Произведения с образами коня и их анализ
Произведения с образами коня и их анализ
Работая над темой исследования, я прочитал огромное количество произведений: Г.Куклин «Игренька», отрывок из повести В.Распутина «Последний срок» - «Игренька», Б.Васильев «Великолепная шестерка», М. Шолохов «Жеребенок», А.И.Куприн «Изумруд», В.П.Астафьев «Запах сена», К.Паустовский «Теплый хлеб», «Сивый мерин», Л.Толстой «Холстомер», Б. Алмазов «Самый красивый конь», А.Чехов «Тоска», А. С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»… На некоторых из них хочется остановиться более подробно.
Исторический роман Бориса Васильева «Владимир Мономах» повествует о наиболее драматичных моментах в жизни великого князя Киевского Владимира Всеволодовича Мономаха (1053 – 1125гг.), не только великого полководца, не проигравшего ни одной битвы, но и великого дипломата.
«Маленький Владимир ходил в мужской одежде ещё до традиционного обряда посажения на коня: уже в пять лет мать впервые велела сесть ему в седло. Он очень привык к смирной лошадке, с весёлым смехом скакал по кругу, но однажды не удержался и вылетел из седла, больно ударившись спиной о землю. <…> Превозмогая боль, пятилетний Владимир поймал коня, сел в седло. По лицу его текли слёзы, но он был невероятно горд, что и коня поймал, и сел в седло без посторонней помощи. <…> В семь лет Владимир прошёл древнеславянский торжественный обряд посажения на коня.».
И на протяжении всей истории жизни Владимира Мономаха немало важную роль играл конь, как неотъемлемый атрибут Великого князя – воина. Эту тенденцию мы видим в каждом историческом романе, повествующем о временах древних эпох: в романах Б. Васильева «Вещий Олег», Ольга – королева руссов», «Князь Святослав», «Владимир Красное Солнышко», «Ярослав и его сыновья»; в романах Василия Яна: «Чингисхан», «Батый», «К «Последнему морю»».
Прочитав эти исторические романы о Древней Руси, я в очередной раз убедился в том, что лошади играли огромную роль в жизни людей, в особенности при ведении военных действий в древности. Рассматривая подобную тему во всемирной истории, хорошим примером этого может послужить любимая военная лошадь Александра Македонского - Буцефал. Когда в 326 году до н.э. этот конь погиб. Александр похоронил его со всеми почестями, а местность возле его могилы назвал в честь своего любимого и преданного соратника.
Исторический роман Раффи «Самвел» посвящён истории Армении четвёртого века, борьбе народа за независимость. Своим художественным своеобразием, глубиной раскрытия исторических фактов это произведение занимает особое место в армянской исторической прозе.
Раффи считал, что воспитательное воздействие исторического романа на читателя очень велико, так как читатель видит подвиги своих предков – и старается следовать их добродетелям; видит их заблуждения – и старается избежать их ошибок. И на первых страницах романа мы читаем о неотъемлемой связи жизни человека и лошади: «Река ревела и грохотала, словно разъярённый дракон, и в ночном мраке её мутные валы казались ещё угрюмее.
Конь целиком ушёл под воду, так что поверх неё виднелась только голова; храпя и отфыркиваясь, он боролся с волнами. Ноги его не касались дна, он пересекал реку вплавь. Всадник вместо уздечки держался за гриву и рукою посылал коня в нужном направлении. Несколько раз в бурных водоворотах и конь, и всадник с головой уходили под воду, но выплывали снова. <…> Приближалась какая – то опасность. <…> Конь тоже почуял близость беды и умножил свои усилия, рассекая волны с невероятной быстротой. <…>
Выбравшись на берег, всадник с облегчением перекрестился. Он выжал одежду, снова взнуздал коня и двинулся дальше, теперь уже пешком, ведя коня на поводу, чтобы дать ему передохнуть. Однако тот еле передвигал ноги. Насколько стремителен был он в воде, настолько же медлительным стал на суше. Хозяин приписал это усталости».
На первых страницах исторической повести Сергея Григорьева "Александр Суворов" мы встречаемся с самым обычным, на первый взгляд, одиннадцатилетним мальчиком эпохи 18 века, честном и добром, целеустремлённом, упорно следовавшем к своей самой заветной мечте – стать военным.
Ночами он взахлёб не просто читал, но впоследствии знал наизусть «Римскую историю от создания Рима до битвы Актинския…», где описаны военные сражения времён Ганнибала (247 или 246 – 183 гг. до н.э.). А по утрам он выводил любимого своего коня Шермака из конюшни и, не седлая его, надевал узду, срывал с гвоздя нагайку, разбирал поводья, вскакивал на своего любимца.
Конь, «обернувшись на задних ногах» выносился вихрем со двора и пускался в путь «через убогую деревню, распугав гусей и уток, вынесся по дороге в лес». «Внизу внезапно блеснула свежая вода. Александр не держал коня. На краю обрыва Шермак, давно привычный к повадкам седока, сел на задние ноги и поехал вниз. Из – под ног его катилась галька, передние ноги зарывались в жёлтый песок…
Всадник и конь скатились до самого заплеса, и Шермак остановился. Ноги коня вязли в мокром илистом песке, он переступал ногами, выдёргивая их со звуком… Шермак храпел, устав выдёргивать ноги из песка… Седок понукал коня. Конь охотно ступил в воду, погрузился и поплыл… Конь вынес Александра на лужайку и остановился, ожидая, что ещё придумает его своенравный седок. Александр промок совершенно.
Ему следовало бы раздеться, развесить мокрое платье по кустам, чтобы обсушиться, - солнце уже ласково пригревало. Александр так бы и поступил, но конь вдруг закашлял. Мальчик испугался, что Шермяк простудится от внезапного купания и захворает горячкой. Надо было его согреть. Не думая более о себе, Александр вскочил снова на коня, погнал его в гору и потом по знакомой лесной дороге к паромной переправе, чтобы вернуться с камфорой».
Из данного небольшого отрывка повести можно сделать вывод: коню мальчик уделяет немало важное значение в своей юной жизни. Как трепетно ребёнок относится к животному. И в будущем, на протяжении многих лет, Шермак будет служить своему хозяину, гениальному человеку, имя которого в будущем навсегда войдёт в пантеон всемирной истории; имя которого Александр Васильевич Суворов. Смерть Шермака станет одной из невосполнимых утрат в жизни гениального полководца.
Сюжет рассказа А. П. Чехова «Тоска» незамысловат и прост. Главный герой - извозчик Иона. В самом рассказе нет энергичного сюжета. Просто тихий зимний вечер, идет снег. Извозчик Иона ждет своих пассажиров. Душа его опустошена. У него умер единственный сын. Горе заполнило Иону до краев. Ему надо с кем – то поделиться переживаниями.
И он пробует. Но его горе никому не интересно: ни военному, ни молодежи, ни даже извозчикам. Иона нашел выход с кем поделиться горем. Со своей старой заезженной лошадью. И хоть бывало он стегал ее плетью, а она упрямилась, только ей смог он рассказать о своей беде.
Лошадь не умеет говорить, но она дохнула теплом на ладони извозчика. Не этого ли он ждал? Жизнь еще раз подтверждает, насколько животные могут быть добрее людей. Их молчаливая доброта дороже тысячи слов человека. Тогда как жить с людьми, если у них не найти отклика на беду? Каждый хочет радоваться, быть счастливым, ищет свое место в жизни.
Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» построен на сочетании реального и фантастического. Герой, от лица которого ведется повествование, представляет мир реальный. Мир фантастический представляет говорящая лошадь Рыжуха.
Разговор с лошадью мог происходить только в воображении персонажа: подсознательно человек пытается найти утерянную гармоническую связь с окружающим миром. Воспоминания о детстве героя тесно связаны с лошадьми. Лошади вызывали у него противоречивые чувства. С одной стороны, нельзя было налюбоваться красотой и мощью лошадей, с другой — они вызывали чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними.
Вина объяснялась просто: времена изменились, теперь лошади никому не были нужны: «Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус, а в затишные вечера серым облаком, тучей клубились над ними комар и мошкара». Лошади олицетворяли саму природу: прекрасную, но никому не нужную, изуродованную в результате целенаправленной деятельности человека.
Рыжуха была словно лучик в беспросветной тьме. Она выгодно отличалась от сородичей, хотя досталось ей не меньше, чем остальным: «В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо, и даже вены в пахах начинали пухнуть». Рыжуха, несмотря на неурядицы, сохранила свой веселый, неунывающий характер молодости. При приближении друга лошадка совершала приветственный круг радости.
Герой опечален, он видит, что его любимица даже не обращает внимания на него, отворачивается от куска хлеба. Не понимая перемены, произошедшей в настроении лошади, герой хватает ее за челку и притягивает к себе. Он удивлен: лошадь плачет. Еще больше удивляется герой, когда лошадь обращается к нему человеческим голосом. Диалог лошади и человека, в ходе которого Рыжуха сообщает о своем знакомстве со старой кобылой, драматичен.
Рыжуха от старой лошади узнает о том, что были времена, когда лошадям жилось привольно и легко. И когда она решила поделиться своим открытием с подругами, те назвали ее обманщицей. Герой знает, что действительно, были времена, когда лошадям жилось хорошо. В те времена они были главной опорой и надеждой всей крестьянской жизни. Без лошади нельзя было ни работать, ни отдыхать.
В памяти героя предстают картины прошлого: веселое масленичное гулянье, митинги у конюшни с выяснением отношений. Воспоминания прерываются вопрошающим взглядом Рыжухи. С мольбой смотрели лошади на человека. Но только непонятным оставалось, что могли изменить в дальнейшей судьбе слова, которые мог сказать сейчас герой. Действительно, что он мог ответить лошадям? Жизнь их никак не изменится, если они узнают правду. И герой молчит.
Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» наполнено чувством сострадания. Автор рассказывает о том, как большая толпа собралась вокруг упавшей лошади, вопя: «Лошадь упала!» Поэт подчёркивает бессердечное отношение людей чужому падению: улица смеётся и воет от восторга и любопытства.
И только лирический герой заглянул в «глаза лошадиные» и увидел мир «перевёрнутым», как видит его упавшая лошадь. Он один видит, как текут по морде лошади «каплища за каплищей» слёзы. И тогда, охваченный «общей звериной тоской», то есть чувством всеобщей скорби и сострадания, герой говорит с лошадью по – человечески, пытаясь её утешить и вселить в неё веру в себя. Произошло чудо – лошадь поняла героя и
Встала на ноги,
Ржанула
И пошла.
Лирический герой понимать, что все живые существа – и люди, и животные – звенья одной цепи. Эта маленькая победа жизни над смертью, добра над злом вселяет оптимизм в душу поэта.
Будущее коня. Памятники коню
Вторая Мировая Война оставила неизгладимый след в истории нашей страны и всего мира. В это страшное время народ, как на передовой, так и в тылу, проявлял немереную отвагу и мужество. Как никогда была важна дружба, преданность и взаимопомощь. Подвиг советского народа и союзников трудно переоценить.
Мало кто знает, что в то время бок о бок с солдатами гордо и отважно сражались братья наши меньшие. Лошади, собаки, кошки и голуби, как и люди, совершали подвиги. И гибли, как и люди. Как и Герои Великой Отечественной Войны, боевые животные спасли тысячи человечески жизней и помогли приблизить долгожданный День Победы.
Вынесли героев из атак —
Чтоб герои в песнях прогремели,
Только не споют о лошадях…
М. Щербаков, «Человек судьбой своей играет»
Несмотря на то, что Вторую Мировую называют войной моторов, лошади сыграли далеко не последнюю роль в битвах. Только по официальным данным численность лошадей в Советской Армии составляла 1,9 миллиона голов. В войну лошадей применяли как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. Бойцы, назначенные связными, также часто предпочитали коня мотоциклу.
Несмотря на то, что лошадь не могла преодолеть больше 100км за сутки, но она могла пройти там, где не проедет никакая техника, и причем сделать это незаметно. Поэтому часто лошадей использовали для стремительных рейдов по тылам противника, для налетов и диверсий.
Зачастую раненые были обязаны жизнью лошадям: большинство лазаретов были на «конной тяге». В свою очередь люди о своих друзьях также не забывали. Раненых лошадей на поле боя не бросали, а доставляли в ветеринарные лазареты. Тяжелораненых лошадок до лазарета довозили на автотранспорте, там им делали сложные операции и выхаживали до полного восстановления. Точных данных о том, сколько лошадок погибло, за войну нет. Но считается, что во Время Великой Отечественной Войны Советская Армия потеряла больше миллиона верных коней.
Свою главную роль в истории человеческого общества лошадь уже исполнила. Прошли те времена, когда она помогала людям осваивать дальние страны, решать исход войн на полях сражений. В сельском хозяйстве, где лошадь оставалась основной тягловой силой, работают сегодня сотни современных тракторов («…живых коней победила стальная конница…»), да и на улицах городов лошадь нынче большая редкость.
Лишь конный спорт не утратил своего значения. Напротив, он привлекает всё больше и больше поклонников, число любителей, занимающихся конным спортом, непрерывно растёт. А с 1998 года даже отмечается День лошади – раз в 4 года, каждое второе воскресенье октября.
Мы рассмотрели, как поэты и писатели воспели в своих произведениях любовь к коню с тех самых пор, когда человек начал приучать это великолепное чудо природы,- умное, верное, трепетное. Представители искусства - художники, скульпторы, архитекторы,- изображая коня-любимца, тем самым увековечивают и свой труд, свой успех, потому что выведение породы, красота, грация, гармония, резвость, сила коня - всё это дело рук человека.
Дело его творчества, знаний, терпения и любви. Об этом свидетельствуют работы скульптора Э. Гилярова «Триумф Абсента» на территории Луговского конного завода, резвость коня Улова изображена на одноимённом памятнике (автор Э. Гиляров): это гордость коллектива за орловскую породу коней 200-летнего существования. У основания памятника коню из Баболны (Венгрия) выбита надпись: «Самому верному другу», что ещё раз подтверждает восхищение человека преданностью боевого товарища - арабского скакуна.