Исторические предпосылки создания бронированной техники
Древняя бронированная техника
История развития стрелкового оружия показывает, что его совершенствование ведет к совершенствованию защитного доспеха. Первая идея танка или танкоподобного механизма возникла в Китае. Была придумана в 12 в. до Р.Х. и представляла собой четырехколесную повозку, вмещающую 12 человек. Приводилась в движении людьми.
После в 1395г была изобретена военная повозка Конрад Кэйзера. Приводилась в движение из нутрии и вмещала около 100 человек. Приводить такую машину в движение при помощи лошадей или людей было очень трудно, поэтому это изобретение почти не использовалось.
Многочисленные конструкторские чертежи оружия Леонардо да Винчи относятся к ранним 1480-м годам. Он сконструировал для транспортировки орудий специальную машину, которая 500 лет спустя должна была совершить революция войны — танк.
Его конструкция была такова: круглый купол располагавшиеся в низу по всей округи не большие пушки или одна большая. Приводилась в действие человеческой силой. Предполагалась, что эта машина пробиралась в глубь вражеской армии и там вела огонь по противнику (Приложение 1).
Но первый этап танкостроение начался период Первой мировой войной. [5]
Первые танки Первой мировой войны
Оппозиционная война привела к тому, что люди засели в окопах, и прорвать оборону было очень трудно. Если удавалось прорвать оборону противника, то преодолеть её было очень трудно. Нужен был таран, который мог преодолевать окопы и проходить вглубь обороны противника.
Первый танк придумали Англичане. Его назвали Little Willie, но он не справлялся с главной задачей - не преодолевал окопы и рвы. После доработок появилась модель Mark 1. Конструкция танка была ромбовидной. Передняя часть гусениц была вытянутой и направлена вверх, задняя часть гусениц - вытянута и направлена в низ. Такая странная форма гусениц позволяла преодолевать окопы и рвы. Этот танк позволил Англичанам преодолеть немецкую оборону на 5км.
Немцы в ответ создали A7V. Он вмещал самый большой экипаж в истории.
Предназначение было тоже, что и у Mark1- преодолевать оборону противника.
У Франции был другой взгляд на танки. По их мнению, танк должен был быть маленьким, дешевым и манёвренным. Первый французский танк -Renault FT. Он вмещал экипаж из двух человек: водителя и командира, который выполнял всю остальную работу.
Вооружение танка составлял крупнокалиберный пулемёт или короткоствольная 37 миллиметровая. Экипаж и башня располагался в передней части машины, двигатель находился в задней части. Такую компоновку использовали большинство последующих танков. [4]
Первые танки Российской Империи
В царской России первой бронированной техникой стал брони автомобиль, разработанный князям Михаилом Накоширским. Создан в 1906 году.
Вооружение составляли 2 пулемёта - один устанавливался в вращающий башни, другой лежал в машин и в качестве запасного. После смерти Михаила Накоширского работы над этой машиной прекратились. Таким образом, в России не было бронированной техники.
Первой машиной на гусеничном ходу была представлена Василием Менделеевым. Согласно этому проекту машина представляла 170т, толщина брони 150мм, скорость была бы 24км/ч. Вооружение пулемёт максим и 109мм пушка. Но проект не был воплощён в метали из-за войны. После Николай Лебеденка представил в 1915г Николаю II свой проект танка. Царь одобрил проект танка и выделил большую суму денег по тем временам 200000р., но он провалил испытания Застряв в первой же канаве. На этом производство танков прекратилось на долгое время из-за революции в стране. [7, 11]
Первые танки СССР
В марте 1919 г. не далеко от Одессы был захвачен французский танк Renault FT. На его основе был создан Рено Русский. Первым советским танком, который выпускался серийно, стал МС-1. Он стоял на вооружении до 30-х годов.
Так как Первая мировая война показала, что маленьких и лёгких танков было не достаточно, был сконструирован тяжёлый танк Т-28. Но самым мощным танком был тяжёлый танк Т-35. Он весил 50т и имел 5 башен одна в центре две средние по бокам и две маленькие по бокам. Такой танк принял участие в начале Велико Отечественной войны, однако Т-35 понёс большие потери, из-за чего морально устарел.
После финской войны у Т-26 Т-28 Т-35 Бт-2 Бт-5 Бт-7 было выявлено много недостатков, например, у Т-35 не хватало защищённости.
Во время Финской войны был испытан опытный танк КВ-1. В будущем он стал основным тяжёлым танком красной армии. [2]