Танки Второй мировой войны Тигр и Т- 34
Создание передовой техники Фашистской Германии - танка Тигр
Необходимость создания столь мощного танка прорыва, появилась во время позиционной войны 1941 года. Возникла она из-за того, что в советских войсках появились новые типы оружия. Тогда немецкое командование поручило фирмам “Хеншель” и “Порше” создать танк аналоговый КВ.
Фирма Порше начала свое производство с нуля, ведь до этого бюро не разрабатывало танки. Оно было ориентировано на производство гоночных машин. Именно поэтому Порше внес в конструкцию своего танка Vk 4500 P технологические решения, которые до этого применялись в гражданской сфере.
Фирма Хеншель имела опыт в производстве тяжелых танков. Именно в этой фирме работал Эрвин Адерс, который создал танк Тигр (Приложение 2).
Фирма Хеншель представила Vk 4501(H) (Тигр), который имел классическую компоновку.
Немецкое командование выбрало VK 4501 (H) - Тигр.
На это было несколько причин:
- Подвеска в шахматном порядке обеспечивала большую стабилизацию орудия.
- Тигр имел меньший вес, чем танк Порше. Это обеспечивало большую проходимость.
- Классическая компоновка обеспечивала более быстрый старт производства танка.
Общие Технические характеристики Тигра:
- боевая масса- 57 т; экипаж – 5 человек;
- вооружение - 88мм пушка,
- 2 пулемёта калибром 7,92мм;
- мощность двигателя 700л.с.
Конструктивные изменения башни Тигра:
У Тигра не было внесено столько изменений в конструкцию башни как у Т- 34.
Башню устанавливали по центру танка. Изготавливали из двух катаных листов брони. Лист брони для бортов и кормы изготавливали из гнутого катаного листа (толщина 80мм). Крыша составляла 26мм, после февраля 1944г стала 44мм. Маска орудия 40 мм. На башню тигра устанавливали 88 мм нарезную пушку.
Толщина и угол наклона брони немецкого танка Тигр:
У немецкого танка Тигр не было наклона брони, так как конструкторы считали, что наклон брони дает пользу только под большим наклоном.
Немцы делали акцент на толщину броневых листов и химическом составе. Броня была хромомолибденовая катонная, поверхность закалённая. Хромомолибденовая броня содержала различные содержания хрома, молибдена и никель, что давало защиту от коррозии метала. Как ранее было сказано, катаную броню получают прокаткой листа. Благодаря закалке, броня становилась твёрдой. Закалка проводилась путём быстрого нагревания и резкому охлаждению.
Также использовался циммерит. Его наносили на танк в два слоя. Основным компонентом циммерита был сульфат бария (составлял 40%). Его наносили в 2 слоя железными шпателями, после чего обрабатывали паяльными лампами. Циммерит использовался против магнитных мин, которые разрабатывали в СССР. [6, 10]
Создание передовой техники СССР танка Т-34
Т-34 был разработан Михаилом Ильичем Кошкиным. Он собрал команду, в которую вошли Николай Алексеевич Кучеренко и Александр Александрович Морозов. Им дали задание создать принципиально новый танк.
Первой идеей разработчиков стал танк А-32. После не больших доработок он был представлен военному руководству. Для того чтобы танк приняли на рассмотрение, он должен был иметь пробег 2000.
Михаил Ильич Кошкин поехал в Москву на опытных образцах на испытания. После них танку не хватало ровно половины пробега для утверждения. Михаил Ильич Кошкин решил поехать обратно в Харьковское конструкторское бюро на танках.
На обратном пути танк с Кошкиным опрокинулся в воду. Михаил Ильич получил острую форму пневмонии, от которой и скончался.
Дальнейшею разработку модификации вели Николай Алексеевич Кучеренко и Александр Александрович Морозов (Приложение 3).
Общие технические характеристики Т-34: боевая масса - 26,8 тонн; экипаж - 4 человека; вооружение - пушка калибра 76,2мм, 2 пулемёта калибром 7,62мм; мощность двигателя 500л.с.
Конструктивные изменения башни Т-34:
Башня Т-34 располагалась в передней части танка. Первый вариант башни отличала законченной формой. Приборы для наблюдения и отверстия для стрельбы из пистолета располагались вокруг башни. На люке располагался прибор кругового обзора. Эта конструкция башни участвовала в боях.
В следующей конструкции башни был увеличен объем. Благодаря изгибу боковых листов, ее сместили назад. Таких машин было выпущено немного с июня по август 1940г с пушкой Л-11 76 мм.
Чуть раньше в Мариуполе в октябре 1940 г начали производить литые башни. Они были тяжелее и не уступали в прочности катаным башням. Благодаря литым башням значительно увеличивалось производство танков. Такая башня приобрела некоторые изменения: исчез скос верхней крышки кормовой ниши, поэтому увеличивалась высота заднего люка; с крыши башни убрали смотровой прибор.
Пушку Ф-34 76мм устанавливали на оба тип башен. Одновременно с этим утвердили новый чертёж башни танка Т-34. В 1941 начался дефицит ресурсов. Башни не имели конфигурации до осени 1941.
В апреле 1942г была разработана нова башня. Она исключила рикошет снаряда в встык башни с корпусам.
Толщина и угол наклона брони танка Т-34:
Броня была стальная катаная гомогенная высокой твёрдости.
Катаную броню получали путём прокатки листа брони, из-за чего молекулы металла сближались, поэтому броня становилась прочнее и меньше. Гомогенная броня обозначала, что у танка бал однородный состав брони. Броня танка была очень прочной, но она сильно отслаивалась, что делало небольшое попадание опасным для экипажа.
На Т - 34 для увеличения скорости сделали наклонную броню. Это позволило уменьшить толщину листа. Из-за наклонной брони место для экипажа танка уменьшалось.
Т34 делался из сварного корпуса. Кормовая часть корпуса крепилась на двух петлях, а болтами по бокам и снизу. Это дало возможность снять задний лист брони и получить доступ к двигателю. Днище корпуса было сварено из двух пластин , броня на танк Т-34 устанавливалась под наклоном в 45 градусов. Изменений толщены брони не было. Танк не был высоким, поэтому его было труднее заметить на пересечённой местности и его легче было спрятать. [3, 8, 9]