Что такое батик?
Батик
Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
Занимаясь декоративно-прикладным творчеством подросток знакомиться с разными стилевыми направлениями искусства, с основными правилами и законами изображения, с композиционными особенностями росписи ткани, с разными выразительными средствами искусства, с традициями разных народов, и с многими другими аспектами художественной культуры.
Художественно-выразительные и технологические особенности Батика
Один из наиболее плодотворных способов выразить себя, направить свою энергию в нужное русло, служит включение в собственную художественную творческую деятельность.
Декоративно-прикладное искусство является одним из самых интересных и доступных направлений в творчестве. Декоративная роспись ткани даёт большой простор для творчества. Это и декорирование тканей, панно, картины, обустройство интерьера (всевозможные подушки, шторы, торшеры, накидки, салфетки, скатерти и т.д.), одежда.
Осваивая батик, человек сталкивается с разными видами и законами искусства. Батик очень разнообразен по средствам выразительности, содержанию, рассматривает композиционные особенности, цветовое решение того или иного изделия, стилистические особенности и разнообразные национальные традиции.
Традиционные и современные технологии батика
Батиком называют разнообразные виды и способы росписи ткани. Сама техника батика очень древняя, но принципы, лежащие в ее основе, не меняются веками.
Холодный и горячий батик основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих течку краски по полотну. В холодном батике резервирующий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается изделие.
Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и использование этого контура для разнообразных орнаментальных разработок придают рисунку графически четкий характер. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограниченно.
В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются отдельные участки ткани для предохранения их от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных технических приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм, в особенности цветочных композиций.
В горячем батике различают следующие основные способы работы:
- Простой батик (в одно перекрытие).
- Сложный батик (в два и более перекрытий).
- Работу от пятна.
Простой батик - это роспись ткани в одно перекрытие. Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим составом. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент.
Роспись горячим батиком в одно перекрытие можно сочетать с вливанием краски одного или нескольких цветов в отдельные ограниченные резервом элементы орнамента.
Такая заливка производится до перекрытия всей плоскости ткани фоновой краской; после высыхания залитых краской участков их покрывают резервирующим составом и только потом производят перекрытие фона и каймы. В данном случае одноцветный рисунок, который обычно получается при способе росписи простым батиком, дополняется другими цветами.
Роспись способом сложного батика состоит из нескольких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова наносят рисунок резервирующим составом и снова перекрывают всю поверхность натянутой на раму ткани. Такие перекрытия можно повторять до четырех раз. Перекрытия идут последовательно от светлого тона к темному тону.
Роспись от пятна - самая сложная и интересная работа по оформлению ткани. Этим способом обычно выполняются изделия, украшенные растительным орнаментом. Принцип работы тот же, что и в сложном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий всей ткани здесь на полотно в соответствии с эскизом наносят расплывчатые пятна разных цветов.
По каждому из этих пятен идет соответствующая эскизу первоначальная прорисовка орнамента резервирующим составом, далее эти же пятна или соседние с ними участки фона перекрывают другим цветом, и снова идет дальнейшая дорисовка орнамента. Эту процедуру можно повторять не более трех раз.
Перед последним перекрытием окончательно прорисовывают орнамент и в заключение все полотно перекрывают каким-либо темным цветом. Как правило, такого рода рисунки всегда имеют темный фон, так как необходимо, чтобы он перекрыл краску, расплывшуюся за пределы рисунка.
Происходит работа сложным батиком как бы на отдельных участках декорируемой ткани. Это дает возможность при небольшом количестве перекрытий добиться тончайших переходов цветов и их оттенков. При росписи необходимо следить, чтобы каждый слой краски, накладываемой на ткань, полностью просыхал, а резервирующий состав (воск, парафин) застывал.
Для дополнительного удаления резерва ткань можно помять и сильно встряхнуть. После этого нужно на стол уложить два-три слоя газет, сверху положить лист оберточной бумаги, затем разрисованную ткань, поверх нее снова положить оберточную бумагу, газеты и прогладить горячим утюгом. Под утюгом резервирующий состав расплавится и впитается в бумагу.
Кроме описанных выше способов оформления ткани с применением горячего резервирующего состава, существует очень эффектный прием отделки законченного рисунка. Это так называемый эффект кракле, который был использован в создании изделия “Сирин, птица райская”.
После того как нанесен основной рисунок (но не более чем в два перекрытия), ткань, натянутая на раму, при помощи широкой кисти - флейца - сплошь покрывается разогретым резервирующим составом.
Когда он застынет, ткань снимают с рамы, осторожно сминают и встряхивают, чтобы на слое резерва появились частые трещины, затем ткань снова натягивают на раму и губчатым или ватным тампоном перекрывают более темной краской.
Краска, проникая в трещины, оставляет на ткани тонкую темную сетку, сквозь которую просвечивает ранее нанесенный рисунок. Снятие резервирующего состава производится ранее описанным способом.
Свободная роспись производится без применения резервирующих составов. Рисунок наносят на ткань различными красками свободными мазками, только окончательная отделка рисунка иногда производится при помощи холодного резерва. Свободная роспись имеет много самых разнообразных приемов.
Для выполнения всех трех способов росписи ткань натягивается на раму (пяльца), причем необходимо строго соблюдать взаимно перпендикулярное расположение нитей основы и утка, а также параллельное их расположение каждой из сторон рамы. Натянутая ткань должна напоминать барабан.
Свободная роспись по сырому. Порядок выполнения работы следующий. Участок ткани, на который будет наноситься изображение, необходимо смочить водой. После этого необходимо начать роспись кистью или тампоном, слегка касаясь поверхности ткани.
Проводя по одному месту красителями и тампонами разной ширины или смешивая краситель прямо на ткани, можно получить очень интересные оттенки цвета. Работу следует закончить до высыхания ткани, иначе образуются затёки с грубым контуром; особенно аккуратными надо быть при росписи фона или больших плоскостей узора, где работать надо быстро и уверенно. Техника росписи по сырому придаёт работе эффект воздушности за счёт плавного перетекания красок.
Свободная роспись с применением солевого раствора. Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань в зависимости от характера рисунка либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введен раствор поваренной соли.
Все это ограничивает течку краски по ткани, дает возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом.
Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом. При росписи ткани, предварительно пропитанной солевым раствором, заливка участков фона каким-либо цветом исключается, так как в этом случае краска не может ровно растекаться по поверхности ткани.
Соединяя роспись жидкими, слегка растекающимися красками с росписью более густыми, можно достичь интересных художественных эффектов в разработке цветочного орнамента, в покрытии фоновых плоскостей.
Узелковая техника считается самой древней техникой батика, и появилась она в Индокитае еще до VII века.
Технология узелкового батика проста. Точно так же, как и в других методиках батика, ткань следует зарезервировать от попадания краски, но для этого используется не резервирующий состав, а различные веревки, нитки, жгуты.
Ткань плотно обматывают в виде различных узелков, а затем опускают в краску (или наносят краску кистью). После процесса крашения места ткани, обмотанные нитками, остаются не прокрашенными, а рисунок на ткани, получаемый таким способом, зависит от способов завязывания, обматывания, складывания и прошивания отдельных ее фрагментов. Узелки вяжутся или вручную, или выполняются с помощью крючков и иголок.
Первый этап. Для узелкового батика используют хлопчатобумажные, шелковые или шерстяные ткани и соответствующие для них краски. Ткань готовится по общим правилам подготовки ткани к росписи. Перед скручиванием на ткань иногда наносят цветные полоски, брызги или пятна.
Второй этап. Результат росписи - рисунок на ткани напрямую зависит от узлов: можно получить круги, только границу круга, различные полосы. Можно так скрутить ткань, что после окрашивания и разворачивания можно получить стилизованный цветок или листик и т.д. Если внутрь узелков поместить мелкие предметы (термостойкие пуговицы, камешки, горошины, стеклянные шарики и т.п.), в результате получается различная фактура ткани.
Третий этап. Ткань опускается в емкость с краской. Если художник планирует получить резкие границы переходов краски, то изначально следует брать сухую ткань. Напротив, если планируется получить размытые границы с плавными переходами, то ткань перед скручиванием предварительно увлажняют.
После вышеописанных процедур ткань погружается в раствор соли, кипятится в нем около 10 - 15 минут, после чего туда же добавляется краситель (1 часть краски на 50 частей соленой воды). Обычно процесс закрепления краски на небольшом огне занимает час кипячения.
Четвертый этап - постобработка. После первых трех этапов следует заключительный, четвертый этап. Нужно хорошо промыть ткань в проточной воде (сначала с узлами, а потом без них) и, высушив работу, операцию при желании можно повторить с красителем другого цвета, удаляя старые узелки и завязывая новые. Для того, чтобы получить области различных цветов, тогда при окрашивании «лишняя» ткань заворачивается на палочку, и области прокрашиваются в соответствующих красителях отдельно.
Современный батик
Современный батик, хоть и сохраняющий традиции, несет линейное изображение листьев, цветов и птиц. Такой батик обычно зависит от воли дизайнера, а не методических рекомендаций для традиционных мастеров батика. Заметно это так же по цветовой гамме, используемой современными дизайнерами.
Мастера уже не зависят от традиционных красок, ведь химические краски способны дать любой цвет и оттенок, который им нужен. Дизайнеры моды (например, Иван Тюрта) смело представили батик на мировых подиумах моды. Они многое сделали для того, чтобы продвинуть индонезийский батик в его традиционных и современных формах.
Размах батика растет. При сохранении процесса разработки батика на протяжении ста лет, методы все же прогрессируют, что показывают последние десятилетия. В настоящее время батик используется не только в производстве одежды, но и в изготовлении мебельной обивки, тяжелых холщевых панно на стены, скатертей и других аксессуаров интерьера. Техника батика распространена среди многих известных художников, делающих батик для дома и офисов.
Рукодельный батик высокого качества очень дорог, а его производство сильно ограничено. Однако в мире машинных технологий интерес к рукодельным материалам становится все выше. Среди них – батик.