Поражение Хазарского каганата
Поражение Хазарского каганата
В середине 60-х годов X века Хазарский каганат потерпел поражение от войск киевского князя Святослава Игоревича. Хазарские владения в Восточном Крыму стали частью Тмутараканского княжества, а остальные территории долгое время были камнем раздора между Русью и Византией.
Основной вид деятельности хазар – торговля. Среди них было много образованных купцов-иудеев, которые контролировали финансовые потоки Крыма и всей Хазарии, спонсировали европейских правителей. Каганат исчез, но этнос, сумевший сформировать мощное государственное объединение, продолжал жить. Последние известия о хазарах датируются XIII в. Вполне вероятно, что именно от них произошли крымчаки.
Наследство Хазарского каганата
- Каганат защитил Европу от арабского нашествия
- Административную систему каганата позаимствовала Киевская Русь: так, два столетия (до Владимира Святославовича) великих князей величают «каганами», при том, что существует вторая ветка власти — военная, во главе с «воеводой».
- Русские заимствовали и налоговую систему — в том плане, что брали тот же размер дани с бывших хазарских «подданников».
- Историк В.Мавродин утверждал, что докириллическая письменность русов была создана на основе хазарских символов.
- В Киеве сохранились названия объектов, оставшиеся еще со времен хазар-иудеев — Сионские горы, река Иордан.
- Возможно, самоназвание общины «казаков» произошло от названия «хазары» («козары» по-древнерусски)
Значимость разгрома Хазарского каганата для Руси
- Благодаря смелости и непреклонности Святослава, в Х веке Хазарский каганат прекратил свое паразитическое существование. Точной датой этого знаменательного события считается 3 июля 964 года. Положительные результаты его смелых побед налицо: Вернулась независимость Киевской Руси;
- Славянские народы, а вместе с ними и Киевская Русь, получили свободу от тяжелой дани для хазар;
- Торговля «живым товаром» закончилась;
- Уничтожение Хазарского каганата предрекало воссоединение в Киевской Руси, как в едином государстве, восточнославянских племен;
- Хазарская власть была полностью устранена не только в центре, но и на окраинах Хазарии;
- Разгром каганата привел к тому что Киевская Русь стала контролировать важнейшие торговые пути по Дону и Волге;
- Русь обезопасила свои границы и стала одним из самых мощных государств Европы;
- Возникла возможность торговать и обмениваться товарами. Благодаря устранению посредников, а именно Хазарского каганата, торговые связи с Востоком стали крепкими. Неоценимый вклад Светлый Воин внес в историю Киевской Руси. После этого походы князя не закончились. Все они были победоносными. Кроме последнего.
Заключение
История – это проявление души народа, его золотой запас. Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: “Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека”. Поэтому на уроках по истории и обществознанию нужно стараться ненавязчиво сделать так, чтобы впечатления прошлого входили в духовный мир учеников.
Но опыт пережитого показывает – прошлое нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков и предшественников было немало негативного, а многострадальную историю не раз перекраивали в угоду политикам, вычеркивая и вписывая новые главы, пытались забыть и вновь что-то вспомнить.
Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Гражданско-патриотическое развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Осуществление задач гражданского воспитания требует активной гражданской позиции со стороны учителя.
Вследствие этого, первоочередными задачами учителя истории и обществознания по прежнему является:
- Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности.
- Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, подмена понятий "Отечество" и "Государство", не могут способствовать формированию ответственной лич-ности, подлинного патриота страны.
- Качественный уровень воспитанности школьников может быть заметен в их поведении, в отношении к себе, к окружающим, к проблемам школы, города, страны, в их активной или пассивной гражданской позиции.
- Не только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя, но и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.
Выстроенная методическая система по гражданско-патриотическому воспитанию в сфере личностного развития обеспечивает:
- готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни;
- Готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях;
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе норм;
- свободолюбие как способность к сознательному личностному и гражданскому самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией в целом;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В подтверждение всему вышеперечисленному можно привести слова В. Г. Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством. Любить свою родину - значит знать её историю».
Значимость работы. Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед любым образовательным учреждением стоит задача становления личности, которая способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых вопросах современной общественной, политической и экономической действительности, готова к выполнению основных социальных функций, т.е. личности со сформированной гражданской позицией.
Наиболее интенсивно становление гражданской позиции осуществляется в подростковом возрасте, и особенно в старшем подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит переход от внешнего управления поведением человека к внутреннему самоуправлению.
И задача воспитания - передать определенную систему знаний, формирующих чувство любви к Родине, интерес к истории своего народа, к законам государства; сформировать ценности (уважение к правам других, толерантность), развить чувство ответственности за свои поступки, за судьбу страны;
А так же уметь критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми и принимать участие в общественно-политической жизни. Воспитание патриотизма и гражданственности как никогда актуально именно сейчас, в современном обществе.
Патриотизм и гражданственность. Эти два понятия неразрывно связаны между собой. Чувство патриотизма всегда сопряжено с позицией гражданственности. Воспитывать эти чувства необходимо в первую очередь на уроках истории и обществознания, но и на других занятиях забывать об этом не стоит, ведь в каждой дисциплине можно найти интересные факты из прошлого, которые на подсознательном уровне вызывали бы гордость за свою страну и своих соотечественников. Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее ярких эпизодах из прошлого нашего народа.
Литература
- Науменко, В. Е. Некоторые ключевые вопросы истории Таврики X–XI вв.: политико-административный аспект// Античная древность и средние века, 40, 2011, 165-188.
- Артамонов М. И. История хазар. — Л., 1962. 2-е Изд. — СПб., 2001.
- Магомедов М. Г. Образование Хазарского каганата: По материалам археологических исследований и письменным данным. — М.,1983
- Могаричев Ю.М., Сазанов А.В., Сорочан С.Б. Крым в «хазарское» время (VIII – середина X вв.): вопросы истории и археологии / Ю.М. Могаричев, А.В. Сазанов, С.Б. Сорочан. — М. : Неолит, 2017. — 744 с. ISBN 978-5-9909479-0-0
- История и монетное дело античных городов Таврии
- Таврида. Исторические очерки и рассказы
- Хазарский каганат // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
Перейти к содержанию
Исследовательской работы "Захват Крыма Хазарами"