Исследование самодельных термосов
В нашем исследовании были рассмотрены термодинамические свойства двух самодельных термосов в сравнении с термодинамическими характеристиками стеклянной бутылки, взятой за основу при их изготовлении и покупного термоса с металлической колбой.
Для сборки экспериментальных образцов мы решили использовать подручные средства: в качестве колбы - стеклянную бутылку объёмом 1 литр; как изолирующие материалы - скотч, газету, монтажную пену, полотенце. Эти материалы были выбраны нами по следующим причинам:
- благодаря наличию теплоизоляционных свойств;
- своей доступности и простоте использования.
Измерения проведены электронным термометром (-50°С; +330°С), максимальной точностью ±1° С и электронными часами.
Температура окружающей среды составляла 20° С.
Методика создания самодельных термосов
Образец № 1: была взята пустая стеклянная бутылка 1 литр, которую поставили в пластиковую трубу и залили монтажной пеной.
Образец № 2: была взята пустая стеклянная бутылка 1 литр, которую завернули в газету и, закрепив ее скотчем, обернули полотенцем.
Образец № 3: стеклянная бутылка объёмом 1 литр (контроль).
Образец № 4: покупной термос объёмом 1 литр с металлической колбой.
Для проведения эксперимента в термосы залили кипяток (t = 98,6°С).
Продолжительность остывания составила t = 2,5 часа = 9000 с, после чего был сделан контрольный замер температуры.
Нами проведены расчеты:
- энергосбережения и энергетических потерь каждого термоса по формуле:
Q = cm(t2-t1) (Дж), где с – 4179 (Дж/кг•К) удельная теплоемкость воды, m – 1 (кг) масса воды, t1 – 98,6°С начальная температура воды t2 – конечная температура;
- мощности энергосбережения и энергопотерь: P = Q / t (Вт).
Проведен сравнительный анализ теплосберегающих свойств и энергетических потерь самодельных термосов в сравнении с исходным материалом (бутылкой) и покупным термосом, представлены соответствующие выводы и рекомендации.
Результаты исследований теплосбережения самодельных термосов
Результаты изменения температуры воды в образцах за 2,5 часа приведены в Приложении 1.
Как видно из таблицы, образец № 1 держит тепло лучше, чем термосы других образцов: температура снизилась на 8,42 % от начальной. Хуже всех же держит тепло контрольный образец № 3: снижение температуры за 2,5 часа составило 29,42 %.
Изначально количество энергии во всех четырех термосах было одинаково и составляло 412,05 кДж. Исходя из данных таблицы 1, нами проведены расчеты теплосбережения и теплопотерь и их мощности, проведено сравнение опытных образцов № 1 и № 2 с контрольными образцами № 3 и № 4.
В процессе остывания воды образцы выделили в окружающую среду определенное количество теплоты. Расчеты количества потерянной теплоты (Q, Дж) и мощности теплопотерь (P, Вт) приведены в Приложении 2.
Как видно из таблицы, максимальные теплопотери в контрольном образце № 3 составили около 121,2 кДж при мощности теплопотерь 13,5 Вт. Минимальные теплопотери были в образце № 1 и составили около 34,7 кДж при мощности 3,9 Вт.
Термос сохраняет тепло дольше, если обладает высокими теплосберегающими свойствами. Данные теплосбереждения (Q, Дж) и мощности термосов (P, Вт) приведены в Приложении 3.
Как видно из таблицы, образец №1 обладает высокими теплосберегающими свойствами (377,4 кДж) при большей мощности термоса (41,9 Вт). Самыми низкими теплосберегающими свойствами обладает контрольный образец № 3 (290,9 кДж) при меньшей мощности (32,3 Вт).
Обсуждение результатов эксперимента с термосами
В результате проведённого эксперимента нами было исследовано количество сохраненной и выделенной термосами теплоты, рассчитана мощность термосов и теплопотерь, проведено сравнение теплосберегающих характеристик самодельных термосов с исходным материалом (стеклянной бутылкой) и покупным термосом с металлической колбой.
Начальная температура кипящей воды составила 98,6°С, что укладывается в значения температуры кипения воды по Московской области – от +98,5°С до +101,0°С в зависимости от рельефа.
На изменение температуры в термосах в течение времени влияли способ и материал изоляции колбы от окружающей среды:
- Теплопотери термоса из монтажной пены (образец № 1) и газеты в сочетании с тканью (образец № 2) в сравнении с контрольным образцом № 3 – неизолированной стеклянной бутылкой были ниже в 3,5 и 2,4 раза соответственно.
- Теплоизоляционные свойства монтажной пены (образец № 1) оказались выше не только изоляционных свойств газеты в сочетании с тканью на 4,28% (образец № 2), но и покупного термоса с металлической колбой (образец № 4) на 2,06 %.
- Теплоизоляционные свойства вакуума в сочетании с металлической колбой (образец № 4) выше, чем теплоизоляционные свойства газеты и материи в сочетании со стеклянной колбой (образец № 2) на 2,18 %.
Таким образом, материал колбы существенно влияет на сохранность тепла жидкости в термосе. Свойства по теплосбережению монтажной пены в сочетании со стеклянной колбой оказались выше свойств металлической колбы в сочетании с воздушной/вакуумной изоляцией.
Таким образом, для термосов различной конструкции нами на основе экспериментальных данных рассчитаны теплосберегающие характеристики и теплопотери. Расчёты, проведённые двумя независимыми способами – по количеству теплоты (Q,Дж) и мощности (P, Вт) по теплосбережению и теплопотерям дали совпадение.
Выводы:
- Материал, из которого изготовлена колба термоса, ощутимо влияет на теплосберегающие свойства: термос со стеклянной колбой сохраняет температуру лучше термоса с металлической колбой того же объёма.
- Материал и способ изоляции колбы термоса от теплообмена с окружающей средой оказывают заметное влияние на сохранность тепла жидкости в термосе. В самодельных термосах пористые материалы лучше поддерживают температуру в колбе.
- Из подручных средств можно собрать термос, устраивающий своими термодинамическими качествами по сохранению температуры содержащейся в нём жидкости. Наша гипотеза подтвердилась.
Заключение
Опираясь на навыки и знания, приобретённые при постановке данного эксперимента, мы можем дать следующие рекомендации для сборки термоса в полевых условиях:
- использовать в качестве изолирующих пористые материалы,
- в качестве колбы использовать емкости из стекла.
Полученный материал будет актуален в качестве дополнительного на уроках физики в 8-9 классах.
Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.
Приложение 1
№ | t1, ° С | t2 ,° С | D t, ° С |
1 | 98,6 | 90,3 | 8,3 |
2 | 98,6 | 86,6 | 12,0 |
3 | 98,6 | 69,6 | 29,0 |
4 | 98,6 | 88,5 | 10,1 |
Приложение 2
№ | Q, кДж | P, Вт |
1 | 34,7 | 3,9 |
2 | 50,2 | 5,6 |
3 | 121,2 | 13,5 |
4 | 42,2 | 4,7 |
Приложение 3
№ | Q, кДж | P, Вт |
1 | 377,4 | 41,9 |
2 | 361,9 | 40,2 |
3 | 290,9 | 32,3 |
4 | 369,8 | 41,1 |
Перейти к содержанию
проекта "Исследование термодинамических характеристик термосов"