпиталь проработал до 28 октября 1917 года.
Заключение
Почти 200 лет назад появилась служба «сердобольных вдов», которая стала началом появления в России службы сестринской помощи. Во время войн опыт работы сестёр милосердия показал следующее: сёстры милосердия должны уметь создать условия для выздоровления и предотвращения болезней, знать признаки болезней, уметь оказывать помощь, знать фармакологию, уметь вести документацию. А также, с учётом потребностей практики необходимо разделение функции сестринского персонала - специализация (сестра, дающая хлороформ; помогающая при операциях; работающая с больными и ранеными). Для реализации этих и многих других функций медицинской сестре необходимы специальные знания, подготовка и программы обучения. Всё это легло в основу становления современного сестринского дела.
Таким образом, рассматривая данную тему подробно, мы можем детально понять особенности развития и становления сестринского дела в дореволюционной России. По приведённым жизненным эпизодам и по фамилиям людей, внёсших большой вклад в развитие сестринского дела, можно сделать вывод о том, какими душевными качествами обладали люди, решившие всю свою жизнь посвятить медицине. Мы видим, что процесс становления идёт неравномерно, наблюдаются периоды подъёма и спада, но труднее всего приходилось отечественному сестринскому делу в годы различных войн. Особенно значима стала в этом плане Крымская война. Однако, можно заметить, что именно подобные экстренные ситуации больше всего способствовали интенсивному развитию сестринского дела.
Для себя могу отметить то, что выбирая нелегкий путь медика, необходимо в первую очередь думать о людях не как о пациентах, а как о тех, кому действительно нужна помощь во всех направлениях, и относиться к ним стоит, применяя все лучшие качества человека, которые есть внутри каждого из нас.
Список литературы
- Бакунина Е.М. Воспоминания сестры милосердия Крестовоздвиженской общины(1854-1860гг.). М.: Изд. ЭКСМО, 2000.
- Варнек Т.А. Воспоминания сестры милосердия. М.: Изд. АСТ, 2014.
- Данилова А. Судьбы закон печальный. Жёны сыновей Павла1. Биографические хроники. – М.,2007.
- Коэн Б.В. Флоренс Найтингейл. В мире науки. 1984; 5:80-88.
- Макарова Л. Даша Севастопольская. Загадки истории. 2016; 41:131.
- Мельникова Л.В. Крестовоздвиженская община сестёр попечения о раненых как прообраз Красного Креста // Российская история, 2009. № 5. С.119-134
- Постернак А.В. Очерки из истории общин сестёр милосердия. – М.,2001
- Тургенев И.С. Памяти Ю.И. Вревской.
- Хохлов В.Г. Руки, возвращающие к жизни. Вера Игнатьевна Гедройц – хирург и поэт. 2013
- Дина Яфасова. Истоки сестринского дела. Глава 2 / Дина Яфасова [Электронный ресурс].
- Дина Яфасова. Истоки сестринского дела. Глава 3 / Дина Яфасова [Электронный ресурс].
- Дина Яфасова. Истоки сестринского дела. Глава 7 / Дина Яфасова [Электронный ресурс].