Проект "Традиционные образы в татарской народной песне"
В представленном исследовательском проекте по краеведению "Традиционные образы в татарской народной песне" рассматриваются традиционные образы, присутствующие в текстах татарских народных песен и классифицируются по тематическим соотношениям.
В процессе работы над исследовательским проектом по краеведению "Традиционные образы в татарской народной песне" ученицами 9 класса и 11 класса была поставлена цель развить патриотическое отношение к родной земле, поддержать чувство гордости у молодого поколения за свою малую родину, содействать духовной привязанности к ней на основе татарской песни; расширить знания о природе родного края, воспетой в татарских песнях и их популяризация на основе творчества вокальной группы «Матурлар».
Подробнее о работе:
В исследовательской работе по краеведению "Традиционные образы в татарской народной песне" изложены теоретические сведения об образах, которые наиболее популярны в песнях татарского народа, а также исследуется значение их употребления в конкретных контекстах и их этимология.
В предложенном проекте по краеведению "Традиционные образы в татарской народной песне" автором были изучены различные источники по исследуемой теме, дано описание традиционных образов в татарской народной песне. В работе представлена характеристика вокальной группы “Матурлар”, популяризирующей татарскую народную песню в Слободо-Туринском МР, и социологический опрос учащихся школы на предмет их знакомства с татарским народным творчеством.
Оглавление
Введение
1. Традиционные образы в татарской песне.
1.1 Символические образы в фольклоре.
1.2 Основные группы образной системы татарских народных песен.
1.3 Образы в татарских песнях, связанные с явлениями природы.
1.4 Образы небесных светил в татарских народных песнях.
1.5 Образы животного и растительного мира в татарских народных песнях.
1.6 Образы, созданные на основе названий одежды и украшений, в татарских песнях.
1.7 Образы, связанные с названиями национальных музыкальных инструментов, в татарских песнях.
2. Вокальная группа “Матурлар” и её творчество
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
"Малая Родина у каждого она своя,
но для всех она является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни
определяет очень многое,
если не сказать – все".
Введение
Интерес всякого цивилизованного общества к родному краю – непременный закон развития. Чтобы лучше понять себя, надо почувствовать и понять ту землю, на которой живешь, тех людей, которые живут на ней. Понять и оценить настоящее можно только, сравнив его с прошлым.
Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, мы - школьники видим успехи нашей Родины и всего народа.
Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья 58).
Родина, Отчизна, малая родина…… В этих словах близки образы: матери и отца, тех, кто дарит жизнь новому поколению. Любовь к родным и друзьям, к школе, к родной деревне и отчему краю формирует личность гражданина своей страны. Мы должны знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении, реализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой – это формирует устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу развития патриотических чувств. Важно, чтобы современное поколение видело ее красоту через стихи, песни...
Мы, авторы проекта, родились и живём в национальной деревне Юрты, которая является одним из старейших поселений Слободо-Туринского района. Художественное творчество татарского народа как одного из представителей многочисленных тюркоязычных народов является частью мировой культуры, своеобразной и богатой традициями, имеющей глубокие древние корни. Часто выясняется, что эти корни берут начало из одного, общего для многих народов источника системы мифологических воззрений на мир, идущей с первобытного общества. Выяснение изначальных представлений о мире имеет большое значение для самопознания человечества.
Песня - один из наиболее популярных жанров искусства, неизменный спутник в истории и жизни каждого народа, каждого человека. В представлении татар дружная, счастливая жизнь образно передается через выражение «сандугач кебек сайрашырга» - «петь словно соловьи». Чтобы найти ключ к сердцу народа, достаточно спеть его песню.
Она является отражением национального менталитета, передает духовное самочувствие народа, его историю и культуру. Поэтому, на наш взгляд, в процессе возрождения, сохранения, изучения языка, национальных традиций, истории и культуры народа задачи исследования песни остаются по-прежнему актуальными. Со своей стороны, татарские песни представляют один из источников дополнительной информации к отрывочным сведениям о мировосприятии древних тюрков, продолжающем находить отражение в современной материальной и духовной культуре их потомков.
Актуальность исследования определяется значимостью данной проблемы для современной молодежи. Очень важно, чтобы нынешнее поколение не только созерцало красоту родного края (через песню прикасаемся к прекрасному), но и понимало, какую важную роль играет малая родина в жизни человека.
Невозможно переоценить значение песни, звучащей на родном языке (языке наших предков), в формировании национального самосознания и национального характера, того, что сегодня называют менталитетом, свойственным любому народу, населяющему многонациональную Россию. По свидетельству философа И.А.Ильина, ребенок должен слышать песню ещё в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон.
«Русская песня, - писал он, - глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение; …она даст детской душе исход из грозящего озлобления и каменения». Эти слова можно отнести и к татарской песне. К сожалению, сегодня мы наблюдаем забвение песни о красоте малой родины, звучащей на родном языке, вытеснение её «попсой».
Цели проекта:
- развитие патриотического отношения к родной земле,
- поддержка чувства гордости у молодого поколения за свою малую родину,
- содействие духовной привязанности к ней на основе татарской песни;
- расширение знаний о природе родного края,
- воспетой в татарских песнях и их популяризация на основе творчества вокальной группы «Матурлар».
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть роль природы в татарской народной песне.
2. Раскрыть взаимосвязь природы, этноса и культуры
3. Рассмотреть краткую историю изучения символики песенной поэзии;
4. Выяснить роль и место традиционных образов в народной песне;
5. Собрать и пополнить коллекцию школьного краеведческого музея татарскими народными песнями в исполнении вокальной группы «Матурлар».
Степень внедрения — материалы нашего исследования можно использовать на уроках истории, музыки, для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе. А также собранный материал может быть интересен жителям села.
План работы над проектом:
1. Найти ответ на вопрос: почему песня является душой народа.
2. Выяснить: почему наши предки не могли жить без песен.
3. Рассказать о вокальной группе «Матурлар», носителе татарской культуры.
4. Составить текстовый сборник песен вокальной группы «Матурлар» и записать диск с песнями в их исполнении.
5. Принять участие в школьном фестивале «Весенний фейерверк талантов» с песнями из репертуара вокальной группы «Матурлар».
Методы исследования: изучение литературных источников, анализ, синтез, сравнение, интервьюирование.
Объект исследования:творчество вокальной группы «Матурлар».
Предмет исследования: традиционные образы в народной песне.
Выдвинутая гипотеза: песни о Родине нужны современному поколению.
Предполагаемый результат: творческий проект об исполнительницах татарских песен, пополнение фонда школьного краеведческого музея татарскими народными и авторскими песнями.
Срок работы над проектом: 3-5месяцев.
Этапы работы:
- организационный – выбор темы, постановка цели и задач.
- подготовительный – подбираем литературу, вместе с руководителем прочли теоретические источники и прослушали много музыкальных произведений, отобрали те, которые смогли бы показать в проекте, провели анализ, определили способ представления результатов.
- презентация практического проекта «Традиционные образы в народной песне».
Практической значимостью нашего проекта является отражение личностного восприятия малой родины, формирование любви к малой родине у современного поколения, выступление на школьном фестивале творчества.
Предполагаемый продукт проекта: сборник татарских песен о Родине.