2. Сборник задач «История и жизнь Воробьевского района в математических задачах»
Во 2 четверти в рамках проекта «Числа вокруг нас» мы создали сборник математических задач под названием «История и жизнь Воробьевского района в математических задачах». Исторические даты и факты для составления задач мы нашли в нашем музее, в книге Нуйкина В.Е. «Воробьевский район», а также на страницах районной газеты «Восход».
Современные цифры о нашем селе получили в администрации Воробьевского сельского поселения, в Воробьевском ЗАГСе, на сайте администрации Воробьевского муниципального района. Данные о нашей школе, о предприятиях, улицах и парках собирали сами. Когда был подготовлен рабочий материал, началась работа по составлению задач. Учитель посоветовал нам составлять задачи, ориентируясь на темы, которые изучаются в курсе математики 1-4 классов.
Из составленных задач с помощью учителя мы создали и распечатали сборник задач, который будет применяться на уроках математики в 4 классах. (Приложение 1). Сборник включает в себя 53 задачи.
Каждая задача имеет небольшую историческую справку, в котором рассказывается об истории села Воробьевка, об архитектурных достопримечательностях, о природно-ландшафтном парке «Ломовской», о нашей школе и др. и сопровождается тематической фотографией, сделанной лично ребятами или взятой из музейного архива.
Все задачи можно разделить на следующие тематические группы:
- Об истории села – 7 задач;
- О природно-ландшафтном парке «Ломовской» - 9 задач;
- О парках села – 7 задач;
- О школе – 2 задачи;
- О храмах – 2 задачи;
- О памятниках 4 задачи;
- О предприятиях – 17 задач
- Об улице – 5 задач
По данным диаграммы «Тематические группы математических задач» (Приложение 2) можно сделать вывод, что ребят больше всего заинтересовала экономика нашего села, а также развитие туризма. в нашем районе.
По задачам данного проекта в нашем классе в декабре была проведена интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Из наблюдений за игрой можно сделать вывод, что игроки, участвовавшие в составлении задач, давали более правильные и полные ответы на вопросы, связанные с историей родного края.
С целью выяснения пользы составленных задач и интереса к ним со стороны одноклассников был проведен эксперимент. Для проведения исследования была сформирована фокус-группа. Она состояла из 10 человек.
Участникам было предложено в течение 45 минут решить по три типичных задач из учебника и задач, включенных в сборник.
По окончании работы членам группы было необходимо обсудить следующие вопросы:
- Какие задачи вызвали затруднение. Почему?
- Интересны ли были задачи, составленные на краеведческом материале?
- Что более привлекательно было в краеведческих задачах?
По первому вопросу ответы респондентов были следующие:
- Задания на краеведческом материале были труднее, так как задачи из сборников более привычны и часто решаются на уроке – 3 человека.
- Задачи из учебника сложнее, так как скучные - 5 человек.
- Мне все равно – 2 человека.
По второму вопросу ответы респондентов были следующие:
- Да, интересны – 6 человек
- Нет, неинтересны– 1 человек
- Не вижу разницы– 3 человека
По третьему вопросу ответы респондентов были следующие:
- Сведения о парке – 2 человека.
- Информация о районе – 6 человек.
- Фотографии – 2 человека.
Анализируя результаты исследования, можно сделать вывод: задачи, составленные на краеведческом материале, способствуют развитию интереса к математике и повышению уровня математических знаний у школьников.
Заключение
В начале нашей исследовательской работы мы выдвинули гипотезу – поможет ли знание истории родного края в развитии умений решать математические задачи и, наоборот, умения в составлении и решении текстовых задач расширит ли наши знания об истории родного села.
В ходе изучения литературы мы рассмотрели понятие «математическая задача», создали памятку по составлению математических задач. Мы изучили краеведческие материалы по теме, собрали статистические данные о Воробьевском районе, составили сборник математических задач «История и жизнь Воробьевского района в математических задачах».
Проведенные нами наблюдения, опрос и эксперимент помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: составление и решение задач, включающих краеведческий материал, способствует развитию творческого, логического мышления, эрудиции, умения обобщать, расширяет наш кругозор.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями на уроках математики при изучении соответствующих тем, при проведении математических викторин, соревнований.
Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выяснена.
Список литературы
- Администрация Воробьевского муниципального района: [Электронный ресурс].
- Администрация Воробьевского сельского поселения: [Электронный ресурс] .
- Любимое село в задачах: [Электронный ресурс].
- Моро М. И. Математика 4 класс. – М.: Просвещение, 2014
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Издательство “Мир”, 2014
- Социальная сеть работников образования «Наша сеть»: [Электронный ресурс].
- Студенческая библиотека онлайн: [Электронный ресурс]
- Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь. – М.: Просвещение, 1971