Соблюдение ЗОЖ школьниками
На втором этапе нашего исследования, мы каждый день в течении недели раздавали анкеты «Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня за текущий день» . В исследовании участвовали учащиеся 5 класса (17 человек) и учащиеся 9 класса (13 человек). После заполнения анкет мы проанализировали полученные данные и сделали соответствующие выводы.
12 марта:
5 класс: участвовали 15 школьников
А) Высокий уровень здоровья (+7,+5) : 9 школьников.
Б) Средний уровень здоровья (+4,+3) : 3 школьника
В) Низкий уровень здоровья (+2 и меньше) : 3 школьника
Оценка психосоциальных условий жизни.
А) Благоприятная (+2 и выше) : 11 школьников.
Б) Неблагоприятная(+1 и ниже) : 4 школьника.
Оценка режима дня.
А) Соответствует (+4,+3): 7 школьников.
Б) Не соответствует (+2 и меньше): 8 школьников.
9 класс: участвовали 10 школьников
А) Высокий уровень здоровья (+7,+5) : 4 школьников.
Б) Средний уровень здоровья (+4,+3) : 4 школьника
В) Низкий уровень здоровья (+2 и меньше) : 2 школьника
Оценка психосоциальных условий жизни.
А) Благоприятная (+2 и выше) : 2 школьников.
Б) Неблагоприятная(+1 и ниже) : 8 школьников.
Оценка режима дня.
А) Соответствует(+4,+3) : 4 школьников.
Б) Несоответствует(+2 и меньше) : 6 школьников.
13 марта:
5 класс: участвовали 13 школьников
А) Высокий уровень здоровья (+7,+5) : 6 школьников.
Б) Средний уровень здоровья (+4,+3) : 7 школьников.
В) Низкий уровень здоровья (+2 и меньше) : 0 школьников
Оценка психосоциальных условий жизни.
А) Благоприятная (+2 и выше) : 12 школьников.
Б) Неблагоприятная(+1 и ниже) : 1 школьника.
Оценка режима дня.
А) Соответствует(+4,+3) : 8 школьников.
Б) Не соответствует (+2 и меньше) : 5 школьников.
9 класс: участвовали 12 школьников
Б) Средний уровень здоровья (+4,+3) : 6 школьника
В) Низкий уровень здоровья (+2 и меньше) : 2 школьника
Оценка психосоциальных условий жизни.
А) Высокий уровень здоровья (+7,+5) : 4 школьников.
А) Благоприятная (+2 и выше) : 6 школьников.
Б) Неблагоприятная(+1 и ниже) : 4 школьника.
Оценка режима дня.
А) Соответствует(+4,+3) : 7 школьников.
Б) Несоответствует(+2 и меньше) : 5 школьников.
15 марта:
5 класс: участвовали 14 школьников
А) Высокий уровень здоровья (+7,+5) : 10 школьников.
Б) Средний уровень здоровья (+4,+3) : 2 школьника
В) Низкий уровень здоровья (+2 и меньше) : 2 школьника
Оценка психосоциальных условий жизни.
А) Благоприятная (+2 и выше) : 11 школьников.
Б) Неблагоприятная(+1 и ниже) : 3 школьника.
Оценка режима дня.
А) Соответствует(+4,+3) : 7 школьников.
Б) Несоответствует(+2 и меньше) : 7 школьников.
9 класс: участвовали 10 школьников
А) Высокий уровень здоровья (+7,+5) : 7 школьников.
Б) Средний уровень здоровья (+4,+3) : 1 школьника
В) Низкий уровень здоровья (+2 и меньше) : 2 школьника
Оценка психосоциальных условий жизни.
А) Благоприятная (+2 и выше) : 9 школьников.
Б) Неблагоприятная(+1 и ниже) : 1 школьника.
Оценка режима дня
А) Соответствует(+4,+3) : 5 школьников.
Б) Не соответствует (+2 и меньше) : 5 школьников.
Заключение
В первый день практической работы у большинства учеников 5 класса был высокий уровень здоровья, но лишь у 6 учащихся было пониженное самочувствие. У 9 класса в отличие от 5 класса состояние здоровья было хуже. Из-за того что у 9 класса больше умственной нагрузки они чаще ссорились и переживали. В этот же день у учащихся 5 класса были благоприятные психосоциальные условия жизни. В этот день у учеников 9 и 5 класса режим дня не соответствовал норме.
Во второй день этой работы у 50% учеников 5 класса состояние здоровья повысилось, а у учеников 9 класса уровень здоровья остался стабильным. У всех учеников 5 класса была благоприятная оценка психосоциальных условий жизни, но лишь у 1 ученика оценка была неблагоприятная. А у учеников 9 класса особенности психосоциальных условий стали значительно благоприятней. У 5 и 9 классов режим дня улучшился.
В конце недели ученики 5 и 9 классов показали лучший результат своего здоровья. У 9 класса оценка психосоциальных условий жизни оказалась лучшей в последний день, а 5 класс в последний день показал средний результат. Самым лучшим показателем у 5 класса психосоциальных условий стал во второй день. У 50% учеников этих классов режим дня соответствовал норме. У 9 и 5 классов лучший результат режима дня был показан во 2 день.
Психическое состояние и социальные условия жизни – значительные факторы, определяющие здоровье современного человека, поэтому мы посчитали необходимым рассмотреть их более подробно в процессе практической работы. Мы уже знаем, что стрессы, отрицательные эмоции, неуверенность в себе и неблагоприятные социальные условия жизни – важные факторы риска для здоровья человека. Наша задача состояла в том, чтобы научить школьников не только проводить анализ своего психического состояния, но в последующем и управлять своими эмоциями.
На основе проведённой работы мы написали рекомендации учащимся школы, ознакомили с проведённым исследованием учеников 5 и 9 классов, какие проблемы могут возникнуть при несоблюдении режима дня, как влияет образ жизни на состояние здоровья школьника, участвовали в экологической конференции в школе «Природа встречает друзей», дали рекомендации классным руководителям «О состоянии психосоциальных условий и режиме дня» учащихся 5 и 9 классов.
Рекомендации школьникам:
Главными условиями, способствующими укреплению здоровья школьника , являются режим дня, двигательная активность, питание, общение с природой
1. Режим дня дает возможность придерживаться разумных правил, предусмотренных самой природой (ритмы сна и бодрствования, труда и отдыха, приемов пищи и др.). Подобный порядок возник в результате исторического развития вида Человек разумный – Homo sapiens. Если человек живет по режиму, его организм испытывает меньшую нагрузку, затраченные силы быстрее восстанавливаются.
Многие ученики в настоящее время занимаются дополнительно не только в кружках и секциях, но и с репетиторами. В средней и старшей школе свободное время многих учащихся расписано буквально по минутам.
Не следует забывать, что неправильное формирование режима дня может привести к переутомлению, нервным срывам и снижению успеваемости. Классным руководителям необходимо постоянно проводить разъяснительную работу как среди учеников, так и среди родителей.
2. Смена деятельности
Общая продолжительность движения в режиме дня школьника должна составлять: в 11-14 лет – около 4 часов; в 15-17 лет – 3-4 часа.
Утомление, возникающее ежедневно, способно накапливаться и переходить в переутомление. Начинают проявляться нарушения ритма сердечно-сосудистых сокращений, изменения артериального давления, потеря аппетита. Проявляются нервно-психические расстройства: раздражительность, капризность, беспричинные страхи, бессонница.
Возникает стойкое снижение работоспособности и сопротивляемости организма неблагоприятным факторам. При переутомлении эти признаки не исчезают после кратковременного отдыха или достаточного по продолжительности ночного сна. Для полного восстановления сил требуется длительный отдых, а иногда лечебные процедуры.
3. Движение – это природное свойство человека. Двигательная активность человека влияет на сохранение и укрепление здоровья, повышает общий тонус и жизнеспособность организма, стимулирует защитные силы организма. Двигательная активность способствует развитию всех систем и органов, включая сердечно-сосудистую.
Школьники нередко ведут малоподвижный образ жизни, объясняя это отсутствием возможности или времени для занятий спортом. Регулярные занятия спортом способствуют повышению эффективности работы дыхательной системы.
При этом снижается частота дыхательных движения и увеличивается жизненная емкость легких. В результате однотипных движений или длительного сидения (стояния) могут возникнуть изменения в кровообращении, у многих школьников формируется неправильная осанка. В день необходимо посвятить не менее 30 мин умеренной мышечной нагрузке.
Литература
- Биология .5 -9 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.- сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009. -186 с.
- Материалы Всероссийской научно – практической конференции, Издательский дом ПАГАНЕЛЬ., Москва 2015
- А. М. Цузмер, О.Л. Петришина «Биология. Человек и его здоровье», Москва, 1994
- Прохоров Б.Б. Экология человека. Терминологический словарь [Под ред.Б. Б. Прохоров]. - Ростов н/Д: Феникс, 2005 - 476 с.
- Прохоров Б.Б. Экология человека: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. [Под ред.Б. Б. Прохоров]. - М.: Академия, 2003 - 320 с.
- Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М.1998.с.18
- Алексеева Т.И. Экология человека. Учебное пособие (Под руководством Т.И.Алексеева, А.И. Козлова – 2000. – 300с.)
Перейти к содержанию
Исследовательской работы "Влияние образа жизни на состояние здоровья школьника"