Графология. Наука о почерке
История графологии
Графология - это древнейшее искусство. Несколько тысяч лет назад китайцы определяли по почерку характер человека, специалисты в древнем Риме, а позднее, монахи средневековья также владели этим искусством.
Первая известная ныне книга, посвященная графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Книга называлась "Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал". В этой книге он записал известные на то время толкования индивидуальных качеств человека по его почерку, что и легло в основу первого справочника по графологии.
Примерно через 200 лет к теме почерка вернулись во Франции, когда ученый церковник аббат Фландрен заинтересовался книгой Бальдо. Аббат решил, что она заслуживает серьезного анализа и обсуждения. Он создал группу, участники которой занялись вопросом и подвергли классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и роду занятий.
Участники исследования выработали правила, которые легли в основу современного анализа почерков. Для того, чтобы окрестить новую науку аббат использовал да греческих слова «графо» - писать и «ологи» - наука. Так родилась графология.
Ученик Фландрена Мишон более интенсивно развил графологические исследования и превзошел своего учителя. В 1872 году он написал книгу «Система графологии». Около 1880 года работа Мишона получила дальнейшее развитие в исследованиях Крепье-Жамена, в которых были применены более четкие методы классификации различных черт характера, которые выявил анализ почерка.
Графологией заинтересовались в Германии, затем в Англии, где многие интеллектуалы посвятили много времени совершенствованию анализа почерка. Графологами-любителями были премьер-министр Англии Дизраэли и американский писатель Эдгар Аллен По.
В конце XIX - начале XX столетия о графологии заговорили как о науке, а не как об искусстве. В начале XX века Людвиг Клагес (Германия) предпринял кропотливую работу по определению и обоснованию принципов графологии, методов ее применения и ее интерпретации. Современные исследователи почерка считают доктора Клагеса отцом современной графологии.
Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д.М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги «Почерк и личность». Однако в 1940 году профессор Познышев С. В. провел специальное исследование, в результате которого не усмотрел в графологии научных основ. На ней, несмотря на доброжелательное отношение многих видных людей, был поставлен крест. Впрочем, в те годы такая же печальная судьба постигла и некоторые другие науки, в полезности которых сегодня никто не сомневается.
С XIX века в различных странах возникли графологические общества. В Европе графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра. Она включена в учебные программы по психологии в университетах многих европейских стран.
В Соединенных Штатах графология является еще сравнительно юной наукой. Ее основоположниками в этой стране явились Луи Райс и де Уитт Б. Лукас, книги которых по графологии стали первыми публикациями по этому предмету в США. Графологии стали обучать на очных и заочных курсах, а затем включать этот предмет в учебные программы. [5,с.15-20]
Современные методы исследования почерка
В наши дни графологи работают повсеместно в штате многих крупных компаний. Их помощь необходима при приеме людей на работу. Известный психолог Карл Юнг первым отметил значение почерка человека при определении его характера и личных качеств.
Многие университеты США, Франции, Германии и Израиля включают графологию в курсы психологии и криминалистики. Обширные исследования в этой области, сделанные в XIX и XX веках преимущественно немецкими и французскими графологами, дали основу для работ современных аналитиков.
Отношение к графологии сегодня, как видим, вполне серьезное. Дело в том, что у нее есть кое-какие полезные результаты, которые трудно отрицать. Не надо быть графологом, чтобы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского, детский от взрослого. Известно и то, что почерк - это слепок личности человека. Для доказательства ученые использовали гипноз.
Таким образом, одним из самых новых и самых важных направлении в исследовании почерка стало использование образцов письма пациента, полученных под гипнозом. Когда взрослые люди были подвергнуты гипнозу и им было внушено, что они - в детском возрасте, их почерк менялся, и они начинали писать как дети.
Эти эксперименты открывают новые возможности для графологов. Благодаря тому, что становится возможным анализировать почерк человека в различном возрасте, можно проследить развитие человека (интеллектуальное и эмоциональное) от детского до взрослого состояния.
Анализ почерка. Основные принципы
Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности.
Основными признаками почерка являются:
- размер букв;
- наклон букв;
- направление строки;
- размашистость и сила нажима;
- характер написания слов.
Теперь переходим к самому анализу почерка и попытаемся выявить его взаимосвязь с характером человека.
Направленность линии является важным показателем, отражающим отношение человека к жизни.
Направление письма:
А) Линия письма плавно поднимается вверх - оптимизм, радость жизни
уверенность;
Б) Линия письма направлена вниз – замкнутость, пессимист, плохое настроение;
В) Линия письма прямая – уравновешенный характер, решительный;
Г) Плавный волнистый – дипломатичный, гибкий;
Д) Строка «скачет» то вверх, то вниз – импульсивный, нетерпеливый.
Размер почерка говорит об общительности человека.
А) Крупный – очень общительные, легко находит общий язык с разными людьми;
Б)Средний – спокойные, уверенные в себе люди;
В) Мелкий – застенчивые, замкнутые, бережливые люди.
Форма почерка.
А) Округлый почерк - чаще всего встречается у веселых, отзывчивых людей;
Б) Острый почерк - острые углы могут сказать нам о двух вещах, которые нередко сочетаются: об агрессивности и очень высоком интеллекте.
Стиль письма.
А) Каллиграфический почерк – обязательный, аккуратный, но несамостоятельный;
Б) Ровный, правильный почерк – спокойный, уравновешенный человек;
В) Размашистый почерк – активный, любознательный, веселый человек;
Г) Неразборчивый – энергичный, нервозный человек;
Д) Слитый почерк, когда буквы в слове все связанны между собой – хорошее логическое мышление, стрессоустойчивость.
Сила нажима.
Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.
Наклон почерка
А) почерк прямой, без наклона 90º. Так пишет очень уравновешенный человек.
Б) лёгкий наклон вправо 45º. Так пишут открытые, в меру смелые и доброжелательные люди, которые имеют свойство иногда отдаваться импульсам. Почерк говорит об эмоциональности — его обладатель не всегда может держать себя в руках .
Поля:
Узкие поля говорят о бережливости, а широкие – о щедрости. Если левый край книзу расширяется, то это подчёркивает расточительность, а сужающийся левый край выдаёт человека скупого и жадного.
Характер написания слов:
Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию. [5]