Теории систем скорочтения
Теория репрезентативных систем
Для обработки сигналов из внешнего мира люди пользуются следующими системами: зрительной, слуховой, кинетической (тактильные ощущения, моторика). Какое это имеет значение для быстрого чтения? Оказывается, что эти системы помогают нам успешно воспринимать, анализировать обрабатывать текст.
Определить какая у вас преобладает система можно самим. Если вы часто употребляете выражения «ввиду ситуации», «давайте рассмотрим», «я представляю» - значит у вас больше развита зрительная система. Если вы говорите «я не слышу ваше мнение», «давайте обсудим», «звучит убедительно», то у вас больше развита слуховая система. его лицея.
О том, что у вас развита кинестетическая система говорят фразы «я чувствую, что вы правы», «мурашки по коже». Мы опросили обучающихся нашего лицея и получили следующие данные.
Чистые типы встречаются редко. При тренировке техники быстрого чтения, задействован зрительный канал восприятия мира, поэтому в первую очередь надо тренировать его, особенно если он у вас не доминирующий. Человеку, знающему свой канал проще продумать стратегию запоминания и установления ассоциаций. Важно не только быстро выхватить информацию, но усвоить и запомнить ее.
Теория модальности
Самым важным элементом, который можно использовать при обучении скорочтению, является теория модальностей.
Визуальная – любой образ возникающий в вашей голове перед мысленным взором, то что вы зрительно воображаете или вспоминаете в виде отдельных форм, цветов, или целостных картинок.
Аудиальная – мысленное представление звуков, голосов, музыки.
Кинестетическая – воображаемые прикосновения к предмету. Ощущение холода, тепла, гладкости или шероховатости.
Мы провели тест на определение модальности учащихся (см. приложение).
Теория субмодальности
Визуальные образы:
Объем (плоский или объемный),
Цвет (черно-белый или разноцветный),
Четкость (размытый или резкий)
Red – красный | Red – красный |
Orange – оранжевый | Orange – оранжевый |
Green - зеленый | Green - зеленый |
Рассмотрим это на следующем примере: Внимательно рассмотрим слова в таблице:
Слова в правом столбце усваиваются и воспринимаются лучше. В данном примере использованы всего две возможности выделение и разделение. Можно применить еще размер, цвет, наклон, шрифт. Но если представить, что эти слова оживают, приобретая форму, объем, цвет, то этот образ долго не выветрится из вашей памяти, в отличие от скучного невыразительного текста.
Например: Red – пылает красным цветом, добавим форму – становится рыжей лисичкой, ведь он же обозначает и рыжий цвет. Orange –повиснет апельсином на ветке. Green – распустится молодыми листочками. Поэтому успешное запоминание, как и скорочтение вам по силам.
Особенности процессов скорочтения
Визуалы | Аудиалы | Кинестетики | |
Информационный канал | Получают информацию посредством зрения | Воспринимают лучше информацию полученную по слуховому каналу (часто проговаривают при чтении слова). | Источником служат тактильные ощущения и движения. |
Особенности восприятия. | Восприимчивы к видимой стороне, чувствительны к беспорядку. Внимательны к виду человека, легко запоминают лица. | Нуждаются в звуковой стимуляции. Телевизор, музыка на зажнем плане. Часто сами напевают, отстукивают ритм. Во время учебы нуждаются в тишине. | Испытывают необходимость в пространстве. Не терпят ожидания, малоусидчивы, склонны отвлекаться. |
Память | Запоминают тексты с помощью схем, таблиц и других графических форм. | Хорошо запоминают произнесенное или прочитанное вслух, музыку, тексты песен. | Запоминают в процессе интенсивной обработки. Бездумное чтение и заучивание результатов не дает. |
Речь | Речь образная, наполнена визуальными качествами – цвет, форма, размер, внешний облик. | В речи преобладают описания того, что они услышали. | В речи часто встречаются слова обозначающие движение. Активно жестикулируют во время разговоров. |
Привлекательный образ и мотивация
Если вы осознаете, какие характеристики делают образ привлекательным лично для вас, то сумеете поменять свое отношение к объекту, мысленно превратив его в совершенный. С помощью такой методики мы усиливаем мотивацию при изучении скорочтения. Как это сделать мы рассмотрим в упражнениях (см. приложение).