Афон – источник духовного света
Афон – источник духовного света
Святая Гора Афон представляет собой одну из оконечностей полуострова Халкидики в северо-восточной Греции. Длина Афона около 70 и ширина около 12 километров. Островом молитвы, местом непрерывного истока благоволения называл Святой Афон крупнейший писатель русской эмиграции Б. К. Зайцев.
В своей книге путевых очерков «Афон» автору удалось очень точно передать сущность Афона: «Тысячелетнее монашеское царство!.. Афон – сила, и сила охранительная, смысл его есть «пребывание», а не движение, Афон созерцает, а не кипит и рвется. Но он полон христианского благоухания, то есть милости, а не закона; любви, а не угрозы. Афон не мрачен, он светел, ибо олюблен, одухотворен».
Афон называют садом или Уделом Пресвятой Богородицы. Это связано с преданием о том, что корабль, на котором Пресвятая Дева с апостолом Иоанном Богословом отправились на Кипр, прибило к афонскому берегу. Дева Мария так была поражена красотой этого места, что попросила у Бога это место Себе в удел.
На что получила ответ: «Да будет место сие удел Твой и сад Твой и рай и пристань спасения желающих спастись». Матерь Божия просветила местных жителей верой Христовой и засвидетельствовала, что земля эта отдается Богом Ей в удел. [5. 81-82]
Монашеская жизнь на Афоне зародилась в VII веке, когда пришел сюда преп. Петр Афонский. С самого начала истории монашества Афона на полуостров был запрещен вход женщинам. Афон – крупнейший в мире центр мужского православного монашества. Общее количество монастырей на Афоне – двадцать – определено афонским законом, причем не разрешается как создание новых монастырей, так и упразднение существующих.
Пребыванию русских монахов на благословенной земле Афона в прошедшем году исполнилось тысяча лет, о чем свидетельствует широко известный акт Великой Лавры за февраль 1016 года, под которым в числе двадцати двух подписей настоятелей афонских монастырей стоит подпись «Герасима монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса». [4.5]
Первый русский монастырь, упомянутый в документе как «обитель Роса», именовался Ксилургу, что значит «Древодел» или «Плотник». В связи с увеличением количества насельников в Ксилургу, обитель начала приобретать обедневшие и запустевшие келлии и малые монастыри в округе.
В 1169 году был приобретен большой древний монастырь Фессалоникийцев, находящийся высоко в горах и освященный в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона. Он и стал основной русской обителью на Афоне.
История русского афонского монашества включает в себя и периоды благоденствия, и периоды совершенного запустения. В XVIII веке русскому присутствию на Афоне грозил конец. Причинами угасания и пресечения русского монашества на Святой Горе явились не только военные столкновения России и Турции, но и внутренняя российская политика.
В течение семидесяти лет в Свято-Пантелеимонов монастырь не поступило ни одного нового насельника из России. Постепенное возрождение русской Свято - Пантелеимоновой обители (Русика, как часто называют Свято-Пантелеимонов монастырь) началось в первой половине XIX века. К этому времени монастырь, после страшного пожара 1773 года, уже находился на новом месте – в прибрежной зоне западного берега Афона.
Среди имен старцев, благодаря трудам которых произошло духовное возрождение русской обители, звучит имя старца Иеронима, уроженца города Старый Оскол. Именно он, иеросхимонах Иероним (в миру Иоанн Соломенцов, в монашестве Иоанникий), преемник духовника всех русских святогорцев старца Арсения, смог организовать, устроить, возродить Русскую обитель и объединить вокруг нее весь Русский Афон.
Результатом духовного подвига и молитв великих старцев Арсения, Иеронима и Макария (воспитанника и преемника старца Иеронима) стало то, что в Свято-Пантелеимоновой обители вновь, как и до запустения, процвело совершенное общежитие, которое способствовало единению во Христе душ монашеской братии.
Кроме того, возросло русское присутствие не только на самой Святой Горе, но и в России возвысилось почитание афонских иноков. Спасающая мир молитва святогорцев, вызывала у русского человека потребность в заботе об Уделе Божией Матери, поэтому на Святой Афон шли пожертвования отовсюду.
Во второй половине XIX века на Святую Гору устремились тысячи российских паломников, и там, на святой афонской земле, они оказались под впечатлением духовной атмосферы, царившей в Свято - Пантелеимоновом монастыре, прикоснувшись к той любви, которой жила братия Афона и ощутив Божию Благодать.
Иэти впечатления паломники везли домой, на русскую землю, чтобы поделиться духовной радостью со своими родными и близкими. Многие же оставались здесь, в Уделе Пресвятой Богородицы, приняв решение о вступлении не просто на иноческий путь, а о вступлении в афонское иноческое братство.
К концу XIX века численность насельников русской Свято-Пантелеимоновой обители достигла более 1000 монахов. Русские молитвенники жили и в других монастырях, скитах и келлиях Святой Горы.