Материалы исследования
5. Материалы исследования
В своей повести “Последний поклон” Виктор Петрович Астафьев создаёт образ бабушки Екатерины Петровны Потылицыной, воспитателя и наставника главного героя повести, Витьки. Читатель невольно обращает внимание, с какой любовью и нежностью автор описывает бабушку, её поступки, характер.
Известно, что прототипами героев повести являлись сам автор и его реальная бабушка, Екатерина Петровна Потылицына. А реальной бабушке, Екатерине Петровне Потылицыной, удалось вырастить для России замечательного человека, известного писателя, воспитать в нём чувство благодарности и любви к Родине, ко всему живому, трепетное отношение к людям, их проблемам.
У меня возник вопрос: как В.П. Астафьеву удалось создать настолько реалистичный образ строгой воспитательницы и любящей бабушки одновременно? Какие способы создания образа он для этого использовал?
На этот вопрос, на мой взгляд, могут ответить выбранные мной рассказы из книги “Последний поклон”. Используя приведенный выше перечень способов создания образа в художественном произведении, я проанализировал следующие произведения В. П. Астафьева: «Зорькина песня», «Монах в новых штанах», «Деревья растут для всех», «Конь с розовой гривой».
Таблица 1. Способы создания образа бабушки в рассказе «Зорькина песня»
Способ | Проявление в рассказе |
Место в системе образов | Главный персонаж, воспитатель и наставник Витьки Потылицына |
Речевые особенности | В речи встречаются народные поговорки и приметы, например, “зорька поёт – значит, утро идёт” |
Художественные детали | Бабушка крепко держала Витьку за руку, ступала первой, “охраняла” внука |
Характеристика другими персонажами/автором | Бабушка и внук по лесу шли молча, Катерина Петровна давала почувствовать внуку всю прелесть леса, не прерывала его размышления, и даже когда Витька сам задал ей вопрос, бабушка ответила мягким, благостным голосом |
Самохарактеристика | - |
Таблица 2. Способы создания образа бабушки в рассказе «Деревья растут для всех»
Способ | Проявление в рассказе |
Место в системе образов | Главная героиня в этом рассказе раскрывается не только как воспитатель, но ещё и целитель, врач |
Речевые особенности | Бабушка часто к названиям деревьев прибавляет уменьшительно-ласкательные суффиксы: “Лиственка”. Так же она использовала устаревшее слово: батюшкО, и поговорки, например: “всякая сосна в бору красна” |
Художественные детали | Поила внука травами, много молилась |
Характеристика другими персонажами/автором | Не запрещала таскать Витьке воду к “секретному месту”, а когда обнаружила растение, не стала ругать внука, что, мол, ерундой занимаешься, отнеслась с пониманием, помогла посадить саженец настоящего дерева, лиственницы |
Самохарактеристика | - |
Таблица 3. Способы создания образа бабушки в рассказе «Конь с розовой гривой»
Способ | Проявление в рассказе |
Место в системе образов | Главная героиня, воспитатель Витьки |
Речевые особенности | Вместо “рубль” – “рупь”
Вместо “мошенничАЕт” – “мошенничАт” Часто в речи встречаются слова “господь” и “батюшкО” |
Художественные детали | Много гостей в доме, некоторые зашли повидаться, некоторые – попросить помощи.
Деньги, отложенные на чёрный день, (10 рублей). Наличие специально отложенных денег говорит о бережливости бабушки. |
Характеристика другими персонажами/автором | Узнав о проступке внука, бабушка рассказывала об этом всем знакомым, заходившим в тот день в дом, устыдив тем самым внука. И когда Витька полностью прочувствовал, как плохо врать и обманывать, когда ему стало по-настоящему стыдно за свой поступок, тогда бабушка отдала ему пряник, купленный в городе.
Когда кума пришла отдавать долг, Катерина Петровна долго пересчитывала и разглаживала каждый рубль, бранила куму за плохое отношение к деньгам. |
Самохарактеристика | - |
Таблица 4. Способы создания образа бабушки в рассказе «Монах в новых штанах»
Способ | Проявление в рассказе |
Место в системе образов | Главная героиня, воспитатель Витьки |
Речевые особенности | Вместо “тихо” – “тишей”
И, как и в предыдущих рассказах, “батюшкО” и “господи” |
Художественные детали | В доме есть старая, но работающая швейная машинка “Зингер”.
Китайская шкатулка, в которой хранились разного рода драгоценности, в том числе и сладости для Витьки. |
Характеристика другими персонажами/автором | Витька охарактеризовал бабушку как Генерала, который привык раздавать всем поручения.
Также Витька подчеркнул настойчивость бабушки, большое желание исполнить обещанное: “В лепёшку расшибётся, но сошьёт (штаны). Такой она человек”. Подчёркнута была и бережливость бабушки, любовь к своим вещам: “Крутит ручку осторожно, будто с духом собирается, обдумывает дальнейшие действия” |
Самохарактеристика | “Надсаженная я, батюшко, изработанная, вся надсаженная. С малых лет в работе, в труде” |
Героиня повести В. П. Астафьева “Последний поклон”, бабушка Екатерина Петровна, вырастила и воспитала девятерых детей. Никто из них не умер, все стали порядочными, достойными людьми. Из-за гибели уже взрослой на тот момент дочери бабушке пришлось взять на себя ответственность за воспитание внука Витьки.
Автор отводит бабушке место центрального персонажа в повести, таким образом указывая на важность образа в судьбе главного героя, Витьки. С помощью характеристики другими персонажами также подчёркивается важность образа, его огромное значение не только в жизни собственной семьи, но и в жизни всего села.
Это простая сибирская крестьянка, основой жизни которой является труд. Необразованность бабушки автор передаёт с помощью речевой характеристики.
С помощью художественных деталей (отношение к вещам, деньгам, принятие решений, осторожность в обращении с юной душой) автор создал образ чуткой, доброй, трудолюбивой бабушки.
Перед читателем предстаёт цельный образ, в котором сочетается строгость и требовательность воспитателя, любовь и забота бабушки, близость целительницы к природе, набожность и вера в приметы суеверного человека. Только один раз бабушка говорит о себе, да и то для того, чтоб объяснить внуку причину своей долгой болезни. Это говорит нам о её скромности, о том, что она привыкла думать прежде всего о других.
Думаю, именно такой Виктор Петрович Астафьев видел свою бабушку, именно такой он хотел представить её читателям, именно такой мы видим и любим её, читая повесть “Последний поклон”.
Читая рассказы Виктора Петровича Астафьева, я невольно сравнивал его бабушку с теми образами, которые присутствуют в сказках. Поэтому проанализировал, как изображены бабушки в народных и литературных сказках.
Таблица 5. Образ бабушки в сказках
№ | Сказка | Происхождение | Образ бабушки |
1 | «Колобок» | Русская народная сказка | Умеет сделать из «ничего» колобок |
2 | «Снегурочка» | Русская народная сказка | Любящая, заботливая |
3 | «Репка» | Русская народная сказка | Основательница рода |
4 | «Маша и медведь» | Русская народная сказка | Воспитывают с дедушкой внучку Машу |
5 | «Красная Шапочка» | Ш. Перро | Требующая внимания и заботы |
6 | «Госпожа Метелица» | Братья Гримм | Добрая фея |
7 | «Снежная королева» | Г.Х.Андерсена | Загадочная колдунья |
8 | «Бабушка» | Г.Х.Андерсена | Бабушка стала кустом розы |
9 | Бабушка, внучка да курочка | Русская народная сказка | Старая, всего боится |
10 | Чугунная бабушка | П.П. Бажов | Прообраз игрушки |
Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре, князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди | А. С. Пушкин | Баба- бабариха | |
Горшочек каши | Братья Гримм | Старушка- волшебница |
На мой взгляд, самые внимательные - это русские бабушки: они поучают нас, пекут вкусные пирожки, они – самые любимые и добрые воспитатели для малышей. И не важно, современная эта бабушка или нет. Я решил узнать мнение одноклассников о своих бабушках. Для этого провел анкетирование по следующим вопросам.
Таблица 6. Анкета
1. Как часто ты видишься со своей бабушкой? |
2. Чем ты любишь заниматься с бабушкой в свободное время? |
3. Чему тебя научила бабушка? |
4. Какая твоя бабушка: добрая или строгая? |
5. Какие произведения, в которых говорится о бабушках, ты читал? |
6. Какой должна быть бабушка? |
7. В жизни каких известных писателей и поэтов огромную роль сыграли их бабушки? Назови писателей и бабушек. |
Результаты анкетирования представлены на диаграммах (рис. 1- 6)
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5