Архетипическая основа повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»
Определение архетипической основы повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»
Сопоставим образы и сюжеты украинской народной сказки «Кузнец и чёрт» с повестью Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством». Поскольку существует несколько вариантов украинских народных сказок о кузнеце и чёрте, сопоставим два варианта. Результаты сопоставления приведены в таблицах.
Вариант 1 (Приложение 1).
Украинская народная сказка «Кузнец и чёрт» | Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» | Выводы |
---|---|---|
чёрт | чёрт | Главные образы произведений одинаковы, основной сюжетный ход – сделка героя с чёртом – совпадают. В сюжетах чёрта прячет кузнец. В конце кузнец обманывает чёрта.
Есть и различия: кузнец не рисовал чёрта, не добывал никакого предмета. |
кузнец | кузнец | |
кузнец вступает в сделку с чёртом по своей воле: в обмен на свою душу получает деньги сроком на 1 год | кузнец вступает в сделку с чёртом добровольно: в обмен на свою душу получает черевички, которые носит царица | |
кузнец прячет чёрты в кошельке | кузнец прячет чёрта в кармане | |
кузнец обхитрил чёрта | кузнец победил чёрта |
Вариант 2 (Приложение 2).
Украинская народная сказка «Кузнец и чёрт» | Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» | Выводы |
---|---|---|
чёрт | чёрт | Главные образы произведений одинаковы, основной сюжетный ход – сделка героя с чёртом – совпадают. В сюжете присутствует рисование чёрта.
Есть и различия: кузнец вступает в сделку с чёртом по предложению чёрта. Нет мотива добывания какого-то предмета. В конце сказки чёрт побеждает кузнеца. |
кузнец | кузнец | |
кузнец вступает в сделку с чёртом от безысходности: в обмен на свою жизнь он будет почитать чёрта | кузнец вступает в сделку с чёртом добровольно: в обмен на свою душу получает черевички, которые носит царица | |
кузнец малюет чёрта в церкви | чёрт нарисован в церкви; маляр по заказу кузнеца малюет чёрта в кузнеце | |
чёрт победил кузнеца | кузнец победил чёрта |
Сопоставим образы и сюжетные ходы русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк» (Приложение 3) с повестью Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством».
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» | Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» | Выводы |
---|---|---|
волк | чёрт | Сходство в образах только в том, что есть образы зла (чёрт, волк) и добра (кузнец, Иван-царевич).
Больше сходства в сюжетах произведений: мотив выполнения задания, герои должны достать предмет, помощь злых сил. Есть и различия: волк помогает Ивану-царевичу потому, что съел коня, чёрт же помогает кузнецу в надежде забрать его душу. Кузнецу удалось победить чёрта благодаря своим личным качествам, в русской народной сказке волк и Иван-царевич действуют совместно. |
Иван-царевич | кузнец | |
Иван-царевич добывает жар-птицу по заданию отца | кузнец добывает черевички по заданию Оксаны | |
Иван-царевич вступает в сделку с волком по желанию волка (волк хочет помочь, так как съел коня) | кузнец вступает в сделку с чёртом для выполнения задания по своей инициативе | |
Иван-царевич справляется с заданиями только с помощью волка | кузнец справился с заданием с помощью чёрта и благодаря тому, что смог победить чёрта |
Заключение
В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам.
Во-первых, повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» имеет много общего с украинскими народными сказками о кузнеце и чёрте: совпадают главные образы произведений и такой важный момент в сюжете повести и сказок, как сделка кузнеца с чёртом. В одной из сказок кузнец побеждает чёрта, как и у Н. В. Гоголя.
В другой сказке мы видим рисование чёрта по заказу кузнеца, что в конечном итоге явилось поводом для того, что кузнец вызвал недовольства чёрта своим поведением. Есть мотив избиения чёрта: в сказке кузнец бьёт черта каждый день, а в повести избиение чёрта присутствует в рисунке, нарисованном кузнецом. Кроме того, в повести кузнец бьёт чёрта, когда тот хочет скинуть его со спины.
Во-вторых, повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» имеет много общего и русской народной сказкой «Иван-царевич и серый волк». Основные образы, олицетворяющие добро и зло, действуют сообща, выполняя полученное задание: добыть предмет (черевички или жар-птицу). Главным героям удаётся достать необходимые вещи только благодаря помощи злых сил.
Полученные результаты позволяют сделать вывод: архетипами повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» являются произведения как украинского, так и русского фольклора. В фольклорных текстах мы находим и первичные образы (кузнец и чёрт, добро и зло), и первичные мотивы (борьба злого и доброго начал, выполнение задания, победа добра над злом) для повести Н. В. Гоголя. Это «вечные» образы и «вечные» мотивы.
В то же время нам стали понятны различия между произведениями фольклора и авторской повестью.
В сказках герои не удивляются появлению чёрта или волка, они живут в такой реальности, где само собой разумеется разговаривать с фантастическими существами или животными. В повести же кузнец Вакула хоть и вынужден был искать чёрта, и допускал существование нечистой силы, был очень удивлён его появлением.
В повести герой решается на сделку с чёртом от безвыходности, так как он понимает, что это страшный грех. В сказках герои даже не думают об этом.
Тем самым повесть и отличается от сказки при всей их внешней схожести.
Но само появление чёрта и страх перед Богом в повести говорит о том, что «вечное» у Н. В. Гоголя тесно связано с бытовым, нереальное с реальной жизнью. Это может стать предметом дальнейшего исследования.
Список литературы
- Белокурова С. Словарь литературоведческих терминов.
- Вишневская В.Л. Н. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством.
- Гольденберг А. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя.
- Звиняцковский В. Дополнительный канон Гоголя: стратегии украинизации.
- Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение. 2015 г.
- Лихвар В., Подольская Е., Погорелый Д.: Новейший культурологический словарь. Термины, биографические справки, иллюстрации.
- Михед П. Гоголь в контексте русской и украинской культур.
Приложение 1. Кузнец и чёрт
Жил себе кузнец, очень большой пьяница, и все, что у него было, пропил уже. Видит, что не на что уже и пить, вот и пошел он тогда к нечистому свою душу отписывать. А нечистый говорит:
— Хорошо! А что же ты за свою душу хочешь?
— Хочу, — говорит, — чтоб была у меня полная кубышка денег и чтоб целый год, сколько бы я их ни брал, они не убывали.
Лукавый и говорит: — Ладно, будут у тебя деньги, а спустя год я приду по твою душу. Принес кузнец полную кубышку денег, спрятал их в свою бочку, немного в карман положил, а там и в корчму. Пьет день и ночь, уже и про кузницу забыл, а тут глядь — вскоре и горе приходит. Вот идет раз кузнец в корчму, а лукавый прыг ему на плечи, да и говорит: — А теперь ты мой!
Кузнец отвечает: — Твой-то я твой, да погоди-ка, пока я до дому дойду, мне кое-что жинке сказать надо. — Ладно, — говорит черт. Вошел кузнец в хату, да и усадил лукавого на лавку, а никто его не видит, и сам-то кузнец не видит; потом вышел он из хаты в сенцы, а там и в корчму, да и пьет своим порядком. Вот лукавый ждал-ждал, и захотелось ему с лавки подняться и идти за ним.
Рванулся черт, а встать никак не может. Вот и давай он с лавки рваться, тормошиться, дергаться, так глина и летит, вот-вот хата развалится. Испугалась Кузнецова жена, бежит за мужем в корчму и говорит: — Что же это ты такое посадил на лавку, что хату чуть не развалит? Ступай да убери его оттуда! Пришел кузнец и говорит черту: — Ну, коли будут опять деньги в кубышке, то пущу!
Говорит лукавый: — Будут! Взял кузнец его и отпустил. И снова денег у него вдосталь, Опять пьет он, гуляет, а тут и год скоро выходит. Идет кузнец по дороге, а лукавый прыг ему на плечи и говорит: — Теперь ты мой! — Посиди здесь на моем огороде на груше, а я домой схожу и возьму нож. — Ну, ступай, да не мешкай. Посадил его кузнец на грушу, а сам пошел в корчму — пьянствовать. Вдруг бежит жена и говорит: — Что это ты посадил в огороде на груше?
Была у нас всего одна только груша хорошая, да и та теперь совсем пропадает, так всю ее и трясет: уже и груши осыпались, и листья облетели, и ветки поломались, уже и корни выворачивает. Пришел кузнец, да и говорит черту: — Ну, коли будут опять у меня целый год деньги, то пущу. Отвечает ему лукавый: — Будут, будут, только пусти! Он и отпустил. Опять завелись деньги, опять кузнец пьет-гуляет.
А тут и год выходит. Явился лукавый снова и говорит: — Ну, теперь ты мой! — Ладно, твой, — говорит кузнец. — Что ж, двинемся в путь-дорогу. — Пойдем, — говорит. Подходят они к запруде, а был вечер, на небе светил месяц — вот и видна от кузнеца тень на земле, а бес и спрашивает: — Кто это с тобой идет? — Да это мой брат, — отвечает кузнец.
— А он не схватит меня? — Схватит, пожалуй, — отвечает тот. — Ну, смилуйся, спрячь меня! — Да куда ж я тебя спрячу? — Да хотя бы в кошелек. — Ну что ж, полезай в кошелек, — и развязывает его. Вот бес там и спрятался. А кузнец завязал его потуже, да и бросил в воду. И сидит там черт и теперь, а кузнец домой воротился и живет себе до сих пор. Вот и сказкеКузнец и чёрт конец, а кто слушал - молодец!
Приложение 2. Кузнец и чёрт
Жил-был кузнец, у него был сын лет шести, мальчик бойкой и разумной.
Раз пошел старик в церковь, стал перед образом Страшного суда и видит: нарисован черт, да такой страшной — черной, с рогами и с хвостом.
«Ишь какой! — подумал он.
— Дай-ка я себе намалюю такого в кузнице».
Вот и нанял маляра, и велел ему нарисовать на дверях кузницы черта точь-в-точь такого, какого видел в церкви.
Нарисовал маляр.
С той поры старик, как войдет в кузницу, всегда взглянет на черта и скажет: «Здорово, земляк!» А после разведет в горне огонь и примется за работу.
Жил эдак кузнец в ладу с чертом лет с десяток; потом заболел и помер.
Стал сын его за хозяина, принялся за кузнечное дело; только не захотел он почитать черта, как почитал его старик.
Придет ли поутру в кузницу — с ним никогда не поздоровается, а вместо ласкового слова возьмет самый, что ни есть большой молот и огреет этим молотом черта прямо в лоб раза три, да потом и за работу.
А как настанет у Бога праздник — сходит он в церковь, поставит святым по свечке; а к черту придет и плюнет в глаза.
Прошли целые три года, а он все угощает нечистого каждое утро то молотом, то плевками.
Терпел, терпел черт, да и вышел из терпения; невмоготу стало.
«Полно,— думает,— принимать мне от него такое надругательство! Дай ухитрюсь, да что-нибудь над ним сделаю».
Вот обернулся черт парнем и приходит в кузницу.
«Здравствуй, дядя!» — «Здорово».
— «А что, дядя, возьми меня к себе в ученье? Буду тебе хоть уголя таскать да меха раздувать».
Кузнец тому и рад: «Отчего не взять! Вдвоем все спорей».
Пошел черт в науку; пожил месяц и узнал кузнечное дело лучше самого хозяина: чего хозяин не сможет, то он сделает.
Любо-дорого посмотреть! Кузнец уж так его полюбил, уж так им доволен, что и сказать нельзя.
В другой раз сам не идет в кузницу — надеется на работника: он всем управит.
Раз как-то не было хозяина дома, а в кузнице оставался один работник.
Видит он — едет мимо старая барыня, высунул голову из дверей и давай кричать: «Эй, господа! Вы пожалуйте сюда; здесь новая работа открывается, старые в молодых переделываются».
Барыня сейчас из коляски да в кузницу.
«Чем ты это похваляешься? Да вправду ли? Да сумеешь ли?» — спрашивает парня.
«Не учиться нам стать! — отвечает нечистой.
— Коли б не умел, так и не вызывался бы».
— «А что стоит?» — спрашивает барыня.
«Да всего пятьсот рублей»,— «Ну, вот тебе деньги, сделай из меня молодую».
Нечистой взял деньги, посылает кучера на деревню: «Ступай,— говорит,— притащи сюда два ушата молока».
А саму барыню схватил клещами за ноги, бросил в горн и сжег всю дочиста, только одни косточки и остались.
Как принесли два ушата с молоком, он вылил их в кадушку, собрал все косточки и побросал в молоко.
Глядь — минуты через три выходит из молока барыня: живая да молодая, да красивая!
Села она в коляску и поехала домой; входит к барину, а тот уставил на нее глаза, и не узнает своей жены.
«Что глаза-то выпучил? — говорит барыня,— Видишь, я и молода, и статна; не хочу, чтоб у меня муж был старой! Сейчас же поезжай в кузницу, пускай и тебя перекуют в молодого, а то и знать тебя не хочу!» Нечего делать, поехал барин.
А тем временем кузнец воротился домой и пошел в кузницу; смотрит — нету работника; искал-искал его, спрашивал-спрашивал — нет как нет, и след простыл.
Принялся один за работу, только молотом постукивает.
Приезжает барин и прямо в кузницу: «Сделай,— говорит,— из меня молодого».
— «В уме ли ты, барин? Как сделать из тебя молодого?» — «Ну, там как знаешь!» — «Я ничего не знаю».
— «Врешь, мошенник! Коли переделали мою старуху, переделывайте и меня; а то мне житья от нее не будет.»
— «Да я твоей барыни и в глаза то не видал».
— «Все равно твой работник видел.
Если он сумел дело повершить, так ты, старой мастер, и подавно должен уметь.
Ну, живей поворачивайся; не то быть худу: попробуешь у меня березовой бани».
Принужден был кузнец переделывать барина.
Расспросил потихоньку у кучера, как и что, сделал работник его с барыней, и думает: «Куда не шло! Стану то же делать; попаду на лад — хорошо, не попаду — все равно пропадать!» Тотчас раздел барина донага, схватил его клещами за ноги, сунул в горн и давай поддувать мехами; сжег всего в пепел.
После того вынул кости, покидал в молоко, и ждет — скоро ли выскочит оттуда молодой барин.
Ждет час, и другой — нет ничего; посмотрел в кадушку — одни косточки плавают, и те обгорелые.
А барыня шлет послов в кузницу: скоро ли будет готов барин? Отвечает бедный кузнец, что барин приказал долго жить; поминайте, как звали! Как узнала барыня, что кузнец только сжег ее мужа, а молодым не сделал, сильно разгневалась, созвала своих верных слуг и велела тащить кузнеца на виселицу.
Сказано-сделано.
Побежали слуги в кузницу, схватили его, связали и потащили на виселицу.
Вдруг нагоняет их тот самой малой, что у кузнеца жил в работниках, и спрашивает: «Куда ведут тебя, хозяин?» — «Хотят повесить»,— отвечал кузнец, и рассказал все, что с ним сталось.
«Ну, дядя! — молвил нечистый. — Поклянись, что никогда не будешь бить меня своим молотом, а станешь ко мне такую же честь держать, какую твой отец держал,— и барин сейчас будет и жив, и молод».
Кузнец забожился, заклялся, что никогда не подымет на черта молота, а будет отдавать ему всякую почесть.
Тут работник побежал в кузницу и наскоро воротился оттуда вместе с барином: «Стой,— кричит слугам,— не вешайте! Вот ваш барин!» Они сейчас развязали веревки и отпустили кузнеца на все на четыре стороны; с тех пор перестал кузнец плевать на черта и бить его молотом, работник его скрылся и больше на глаза не показывался, а барин с барыней стали жить да поживать, да добра наживать, и теперь еще живут, коли не умерли.
Приложение 3. Иван-царевич и серый волк
(Русская народная сказка)
Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.
И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками.
Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад. Посылает он туда караулы. Никакие караулы не могут уследить похитника.
Царь перестал и пить и есть, затосковал. Сыновья отца утешают:
—Дорогой наш батюшка, не печалься, мы сами станем сад караулить.
Старший сын говорит:
—Сегодня моя очередь, пойду стеречь сад от похитника.
Отправился старший сын. Сколько ни ходил с вечеру, никого не уследил, припал на мягкую траву и уснул.
Утром царь его спрашивает:
—Ну-ка, не обрадуешь ли меня: не видал ли ты похитника?
—Нет, родимый батюшка, всю ночь не спал, глаз не смыкал, а никого не видал.
На другую ночь пошел средний сын караулить и тоже проспал всю ночь, а наутро сказал, что не видал похитника.
Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то что прилечь. Как его сон задолит, он росой с травы умоется, сон и прочь с глаз.
Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит — на яблоню села Жар-птица и клюет золотые яблоки.
Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста.
Наутро приходит Иван-царевич к отцу.
—Ну что, дорогой мой Ваня, не видал ли ты похитника?
—Дорогой батюшка, поймать не поймал, а проследил, кто наш сад разоряет. Вот от похитника память вам принес. Это, батюшка, Жар-птица.
Царь взял это перо и с той поры стал пить, и есть, и печали не знать. Вот в одно прекрасное время ему и раздумалось об этой об Жар-птице.
Позвал он сыновей и говорит им:
—Дорогие мои дети, оседлали бы вы добрых коней, поездили бы по белу свету, места познавали, не напали бы где на Жар-птицу.
Дети отцу поклонились, оседлали добрых коней и отправились в путь-дорогу: старший в одну сторону, средний в другую, а Иван-царевич в третью сторону.
Ехал Иван-царевич долго ли, коротко ли. День был летний. Приустал Иван-царевич, слез с коня, спутал его, а сам свалился спать.
Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит — коня нет. Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня — одни кости обглоданные.
Запечалился Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль?
«Ну что же, — думает, — взялся — делать нечего».
И пошел пеший.
Шел, шел, устал до смерточки.
Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит.
Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:
—Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил?
—Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня.
—Это я, Иван-царевич, твоего коня съел... Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?
—Послал меня батюшка поездить по белу свету, найти Жар-птицу.
—Фу, фу, тебе на своем добром коне в три года не доехать до Жар-птицы. Я один знаю, где она живет. Так и быть — коня твоего съел, буду тебе служить верой-правдой. Садись на меня да держись крепче.
Сел Иван-царевич на него верхом, серый волк и поскакал — синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости. Серый волк и говорит:
—Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся — час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!
Иван-царевич через стену перелез, увидел этот терем — на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар-птица. Он птицу взял, за пазуху положил, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: «Ах, какая — золотая, драгоценная! Как такую не взять!» И забыл, что волк ему наказывал. Только дотронулся до клетки, пошел по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана-царевича и повели его к царю Афрону.
Царь Афрон разгневался и спрашивает:
—Чей ты, откуда?
—Я царя Берендея сын, Иван-царевич.
—Ай, срам какой! Царский сын да пошел воровать.
—А что же, когда ваша птица летала, наш сад разоряла?
—А ты бы пришел ко мне, по совести попросил, я бы ее так отдал, из уважения к твоему родителю, царю Берендею. А теперь по всем городам пущу нехорошую славу про вас... Ну да ладно, сослужишь мне службу, я тебя прощу. В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый. Приведи его ко мне, тогда отдам тебе Жар-птицу с клеткой.
Загорюнился Иван-царевич, идет к серому волку. А волк ему:
—Я же тебе говорил, не шевели клетку! Почему не слушал мой наказ?
—Ну, прости же ты меня, прости, серый волк.
—То-то, прости... Ладно, садись на меня. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Долго ли, добегают они до той крепости, где стоит конь златогривый.
—Полезай, Иван-царевич, через стену, сторожа спят, иди на конюшню, бери коня, да смотри уздечку не трогай!
Иван-царевич перелез в крепость, там все сторожа спят, зашел на конюшню, поймал коня златогривого, да позарился на уздечку — она золотом, дорогими камнями убрана; в ней златогривому коню только гулять.
Иван-царевич дотронулся до уздечки, пошел звук по всей крепости: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись, схватили Ивана-царевича и повели к царю Кусману.
—Чей ты, откуда?
—Я Иван-царевич.
—Эка, за какие глупости взялся — коня воровать! На это простой мужик не согласится. Ну ладно, прощу тебя, Иван-царевич, если сослужишь мне службу. У царя Далмата есть дочь Елена Прекрасная. Похить ее, привези ко мне, подарю тебе златогривого коня с уздечкой.
Еще пуще пригорюнился Иван-царевич, пошел к серому волку.
—Говорил я тебе, Иван-царевич, не трогай уздечку! Не послушал ты моего наказа.
—Ну, прости же меня, прости, серый волк.
—То-то, прости... Да уж ладно, садись мне на спину.
Опять поскакал серый волк с Иваном-царевичем. Добегают они до царя Далмата. У него в крепости в саду гуляет Елена Прекрасная с мамушками, нянюшками. Серый волк говорит:
—В этот раз я тебя не пущу, сам пойду. А ты ступай обратно путем-дорогой, я тебя скоро нагоню.
Иван - царевич пошел обратно путем-дорогой, а серый волк перемахнул через стену — да в сад. Засел за куст и глядит: Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками. Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, серый волк ухватил Елену Прекрасную, перекинул через спину — и наутек.
Иван-царевич идет путем-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нем сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:
—Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.
Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой — синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до царя Кусмана. Серый волк спрашивает:
—Что, Иван-царевич, приумолк, пригорюнился?
—Да как же мне, серый волк, не печалиться? Как расстанусь с такой красотой? Как Елену Прекрасную на коня буду менять?
Серый волк отвечает:
—Не разлучу я тебя с такой красотой — спрячем ее где-нибудь, а я обернусь Еленой Прекрасной, ты и веди меня к царю.
Тут они Елену Прекрасную спрятали в лесной избушке. Серый волк перевернулся через голову и сделался точь-в-точь Еленой Прекрасной. Повел его Иван-царевич к царю Кусману. Царь обрадовался, стал его благодарить:
—Спасибо тебе, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой.
Иван-царевич сел на этого коня и поехал за Еленой Прекрасной. Взял ее, посадил на коня, и едут они путем-дорогой.
А царь Кусман устроил свадьбу, пировал весь день до вечера, а как надо было спать ложиться, повел он Елену Прекрасную в спальню, да только лег с ней на кровать, глядит — волчья морда вместо молодой жены! Царь со страху свалился с кровати, а волк удрал прочь.
Нагоняет серый волк Ивана-царевича и спрашивает:
—О чем задумался, Иван-царевич?
—Как же мне не думать? Жалко расставаться с таким сокровищем — конем златогривым, менять его на Жар-птицу.
—Не печалься, я тебе помогу.
Вот доезжают они до царя Афрона. Волк и говорит:
—Этого коня и Елену Прекрасную ты спрячь, а я обернусь конем златогривым, ты меня и веди к царю Афрону.
Спрятали они Елену Прекрасную и златогривого коня в лесу. Серый волк перекинулся через спину, обернулся златогривым конем. Иван-царевич повел его к царю Афрону. Царь обрадовался и отдал ему Жар-птицу с золотой клеткой.
Иван-царевич вернулся пеший в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путем-дорогой в родную сторону.
А царь Афрон велел подвести к себе дареного коня и только хотел сесть на него — конь обернулся серым волком. Царь со страху где стоял, там и упал, а серый волк пустился наутек и скоро догнал Ивана-царевича.
—Теперь прощай, мне дальше идти нельзя.
Иван-царевич слез с коня и три раза поклонился до земли, с уважением отблагодарил серого волка. А тот говорит:
—Не навек прощайся со мной, я еще тебе пригожусь.
Иван-царевич думает: «Куда же ты еще пригодишься? Все желанья мои исполнены». Сел на златогривого коня, и опять поехали они с Еленой Прекрасной, с Жар-птицей. Доехал он до своих краев, вздумалось ему пополдневать. Было у него с собой немного хлебушка. Ну, они поели, ключевой воды попили и легли отдыхать.
Только Иван-царевич заснул, наезжают на него его братья. Ездили они по другим землям, искали Жар-птицу, вернулись с пустыми руками. Наехали и видят — у Ивана-царевича все добыто. Вот они и сговорились:
—Давай убьем брата, добыча вся будет наша.
Решились и убили Ивана-царевича. Сели на златогривого коня, взяли Жар-птицу, посадили на коня Елену Прекрасную и устрашили ее:
—Дома не сказывай ничего!
Лежит Иван-царевич мертвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с вороненком.
—Ты лети-ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка.
Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его вороненка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принес он живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил.
—Ох, крепко же я спал!
—Крепко ты спал, — говорит серый волк. — Кабы не я, совсем бы не проснулся. Родные братья тебя убили и всю добычу твою увезли. Садись на меня скорей!
Поскакали они в погоню и настигли обоих братьев. Тут их серый волк растерзал и клочки по полю разметал.
Иван-царевич поклонился серому волку и простился с ним навечно.
Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар-птицу, а себе — невесту, Елену Прекрасную. Царь Берендей обрадовался, стал сына спрашивать. Стал Иван-царевич рассказывать, как помог ему серый волк достать добычу, да как братья убили его, сонного, да как серый волк их растерзал.
Погоревал царь Берендей и скоро утешился. А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.