Общие сведения программы АМС «Венера»
«Венера» — серия советских автоматических межпланетных станций (АМС) для изучения Венеры и космического пространства. По мере получения новых данных о Венере в конструкцию аппаратов вносились изменения с целью приспособить их к экстремальным условиям планеты.
До начала космических исследований основной моделью Венеры была Земле-подобная планета с океанами жидкой воды, сокрытыми за плотной атмосферой, поэтому первые версии аппаратов обладали запасом плавучести, позволявшим им не утонуть в предполагаемом венерианском океане, а последние были способны сохранять работоспособность при температуре больше 700 К и давлении больше 90 атмосфер.
Для запусков венерианских АМС использовалась универсальная схема межпланетных полётов. Первые 3 ступени выводили космический аппарат вместе с разгонным блоком (4 ступенью) на низкую орбиту, где он какое-то время двигался по орбите искусственного спутника Земли.
Затем включался разгонный блок, который ускорял станцию до второй космической скорости и отделялся, отправляя её в межпланетный полёт. При необходимости, в полёте проходила коррекция траектории при помощи КДУ - корректирующей двигательной установки.
Для связи с космическими аппаратами использовался Центр дальней космической связи.
Первое поколение венерианских АМС
АМС первой серии были разработаны ОКБ-1 для запуска в стартовое окно январь-февраль 1961 года. Их целью было попадание на поверхность континентальной Венеры или в её предполагаемый океан.
При этом, теплозащита была лишь у сферы в верхней части аппарата, внутри которой располагалась медаль с гербом Советского Союза, с одной стороны, и изображение схемы полёта Земля-Венера, с другой стороны.
Кроме того, станции должны были выяснить существует ли у Венеры магнитное поле и передать данные о межпланетной среде, которые способствовали бы проектированию космических кораблей для высадки на Венеру.
Для запусков АМС первой серии использовалась четырёхступенчатая ракета-носитель «Молния».
При запуске первого образца, в конце работы третьей ступени произошёл отказ машинного преобразователя постоянного тока в переменный (ПТ-200). Выяснилось, что он не был предназначен для работы в вакууме. Как только это стало известно, то преобразователь тока, установленный на «Венеру-1», был помещён в герметичный контейнер.
Вскоре после запуска станция № 1 сгорела в атмосфере Земли над Сибирью, а спускаемый аппарат затонул в одной из сибирских рек.
Запуск «Венеры-1» прошёл успешно - аппарат вышел на траекторию межпланетного перелёта к Венере. Однако, в полёте произошёл перегрев системы постоянной солнечной ориентации, обеспечивающей ориентацию солнечных батарей на Солнце, следовательно, и снабжение электроэнергией всех систем АМС.
Станция перешла в режим пониженного энергопотребления и отключила большинство бортовых устройств, которые не были необходимы на всём пассивном участке полёта. Одной из таких систем была система бортовых приёмников, которая в режиме энергосбережения включалась раз в 5 суток для проверки наличия сигнала с Земли.
На десятый день полёта станция перестала отвечать на сигналы и была потеряна. Через три месяца полёта, так и не восстановив связь, космический аппарат пролетел мимо цели на расстоянии около 8,25 диаметров Венеры и продолжил полёт, как искусственный спутник Солнца.
Список аппаратов первой серии
Аппарат | Дата запуска | Результат |
Тяжелый спутник
(Спутник-7) |
04.02.1961 | АМС утеряна из-за аварии разгонного блока |
Венера-1 | 12.02.1961 | В ходе полёта потеряна связь. Первый близкий пролёт около Венеры. |