Стресс и вызывающие его факторы
Стресс - совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров.[1]
Факторы, вызывающие стресс:
Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка. Часто ученики не могут рационально распределить нагрузку(задания), полученную в школе, в следствии чего может возникнуть стресс.
Неопределённость целей/задач. Часто подростки сталкиваются с тем, что не могут поставить себе определённые цели для выполнения той или иной работы. Чем неопределённее цель, тем тяжелее её добиваться.
Незаинтересованность в деятельности/работе. В любой деятельности крайне важна заинтересованность. Чем меньше интерес к работе, тем меньше желание выполнить её и тем больше усилий на её выполнение требуется [2].
Интенсивная умственная деятельность - это деятельность прежде всего центральной нервной системы, ее высшего отдела - коры человеческого мозга, поэтому ее влияние сопоставимо с мышечной нагрузкой. Интенсивная переработка пространственной и вербальной информации также вызывает стресс.
Нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками.
Нарушения режима сна и отдыха, что приводит к не нормализированному сну, раздражительности и т.д., также вследствие чего снижается работоспособность. [7]
Контрольные работы как стрессовый фактор для учащихся
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это совокупность обязательных требований для определённого уровня образования.
Основные цели ФГОС: единство образования на всей территории Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ; духовно-нравственное развитие и воспитание. Согласно новым стандартам ФГОС текущему контролю уделяется особое внимание.
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения в условиях реализации ФГОС. Основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости. Из-за важности текущего контроля его частота с каждым учебным годом увеличивается.
Теории изучения стресса
В специализированной литературе можно встретить три различных подхода к определению и изучению стресса.
1. Генетически-конституциональная теория – способность организма сопротивляться стрессу зависит от генетически предопределенных защитных стратегий функционирования (вне какой-либо зависимости от текущих обстоятельств и условий).
Исследования в данной области являются, по сути, попыткой установить связь между генетическим складом (генотипом) и некоторыми физическими характеристиками, которые, в целом, могут снизить общую индивидуальную способность сопротивления стрессу;
2. Теория / модель предрасположенности к стрессу основана на эффектах общего/перекрестного взаимодействия наследственных и внешних факторов среды. Согласно этой концепции, допускается взаимовлияние предрасполагающих и неожиданных факторов, сильных воздействий на развитие реакции напряжения и как следствие – стресса;
3. Психодинамическая теория (базируется на положениях Фрейда).