Индивидуальный проект "Подвеска "Всадница"
В процессе работы над исследовательским проектом по краеведению "Подвеска «Всадница»" ученицей 9 класса была поставлена цель выявить особенности исследуемого археологического предмета, понять, какой мотив имел изготовитель, выполняя эту вещь и кто же это всё-таки-всадник или всадница?
Подробнее о работе:
В исследовательской работе по краеведению "Подвеска «Всадница»" изложены теоретические сведения об истории подвесок-всадниц, а также путем анализа исторических фактов сделаны выводы о видах подвесок-всадниц и их характеристики, проведенено описание подвески "Всадница", представлен перечень используемой литературы.
В предложенном проекте по краеведению "Подвеска «Всадница»" автором были изучены различные источники по исследуемой теме, дано описание сходств и различий подвесок-всадниц, являющихся предметом удмуртского древнего искусства. Уникальное исследование подвески проведено учащейся 9 класса общеобразовательной школы.
Оглавление
Введение
1. Теоретические сведения о подвеске.
2. Описание подвески «Всадница».
3. Виды подвесок «всадниц».
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Однажды, перелистывая один из сборников находок городища Иднакар, я наткнулась на фотографию металлической подвески, изображающей всадника, сидящего на коне. Мне стало интересно, какой мотив имел изготовитель, выполняя эту вещь и кто же это всё-таки-всадник или всадница? Так родилась идея и желание разузнать об этой подвеске побольше, а из накопившегося в ходе изучения материала я решила выполнить исследовательскую работу.
Этнический образ удмуртского древнего искусства очень интересен и требует детального изучения. Предметы быта, украшения и религиозные атрибуты финно-угров, завораживающе многогранны и таят в себе глубокий и, возможно, языческий смысл. Изготавливая предмет, мастер украшал его, вкладывая туда искры той древней культуры, которую мы сейчас так сильно стремимся изучить. Подвеска-всадница-одна из таких предметов старины, изделие, сохранившее в себе красоту прошлой жизни.
Актуальность работы заключается в том, что с её помощью мы можем более глубоко изучить предмет краеведения и найти ответы на интересующие нас вопросы.
Гипотеза:мы полагаем, что основное смысловое содержание подвески-всадницы заключается в её культовом назначении.
Цель проекта: выявление особенностей данного археологического предмета.
В работе мы определили следующие задачи:
1. Сделать описание подвески;
2. Сравнить с другими найденными подвесками;
3. Исследовать особенности предмета-подвески-всадницы.
Объект исследования:прикамские украшения.
Предмет исследования: подвеска-всадница.
Методы исследования:
- сравнительный;
- аналитический.
Теоритическая и практическая значимость исследований: данная исследовательская по краеведению о подвесках работа может быть использована на уроках краеведения, тематических классных часах, в кружковой работе.
Характеристика источников или используемого материала: в ходе выполнения данной работы мы опирались главным образом на публикации Е.А. Рябинина и А.П. Смирнова. В них раскрываются проблемы появления подвески-всадницы в Прикамье и её дальнейшее распространение по Уралу. Также в них приведены таблицы с указанием найденных экземпляров и карты с их местонахождением. Кроме этого, в работе использовались иллюстрированные фонды и фотоархивы музея УдГУ.
1. Теоретические сведения о подвеске «Всадница»
Чтобы составить первичное мнение о подвеске-всаднице, нужно сперва ознакомиться с основной литературой, посвящённой данной теме, а также с фотографическими источниками и публикациями.
Несомненно, одним из главных учёных, внёсших достаточно значимый вклад в изучении подвески-всадницы, был Е.А. Рябинин. Он уделил этой теме часть главы в своей книге «Зооморфные украшения Древней Руси X-XIV вв.», Ленинград, «Наука», 1981. Там Рябинин Е.А. рассуждает о происхождении «всадниц» и сравнивает их территории концентрации, разделяя при этом украшения на две группы по иконографическим особенностям.
Помимо Е.А. Рябинина стоит упомянуть А.П. Смирнова, который в своей публикации «Очерки древней и средневековой истории народов среднего Поволжья и Прикамья», Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1952 затронул тему «всадницы на коне, найденной в Глазовском районе»[9, с. 65].
Очевидно, что он говорит о подвеске-всаднице, найденной в Солдырском городище Иднакар, который находится в Глазовском районе. Именно эта подвеска является предметом данного исследования. А.П. Смирнов даёт подвеске описание и размышляет о сюжете, вложенном в это украшение.
В фотоальбоме археологических находок финно-угорской культуры «Древнее искусство Удмуртии», Ижевск, Удмуртский университет истории, языка и литературы, 2000, соавторами которого являлись М.Г. Иванова и К.И. Куликов, есть три фотографии схожих по общим чертам подвесок-всадниц. Первые две из них найдены в Иднакаре, а вторая в Варнинском могильнике.(Прил. 1; 2; 3)
Кроме всех этих публикаций нужно обратить внимание на фотоархив Кирилло-Белозерского Историко-Архитектурного и Художественного Музея-Заповедника. В нём присутствуют фотографии трёх экземпляров, украшений, отдалённо напоминающих подвески-всадницы.(Прил. 4)
Таким образом из перечисленных источников мы можем сделать вывод, что Е.А. Рябинин в своих трудах обобщил сведения о подвесках-всадницах, а А.П. Смирнов остановился на конкретном экземпляре-подвеске из Иднакара и дал ей описание. Помимо этого следует сказать, что учёных,изучавших этот вопрос, немного, а значит, данная тема остаётся актуальной для изучения.