Принципы адыгского этикета
Принцип скромности и толерантности
Скромность и толерантность (терпимость, снисходительность) -моральные ценности общечеловеческого характера.
Грубым нарушением этикета считался разговор мужчины о собственных достоинствах и вообще о своей персоне. «...храбрые по природе, привыкшие с детства бороться с опасностью. черкесы в высшей степени пренебрегали самохвальством. О военных подвигах черкес никогда не говорил, не прославлял их, считая такой поступок неприличным.
Самые смелые джигиты (витязи) отличались необыкновенной скромностью, говорили тихо, готовы были каждому уступить место и замолчать в споре; зато на действительное оскорбление отвечали оружием с быстротою молнии, но без угрозы и брани.» (Дубровин, 1927г., 54). «Заслуги своих великих людей черкесы воспевали обыкновенно после их смерти» (Дубровин, 1927, 54).
К запрету на хвастовство примыкает запрет на похвалу детей родителями и вообще всякий разговор о них. Всякого, кто заводил разговор о достоинствах дочери или сына, высмеивали, считали бестактным в высшей мере. Если хвалят парня или девушку, присутствующие при этом родители считают своим долгом прервать говорящего: выслушивать такое приятно, но неприлично.
Категории ц1ыхугъэ (человечность), адыгагъэ (адыгство) обязывали щадить самолюбие другого человека, по мере возможности доставлять ему меньше неудобств и стойко, без жалоб, переносить неудобства, причиняемые собственной персоне. Памятуя об этом, в общественном месте «враги остаются в границах вежливости и даже оказывают нередко друг другу разные услужливости» (Хан-Гирей, 1836, 320). «Если обидчик случайно встретит обиженного, то он не должен первый нападать, а вправе только обороняться. В поле он должен уступать ему дорогу, в доме у постороннего тотчас уходить, когда вошёл обиженный» (Торнау, 1864, 40).
Запрещалось (по крайней мере, в течение 2-3 дней) расспрашивать гостя о том, кто он таков, откуда и куда держит путь; ограничивались, как правило, расспросами общего характера (о новостях, о здоровье и т.п.). Вообще же у черкесов, по свидетельству Хан-Гирея, «правило таково, что должно... больше слушать и менее говорить» (1836, 320).
Рыцарский этикет, как известно, обязывает мужественно переносить страдания, не доставляя хлопот окружающим. «Если больной охает, морщится и не встаёт при входе посетителей, то навлекает на себя дурное мнение народа и подвергается насмешкам; такое обстоятельство делает черкесов терпеливыми в болезнях до неимоверности» (Хан-Гирей, 1974, 202).
Принцип почитания старших
В семье и за её пределами он сильно сказывается на поведении младших. «Не только сын перед отцом, но и меньший брат перед старшим сесть не смеет и не вступает в разговор в присутствии посторонних лиц. Равно и в беседах, где случаются старейшие летами, молодые люди не смеют говорить громко или смеяться, но обязаны отвечать скромно на делаемые им вопросы» (Броневский, 1823, 123).
Вообще люди пожилые, независимо от статуса и пола, находятся на особом положении, благодаря чему старость находит себе защиту от одиночества, насмешек. Немецкий учёный прошлого века К.Кох писал в связи с этим: «В то время как у нас, к сожалению, государство очень редко берёт под защиту стариков, и они полностью зависят от молодого поколения, у черкесов старики пользуются всеобщим почтением. Тот, кто оскорбил старика или пожилую женщину, подвергается не только всеобщему презрению, но его поступок обсуждается народным собранием, и он несёт за это кару в зависимости от величины проступка.» (Кох, стр.591).
Младшим в присутствии старших вменяется в долг проявлять скромность; хвастовство, бахвальство и вообще какие-либо пространные речи о своей персоне считается грубым нарушением этикета. Молодой человек всем видом должен выражать внимание, уважение к старшему, готовность выполнить любое его поручение.
Такая установка исключает возможность держать руки в карманах, ерзать на стуле, поворачиваться к другим спиной, чесать затылок, нос, курить, жевать, подпирать щеку или лоб рукой, имеются специальные вежливо-скромные формулы для обращения к старшим, для выражения им благодарности, особым правилам подчиняется размещение старших и младших в пространстве и т.п.
И еще одна деталь: старший в окружении младших может говорить с почти полной уверенностью, что его слова будут выслушаны со вниманием и почитанием, даже в том случае, когда они идут вразрез с действительным положением вещей или с планами, ожиданиями младших.
Ш.Машкуашев (сел.Ст.Черек, КБР) утверждает, что в прошлом мужчина, идущий один по улице, должен был держаться в левой стороне дороги, символически уступая правую, почетную сторону старшему в роде (если таковой имеется). Младшему строго воспрещалось окликать старшего. Чтобы привлечь внимание старшего, нужно было войти в поле зрения последнего и затем уже обращаться к нему.