Фольклор и религия казаков
Фольклор казаков
Казаки – известные острословы. Пословицы, поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого. Без коня казак кругом сирота. Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет. Терпи казак,- атаманом будешь.
Казачьи сказки являются частью русского фольклора, хотя и имеют свои особенности.
Да вчера был на рыбалке – оса на губу села…
И ужалила?
Слава Богу не успела! Брат её веслом убил!
(сказка-диалог-анекдот)
Песни казаков - это не только идеальное выражение казачьей души, а и истинное отражение судьбы всего казачества.
Песня окружала казаков с детства до могилы. С песнями рождались, с песней шли воевать, песнями мерили расстояние, застольные песни и песни свадебных обрядов. Песни исторические, былинные и сказочные. Гимны войсковые и полковые. Каждый казак знал более тысячи песен.
Традиции и религия казачества
Воспитывая казака как слугу государства, православная церковь укрепляла в казачьей среде уважение к закону и доверие к государственной власти. Значение церкви в жизни казачьей семьи, в воспитании таких духовных качеств, как верность семье, послушание, стыд, грех. Казаки были гостеприимны, почитали родителей, повиновались начальникам и с благоговением чтили имя своего государя.
Казаки свято чтили образы церковных деятелей. Из служителей Русской православной церкви наибольшим почитанием среди казаков Приамурья пользовался святитель Иннокентий Иркутский. Образ святителя Иннокентия стал самым почитаемым православным символом среди казаков Амура.
В некоторых домах, по преданию, хранились принадлежащие ему вещи. В честь святителя Иннокентия назывались церкви и часовни. Главным и одним из самых ранних элементов культуры православия был крест — место тяжкого испытания Христа во имя спасения людей.
В религиозной жизни казачества предметом общения с Богом, поклонения ему была икона. Амурские казаки особо чтили Святую Албазинскую икону Богоматери, именуемую «Слово Плоть Бысть». Сейчас Албазинская икона Божией Матери «Слово Плоть Бысть» находится в городе Благовещенске, в Благовещенской церкви. Праздник иконы Албазинской Божьей Матери, отмечается 9 марта.
Наряду с православными идеалами, в казачьем быту широкое распространение получили различные суеверия. Находясь в лесу, казаки задабривали дедушку лесного, в воде – дедушку водяного, в избе - дедушку домового. Они верили в порчу, колдовство, дурной глаз, заговоры, нередко обращались к помощи знахарей.
Большое значение у казаков имели обряды. Модным считалось «умыкнуть» невесту из другого села.
В духе народной традиции девушки гадали на свою судьбу под Рождество и на Новый год, а дети ходили из дома в дом, славили Христа. Затем наступали более веселые времена – святки, когда по улицам бегали незлобивые духи - шаликулы и устраивали мелкие пакости. Весело отмечали казаки масленицу, пасхальные дни. Любимым праздником была Троица.
Заключение
В заключение проекта хотелось сказать, что Амурские казаки были призваны на Дальний Восток для охраны земель. Они заселили Амурскую область. Также они передали свою мудрость, накопленную веками из уст в уста чтобы она дошла до нас.
Особенности Амурского казачества прослеживаются в социально-хозяйственном укладе жизни, воинской службе, менталитете и культуре.
Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.
Перейти к содержанию
Исследовательской работы "Амурские казаки"