Проект "Отношение учащихся к чтению художественной литературы"
В готовой исследовательской работе по литературе "Отношение учащихся нашей школы к чтению художественной литературы" ученицей 10 класса МБОУ «СОШ №2 пгт. Кировский была поставлена цель, выяснить отношение учащихся 9-10 –х классов к чтению художественной литературы. Для этого среди школьников был проведен опрос о чтении книг.
Подробнее о работе:
В ученическом исследовательском проекте по литературе на тему "Отношение учащихся нашей школы к чтению художественной литературы" автор проводит социологический опрос среди учащихся 9-10 –х классов для выяснения информации о качестве чтения текстов художественной литературы среди старшеклассников, проводит анализ рассказа А.П. Чехова «Белолобый» в полном и кратком изложении, приходит к выводу о том, каким должно быть чтение художественной литературы.
В индивидуальном детском проекте "Отношение учащихся нашей школы к чтению художественной литературы" автор составляет рекомендации по чтению художественной литературы и утверждает, что для полного понимания художественного произведения и качественной подготовки к урокам литературы необходимо читать литературные произведения в их полном объеме.
Оглавление
Введение
1. Социологический опрос о чтении.
2. А.П. Чехов «Белолобый».
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Литература, как предмет, призвана формировать жизненную позицию человека в свете общечеловеческих идеалов. О воспитательном значении литературы говорили многие выдающиеся писатели и мыслители. Крылатыми стали слова Николая Чернышевского: «Литература - учебник жизни».
С развитием интернета стали появляться специализированные сервисы для упрощения подготовки к урокам литературы, которые предоставляют ученикам тексты кратких содержаний художественных произведений. Однако такое упрощение очень сильно сказывается на уровне подготовки учащихся – краткое содержание не только не передает всю художественную ценность произведения, но и зачастую не дает даже базовых знаний по тексту.
Эта проблема актуальна и для нашей школы, поэтому мы решили проверить, насколько тщательно учащиеся готовятся к урокам литературы.
Объект исследовательской работы – круг детского чтения учащихся.
Предмет исследования:отношение учащихся 9-10 –х классов к чтению художественной литературы.
Цель работы: выяснить отношение учащихся 9-10 –х классов к чтению художественной литературы.
Задачи:
- провести социологический опрос среди учащихся 9-10 –х классов для выяснения информации о качестве чтения текстов художественной литературы;
- проанализировать текст художественного произведения в полном и кратком изложении, сделать вывод о том, каким должно быть чтение художественной литературы;
- разработать рекомендации по чтению художественной литературы.
Гипотеза: мы предполагаем, что часть обучающихся готовится к урокам литературы по текстам художественных произведений не в полном изложении, что сказывается на качестве чтения.
Методы исследования: сбор данных, обработка информации, анкетирование, практическая работа.
Социологический опрос о чтении художественной литературы
Мы провели социологический опрос по следующим вопросам и получили такие результаты:
1. Читаешь ли ты тексты художественной литературы к уроку?
А) да
Б) нет
2. Как ты работаешь с текстом?
А) читаю текст в полном изложении;
Б) читаю текст в кратком изложении;
В) слушаю аудиозапись + текст в полном изложении;
Г) слушаю аудиозапись.
3. В каком формате ты чаще всего предпочитаешь пользоваться текстом художественной литературы?
А) книга
Б) распечатка
В) электронный носитель.
В результате социологического опроса мы выяснили, что большинство учащихся 9-10 классов (89,1%) читают тексты художественной литературы к уроку.
45,6% опрошенных читают текст в полном изложении, 16,4% слушают аудио запись и читают текст в полном изложении, и 36,9% учащихся читают текст только в кратком изложении.
Из числа опрошенных 76% учеников предпочитают читать художественные произведения в книгах, 21,7% же выбирают читать заданные тексты на электронных носителях.
Таким образом, было выяснено, что проблема чтения произведений в кратком изложении достаточно актуальна в нашей школе.
Опрос по рассказу А.П. Чехова «Белолобый»
В ходе работы мы предложили ученикам ответить на некоторые вопросы по произведению, основываясь сначала на кратком содержании, а после на полном тексте произведения.
Для этого мы использовали рассказ А.П. Чехова «Белолобый» и следующие вопросы:
- Белолобый, кто это?
- Сколько было волчат?
- Где находилось зимовье?
- Как звали сторожа?
- Сколько ему было лет?
- Как звали собаку сторожа?
- Когда щенок ушел домой?
- Кто помешал волчихе украсть ягненка во второй раз?
- «Что там?- спросил хриплым голосом __________, ночевавший у него в эту ночь и разбуженный шумом». Назовите героя.
- Как был наказан Белолобый?
Ученикам был предложен текст краткого содержания произведения с одного из Интернет-ресурсов.
Рассказ А.П. Чехова «Белолобый» в кратком изложении
В рассказе «Белолобый» действуют очеловеченные герои: волки, собаки. Есть тут, конечно, и люди, но они не играют большой роли. Главная героиня – старая волчица, которой нужно кормить своих детей. Ей очень тяжело – она плохо видит, подводит нюх, мучает постоянный голод.
Надеясь на хорошую добычу и забыв страх, она влезает в хлев и ворует барашка, который оказывается на её удивление – щенком. Не самым, видимо, умным, но, зато, добрым – он позволяет себя утащить в логово, играет с волчатами. Голодная волчица хочет его съесть, но не переносит собачьего духа.
В итоге, белолобый щенок возвращается домой, а на него хозяин сваливает вину за беспорядок и поломанную крышу – волчица спасена, к счастью, и может вернуться к своим ещё беспомощным детям.
В результате было выяснено, что после прочтения краткого содержания ученики смогли ответить в лучшем случае на два вопроса из предложенных десяти. Далее учащимся было предложено прочесть произведение в полном изложении.
А.П. Чехов «Белолобый»
Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Ее волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла.
Был уже весенний месяц март, но по ночам деревья трещали от холода, как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать. Волчиха была слабого здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том, как бы дома без нее кто не обидел волчат. Запах человеческих и лошадиных следов, пни, сложенные дрова и темная унавоженная дорога пугали ее; ей казалось, будто за деревьями в потемках стоят люди и где-то за лесом воют собаки.
Она была уже не молода и чутье у нее ослабело, так что, случалось, лисий след она принимала за собачий в иногда даже, обманутая чутьем, сбивалась с дороги, чего с нею никогда не бывало в молодости. По слабости здоровья она уже не охотилась на телят и крупных баранов, как прежде, и уже далеко обходила лошадей с жеребятами, а питалась одною падалью; свежее мясо ей приходилось кушать очень редко, только весной, когда она, набредя на зайчиху, отнимала у нее детей или забиралась к мужикам в хлев, где были ягнята.
В верстах четырех от ее логовища, у почтовой дороги, стояло зимовье. Тут жил сторож Игнат, старик лет семидесяти, который все кашлял и разговаривал сам с собой; обыкновенно ночью он спал, а днем бродил по лесу с ружьем-одностволкой и посвистывал на зайцев. Должно быть, раньше он служил в механиках, потому что каждый раз, прежде чем остановиться, кричал себе: «Стоп, машина!» и прежде чем пойти дальше: «Полный ход!» При нем находилась громадная черная собака неизвестной породы, по имени Арапка. Когда она забегала далеко вперед, то он кричал ей: «Задний ход!» Иногда он пел и при этом сильно шатался и часто падал (волчиха думала, что это от ветра) и кричал: «Сошел с рельсов!»
Волчиха помнила, что летом и осенью около зимовья паслись баран и две ярки, и когда она не так давно пробегала мимо, то ей послышалось, будто в хлеву блекли. И теперь, подходя к зимовью, она соображала, что уже март и, судя по времени, в хлеву должны быть ягнята непременно. Ее мучил голод, она думала о том, с какою жадностью она будет есть ягненка, и от таких мыслей зубы у нее щелкали и глаза светились в потемках, как два огонька.
Изба Игната, его сарай, хлев и колодец были окружены высокими сугробами. Было тихо. Арапка, должно быть, спала под сараем.
По сугробу волчиха взобралась на хлев и стала разгребать лапами и мордой соломенную крышу. Солома была гнилая и рыхлая, так что волчиха едва не провалилась; на нее вдруг прямо в морду пахнуло теплым паром и запахом навоза и овечьего молока. Внизу, почувствовав холод, нежно заблеял ягненок. Прыгнув в дыру, волчиха упала передними лапами и грудью на что-то мягкое и теплое, должно быть, на барана, и в это время в хлеву что-то вдруг завизжало, залаяло и залилось тонким, подвывающим голоском, овцы шарахнулись к стенке, и волчиха, испугавшись, схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон...
Она бежала, напрягая силы, а в это время Арапка, уже почуявшая волка, неистово выла, кудахтали в зимовье потревоженные куры, и Игнат, выйдя на крыльцо, кричал:
— Полный ход! Пошел к свистку!
И свистел, как машина, и потом — го-го-го-го!.. И весь этот шум повторяло лесное эхо.
Когда мало-помалу все это затихло, волчиха успокоилась немного и стала замечать, что ее добыча, которую она держала в зубах и волокла по снегу, была тяжелее и как будто тверже, чем обыкновенно бывают в эту пору ягнята; и пахло как будто иначе, и слышались какие-то странные звуки... Волчиха остановилась и положила свою ношу на снег, чтобы отдохнуть и начать есть, и вдруг отскочила с отвращением.
Это был не ягненок, а щенок, черный, с большой головой и на высоких ногах, крупной породы, с таким же белым пятном во весь лоб, как у Арапки. Судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка. Он облизал свою помятую, раненую спину и, как ни в чем не бывало, замахал хвостом и залаял на волчиху. Она зарычала, как собака, и побежала от него. Он за ней. Она оглянулась и щелкнула зубами; он остановился в недоумении и, вероятно, решив, что это она играет с ним, протянул морду по направлению к зимовью и залился звонким радостным лаем, как бы приглашая мать свою Арапку поиграть с ним и с волчихой.
Уже светало, и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником, то было видно отчетливо каждую осинку, и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи, обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка.
«Зачем он бежит за мной? — думала волчиха с досадой. — Должно быть, он хочет, чтобы я его съела».
Жила она с волчатами в неглубокой яме; года три назад во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну, отчего и образовалась эта яма. Теперь на дне ее были старые листья и мох, тут же валялись кости и бычьи рога, которыми играли волчата. Они уже проснулись и все трое, очень похожие друг на друга, стояли рядом на краю своей ямы и, глядя на возвращавшуюся мать, помахивали хвостами. Увидев их, щенок остановился поодаль и долго смотрел на них; заметив, что они тоже внимательно смотрят на него, он стал лаять на них сердито, как на чужих.
Уже рассвело и взошло солнце, засверкал кругом снег, а он все стоял поодаль и лаял. Волчата сосали свою мать, пихая ее лапами в тощий живот, а она в это время грызла лошадиную кость, белую и сухую; ее мучил голод, голова разболелась от собачьего лая, и хотелось ей броситься на непрошенного гостя и разорвать его.
Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимания, он стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам. Теперь, при дневном свете, легко уже было рассмотреть его... Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак; глаза были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей мордычрезвычайно глупое. Подойдя к волчатам, он протянул вперед широкие лапы, положил на них морду и начал:
— Мня, мня... нга-нга-нга!..
Волчата ничего не поняли, но замахали хвостами. Тогда щенок ударил лапой одного волчонка по большой голове. Волчонок тоже ударил его лапой по голове. Щенок стал к нему боком и посмотрел на него искоса, помахивая хвостом, потом вдруг рванулся с места и сделал несколько кругов по насту. Волчата погнались за ним, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они втроем напали на него и, визжа от восторга, стали кусать его, но не больно, а в шутку. Вороны сидели на высокой сосне и смотрели сверху на их борьбу, и очень беспокоились. Стало шумно и весело. Солнце припекало уже по-весеннему; и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными.
Обыкновенно волчихи приучают своих детей к охоте, давая им поиграть добычей; и теперь, глядя, как волчата гонялись по насту за щенком и боролись с ним, волчиха думала:
«Пускай приучаются».
Наигравшись, волчата пошли в яму и легли спать. Щенок повыл немного с голоду, потом также растянулся на солнышке. А проснувшись, опять стали играть.
Весь день и вечером волчиха вспоминала, как прошлою ночью в хлеву блеял ягненок и как пахло овечьим молоком, и от аппетита она все щелкала зубами и не переставала грызть с жадностью старую кость, воображая себе, что это ягненок. Волчата сосали, а щенок, который хотел есть, бегал кругом и обнюхивал снег.
«Съем-ка его...» — решила волчиха.
Она подошла к нему, а он лизнул ее в морду и заскулил, думая, что она хочет играть с ним. В былое время она едала собак, но от щенка сильно пахло псиной, и, по слабости здоровья, она уже не терпела этого запаха; ей стало противно, и она отошла прочь...
К ночи похолодело. Щенок соскучился и ушел домой.
Когда волчата крепко уснули, волчиха опять отправилась на охоту. Как и в прошлую ночь, она тревожилась малейшего шума, и ее пугали пни, дрова, темные, одиноко стоящие кусты можжевельника, издали похожие на людей. Она бежала в стороне от дороги, по насту. Вдруг далеко впереди на дороге замелькало что-то темное... Она напрягла зрение и слух: в самом деле, что-то шло впереди, и даже слышны были мерные шаги. Не барсук ли? Она осторожно, чуть дыша, забирая все в сторону, обогнала темное пятно, оглянулась на него и узнала. Это, не спеша, шагом, возвращался к себе в зимовье щенок с белым лбом.
«Как бы он опять мне не помешал», — подумала волчиха и быстро побежала вперед.
Но зимовье было уже близко. Она опять взобралась на хлев по сугробу. Вчерашняя дыра была уже заделана яровой соломой, и по крыше протянулись две новые слеги. Волчиха стала быстро работать ногами и мордой, оглядываясь, не идет ли щенок, но едва пахнуло на нее теплым паром и запахом навоза, как сзади послышался радостный, заливчатый лай. Это вернулся щенок. Он прыгнул к волчихе на крышу, потом в дыру и, почувствовав себя дома, в тепле, узнав своих овец, залаял еще громче... Арапка проснулась под сараем и, почуяв волка, завыла, закудахтали куры, и когда на крыльце показался Игнат со своей одностволкой, то перепуганная волчиха была уже далеко от зимовья.
— Фюйть! — засвистел Игнат. — Фюйть! Гони на всех парах!
Он спустил курок — ружье дало осечку; он спустил еще раз — опять осечка; он спустил в третий раз — и громадный огненный сноп вылетел из ствола и раздалось оглушительное «бу! бу!» Ему сильно отдало в плечо; и, взявши в одну руку ружье, а в другую топор, он пошел посмотреть, отчего шум...
Немного погодя он вернулся в избу.
— Что там? — спросил хриплым голосом странник, ночевавший у него в эту ночь и разбуженный шумом.
— Ничего... — ответил Игнат. — Пустое дело. Повадился наш Белолобый с овцами спать, в тепле. Только нет того понятия, чтобы в дверь, а норовит все как бы в крышу. Намедни ночью разобрал крышу и гулять ушел, подлец, а теперь вернулся и опять разворошил крышу.
— Глупый.
— Да, пружина в мозгу лопнула. Смерть не люблю глупых! — вздохнул Игнат, полезая на печь. — Ну, божий человек, рано еще вставать, давай спать полным ходом...
А утром он подозвал к себе Белолобого, больно оттрепал его за уши и потом, наказывая его хворостиной, все приговаривал:
— Ходи в дверь! Ходи в дверь! Ходи в дверь!
После прочтения произведения в полном содержании, абсолютное большинство учеников ответило на все десять вопросов по рассказу.
Заключение
В современном мире компьютерных технологий и Интернета вопрос чтения по-прежнему актуален. Проведя исследование, мы увидели, что 36,9% учащихся читают тексты художественных произведений только в их кратком изложении, что доказывает важность поднятого нами вопроса.
В ходе эксперимента мы доказали, что чтение только краткого содержания художественных произведений не дает должной подготовки к урокам литературы и базовых знаний по тексту. Для того чтобы понять смысл и художественную ценность изучаемых на уроке литературы произведений, нужно читать их в полном изложении. Не зря А.С. Пушкин писал «Чтение – есть самое главное в жизни обучение», и с этим нельзя не согласиться.
В связи с чем нами разработаны следующие рекомендации: читать текст художественной литературы только в полном изложении, читать ежедневно вслух и про себя не менее 40-45 минут в день; читая, обращать внимание на поступки героев, анализировать их, делать для себя выводы; учиться у героев хорошим манерам и хорошим поступкам.
Данный материал можно использовать классными руководителями во время проведения родительских собраний, круглых столов и бесед на классных часах о пользе чтения.
Литература
- Рассказ А.П. Чехова «Белолобый»
- Краткое изложение рассказа с Интернет-ресурса.
- Ресурсы Сети Интернет.
Приложение. Сочинения–эссе «Моя любимая книга»
Григорьев Дмитрий, 7б класс
Я прочитал произведение Гавриила Николаевича Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». В нём рассказывалось о трагической судьбе шотландского сеттера по кличке Бим, умной и благородной собаке.
Я был очень огорчён концовкой повести. Иван Иванович – хозяин Бима – попал в больницу в другой город из-за сердечного приступа, оставив собаку под присмотром соседки, которая выпустила его на прогулку. Бим потерялся, так как искал своего хозяина и не смог найти. На пути собаки встречались как хорошие, так и плохие люди, из-за жестокости и равнодушия которых он и погиб, так и не встретившись с хозяином.
Мне очень жалко Бима. Я бы хотел, чтобы повесть закончилась иначе. Автор учит нас ценности дружбы, любви к животным, доброте, пониманию. Гавриил Николаевич изобличает злых, жестоких, равнодушных людей, которые относятся плохо не только к животным, но и к людям, совершая безнравственные поступки. Хочется верить, что в мире больше хороших и добрых людей.
Гвоздик Ксения, 7б класс
Мной прочитана книга Марии Евсеевой «Куда улетают самолеты», которая является одной из самых любимых моих книг. И я хочу поделиться своими впечатлениями с вами.
В этой книге рассказывается о мальчике, которого зовут Дима. Ему внезапно пришлось уехать в другой город, поступить в новую школу. И вот тогда его жизнь начала кипеть. Дима плохо ладил с одноклассниками, но всё же мальчик подружился с девочкой по имени Юля. Она всегда поддерживала его и даже тайно любила. Но Диме нравилась другая девочка Вика, живущая рядом с ним. Мальчик общался с ней по интернету, а позже попал из-за неё в драку. Нужно сказать, что у Димы был брат Игорь, которого он ужасно ненавидел, ведь из-за него пришлось переехать в другой город. Игорь был лётчиком и как-то раз со своими приятелями заступился за Диму по просьбе Юли. Вскоре он перестал ходить в школу.
Тогда его классная руководительница начала переживать. Она попросила Юлю навестить друга. Сразу же после окончания уроков Юля отправилась к Диме. Она спросила у него, почему он не ходит в школу. Тогда мальчик ответил ей, что во время учебно-испытательного полёта произошло крушение самолёта, в котором был Игорь. На глазах у Димы слёзы, но он продолжал говорить: «А я даже прощения попросить не успел. Дурак я! Ничего о родном брате не знал и даже не пытался…»
Только после этого происшествия Дима осознал, что Игорь не желал ему ничего плохого, а наоборот всегда пытался помочь. Мальчик решил извиниться перед братом. После потери сына мама говорит Диме, что хочет уехать из этого города и забыть всё то, что произошло за время, пока они жили в нём. Но мальчик начал уговаривать её не уезжать, так как он решил, что, как и брат, будет учиться в лётном училище.
Ведь только так он сможет хоть как- то извиниться перед Игорем. После этих слов мама бросилась к нему и закричала: «Не пущу!». Дима начал успокаивать её. И вдруг мама спрашивает у него: «Куда улетают самолёты?» Дима твёрдым голосом ответил: «Никуда они не улетают. Всё остаётся в сердце. Для каждого место…»
Мне очень понравилась книга, потому что она учит нас беречь своих близких и дорожить ими.
Суханова Елизавета, 7 «Б» класс
Я хочу рассказать о произведении Александра Грина «Алые паруса», которое было написано в 1922 г.
«Алые паруса» - это история матроса Лонгрена и его дочери Ассоль. Маленькая девочка, которая ходила в город, чтобы продать кораблики папы, однажды захотела запустить лодочку с алыми парусами и попала далеко в лес. Там она встретила старичка, который представился волшебником. У Ассоль было не легкое детство. Росла она без матери, друзей не было, над ней все смеялись, её никто не любил, кроме отца.
У неё была мечта, чтобы её забрал принц на корабле с алыми парусами. И когда жители узнали об этой мечте, они начали считать её не совсем нормальной и думали, что такого никогда не будет, но Ассоль продолжала верить и мечтать. Вот однажды один принц по имени Грей услышал о её мечте и приказал сшить на свой корабль паруса из алой ткани. И когда всё было готово, Грей приплыл туда, где жила Ассоль. Ассоль, увидев корабль прибежала к пристани, она была счастлива, ведь сбылась её детская мечта.
«Алые паруса» - это очень интересная и затягивающая история жизни и любви. Все, кто ещё не прочитал это произведение, обязательно прочтите.
Кононова Анастасия, 7 «Б» класс
Представить нашу жизнь без чтения просто невозможно, поэтому мне кажется, что у каждого человека есть любимая книга или произведение.
Мне очень понравился недавно прочитанный на уроке литературы рассказ Александра Куприна «Allez». На мой взгляд, писателем поднимаются очень важные темы в жизни обычных людей. Основной является тема любви, искренней, неразделенной любви гимнастки Норы к цирковому клоуну Менотти. Автор пытается рассказать об одиночестве человека среди других людей, о предательстве любимыми, о силе и слабости человека. Трагичность судьбы Норы в том, что Менотти – ее первая и искренняя любовь. Сироте – циркачке любовь была необходима, как воздух, потому что никто не проявлял к ней чувств заботы,переживаний и любви. Через год Менотти находит другую девушку, и Нора решается на самоубийство. Думаю, что даже с таким печальным финалом Куприн все равно хотел передать мысль о том, что даже тяжелые ситуации не стоят человеческой жизни.
Мне понравился этот довольно грустный рассказ тем, что в нем поднимается тема любви, вопросы предательства, обмана, слабости человека.