Проект "Говорящие фамилии в произведениях Д.И. Фонвизина "Недоросль" и А.С. Грибоедова "Горе от ума"
В процессе исследовательской работы по литературе "Говорящие фамилии в произведениях Д.И. Фонвизина "Недоросль" и А.С. Грибоедова "Горе от ума" ученицей 9 класса была поставлена цель исследовать использование "говорящих" фамилий в произведениях русских писателей конца XVIII – начала XIX вв., на примере текстов Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума".
Подробнее о проекте:
В предложенном исследовательском проекте по литературе "Говорящие фамилии в произведениях Д.И. Фонвизина "Недоросль" и А.С. Грибоедова "Горе от ума" автором приводится изучение теоретической информации об ономастике и "говорящих" фамилиях в литературе, рассматривается творчество писателей, которые использовали прием "говорящих" фамилий в характеристике образов героев произведений.
Представленная работа о значении фамилий в литературе содержит анализ "говорящих" фамилий в произведениях Д.И. Фонвизина "Недоросль" и А.С. Грибоедова "Горе от ума", изучает их значение, способ образования и определяет, какую роль "говорящие" фамилии играют в характеристике героев.
Оглавление
Введение
1. «Говорящие» фамилии в литературе.
1.1 Определение понятия «говорящие» фамилии.
1.2 История появления «говорящих» фамилий в XVIII-XIX вв.
1.3 Фамилии в литературе.
1.4 Писатели, использовавшие художественный приём «говорящих» фамилий.
2. Материалы и методы исследования.
2.1 «Говорящие фамилии» в классицизме.
2.2 Говорящие фамилии в произведении «Недоросль» Д.И.Фонвизина. 2.3 Говорящие фамилии в произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
2.4 Мои методы исследования : видеоопрос и листы опроса обучающихся 8-9 классов МБОУ «Харинская ООШ».
Заключение
Приложение
Введение
Литература – это письменная форма искусства, совокупность художественных произведений. Она играет большую роль в развитии культуры человечества. Она является культурным стержнем многих народов.
Существуют несколько литературных направлений. Основные – это классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и модернизм. Одной из черт классицизма является такая особенность, как «говорящие фамилии». Главным понятием, на котором будет основано моё исследование, является термин « говорящие» фамилии».
Актуальность. Данная тема становится особо актуальной в 8-9 классах, так как изучение классики 19 века невозможно без использования данного термина.
Выбранная мнойтема актуальна ,так как помогает современному школьнику через "говорящие" фамилии увидеть сущность героя, понять его характер.
Проблема. Как с помощью "говорящих" фамилий автор в своих произведениях выражает субъективное отношение к созданным персонажам? Как герои с "говорящими " фамилиями помогают автору раскрыть идейный замысел своего произведения. Рассмотрим данную проблему на примере творчества Фонвизина „Недоросль” и Грибоедова „Горе от ума”.
Гипотеза. Я считаю, что "говорящие" фамилии — это отличительный приём для выражения ,как положительных , так и отрицательных образов персонажей, которые помогают увидеть сущность и характер героя с первых страниц произведения.
Объект - произведения Фонвизина „Недоросль” и Грибоедова „Горе от ума”.
Предмет - "говорящие" фамилии в произведениях Фонвизина „Недоросль” , Грибоедова „Горе от ума”.
Цель: Исследовать использование "говорящих" фамилий в произведениях русских писателей конца XVIII – начала XIX вв., на примере текстов Фонвизина „Недоросль” и Грибоедова „Горе от ума”.
Задачи:
- Изучить литературу по данному вопросу и дать краткое историческое описание появлению «говорящих» фамилий.
- Выявить и отобрать писателей, которые использовали "говорящие" имена и фамилии.
- Проанализировать использование и роль "говорящих" фамилий и имён в произведениях Фонвизина „Недоросль” и Грибоедова „Горе от ума”.
- Сделать вывод, составить классификацию "говорящих" фамилий.
- Провести опрос среди обучающихся 8-9 классов Харинской школы на тему "говорящих" фамилий и проанализировать результаты опроса, предоставив их в виде диаграммы.
- Доказать или опровергнуть гипотезу.
- Представить конечный продукт в виде презентации.
Практическая значимость: Практическая значимость этого проекта заключается в том, что конечный продукт ( презентацию ) можно использовать на уроках литературы в 8-9 классе или на внеурочной деятельности.