Сущность художественной культуры
Сущность художественной культуры
Культура закладывается еще в детстве, с возрастом углубляется и укрепляется. Она самым прямым образом влияет на социальную жизнь человека, оставляя на ней свой отпечаток.
Культура – это весьма сложная многоуровневая система. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой — человеческая деятельность, опирающаяся на наследие всех предыдущих поколений, порождающая и передающая это наследите тем, кто придет на смену ныне живущим.
Понятие “культура” появилось в глубокой древности. Им первоначально характеризовали качество труда (деятельности) по возделыванию, обработке почвы, металла, камня, воспитанию.
Это понятие культуры с самого начала охватывало огромный диапазон человеческих деяний. По мере того как люди все глубже проникали в тайны природы и самого человека, расширялось и само понятие “культура”.
В современном языке понятие культуры употребляется в разных значениях. Под культурой подразумевают:
- совокупность достижений человечества в различных сферах общественной жизни;
- способ организации общественных отношений, представленный в системе официальных и неофициальных социальных институтов;
- степень развития личности, приобщения человека к достижениям науки, искусства, права, морали и других областей духовности.
Важной составляющей общей культуры личности это художественная культура.
Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.
Она включает функционирование специализированного художественного творчества - искусства; народно-художественную культуру; массовую культуру - профессиональное и художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения; элитарную художественную культуру; художественные субкультуры регионов, профессиональных объединений, молодежи и т. п.; художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.
Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эстетическое сознание и его культурные формы.
Культура является основополагающим, исторически длительно действующим показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности. Культура - это «вторая природа» .
Она создана людьми, указывает на принципиально иные законы и факторы функционирования общества (как общепланетарного, так и конкретных народов, государств) , в отличие от естественной (первой) природы.
Важно подчеркнуть, что вторая природа как культура включает не только материально-физические, но и духовные (идеальные) элементы. Данное положение также отличает культуру от естественной природы. В культуре проявляется духовно-субъективные способности и свойства людей.
Художественная культура человека начинает формироваться в дошкольном возрасте. Ещё с давних пор человек с детства был включён в художественно-культурные процессы в быту. Раньше не было специальных занятий, экскурсий в музеи, человек постигал художественную культуру, занимаясь домашними делами, игрой.
Искусство – это род человеческой деятельности, выраженный в различных художественно-образных формах отображения действительности. К искусству относят все формы художественного творчества: литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, танец и музыку, театр и кино.
Искусство - это высочайшая степень умения, мастерства в любой сфере человеческой деятельности.
Искусство выполняет ряд общественных функций.
Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:
- эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
- социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
- компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
- гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
- познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
- прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
- воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.
Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, , игрушки).
Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Одним из интереснейших и давно существующих направлений декоративно – прикладного искусства безусловно является батик.