Проект для старшей группы "Огород на окне"
Авторы долгосрочного проекта для старшей группы ДОУ о растениях «Огород на окне» планируют расширить знания детей о выращивании огородных культур, об особенностях роста растений и их строении. Также, воспитанники старшей группы детского сада развивают трудолюбие, ухаживая за растениями на подоконнике.
Подробнее о работе:
Долгосрочный проект в детском саду (ДОУ) «Огород на окне» развивает у воспитанников ДОУ ответственность, уважение к своему и чужому труду, трудолюбие, расширяет интеллектуальные и творческие навыки детей. Воспитанники узнают о строении растений, о способах выращивания и ухода за ними.
Паспорт проекта
Тема проекта | «Степашкин огород» |
Вид и тип проекта | Групповой, среднесрочный, исследовательско–творческий. |
Срок реализации проекта | 03.03.2014г. – 13.06.2014г. |
Участники проекта | Дети старшей группы, родители |
Цель проекта | Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях |
Задачи проекта |
1. Расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений; 2. Формировать умение наблюдать, ухаживать за огородными культурами (вовремя полить, рыхлить почву, прополка сорняков, прореживание); 3. Развивать речь детей, активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр; 4. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам; 5. Развивать творческие способности через написание сказок о растениях «Степашкиного огорода»; 6. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями. |
Предполагаемый результат |
1. Знать строение растений и их многообразие, способы ухода за растениями; 2. Уметь делать причинно-следственные умозаключения, отображать в рисунках результаты наблюдений, осваивать трудовые навыки по уходу за культурами; 3. Проявлять устойчивый интерес и бережное отношение к растениям; 4. Речь детей обогатится новыми словами; 5. В группе появится книга с авторскими сказками и рисунками «Сказки о Степашкином огороде» |
Этапы работы над проектом и распределение деятельности по этапам
Этап проекта | Деятельность по реализации проекта |
---|---|
I Этап Проблематизация (введение в проектную деятельность) |
Постановка проблемы или создание проблемной ситуации
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем вырастить самим, дети не имеют представления о том, какой посадочный материал используется, как выращиваются огородные культуры, сколько времени потребуется от момента посадки до сбора урожая, какой рабочий инвентарь для этого необходим. |
II Этап Целеполагание | Методы и приемы реализации проекта:беседы, чтение и выставка художественной литературы, загадки, пословицы, поговорки, рассматривание иллюстраций, картин; игры экологического содержания; словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; инсценировки, изготовление масок огородных культур для игр-драматизаций; наблюдения; выставка детских рисунков. |
III Этап Планирование |
Подготовительный этап:
1-я неделя (03.03.14-07.03.14г):
Основной этап:
3-я неделя (17.03.14-21.03.14г.):
5-я неделя (31.03.14-04.04.14г.):
6-я неделя (07.04.14-11.04.14г.):
7-я неделя (14.04.14-18.04.14г.):
8-я неделя (21.04.14-25.04.14г.):
9-я неделя (28.04.14-30.04.14):
10-я неделя (05.05.14-08.05.14):
11-я неделя (12.05.14-16.05.14):
12-я неделя (19.05.14-23.05.14):
13 неделя (26.05.14-30.05.14):
14 неделя (02.06.14-06.06.14):
Заключительный этап 15 неделя (09.06.14-13.06.14):
|
IV Этап Реализация проекта |
Совместное движение взрослых и детей к результату.
Методы и приемы работы с детьми (план реализации).
|
V Этап Презентация проекта |
Для понимания результатов нашей практической работы мы провели диагностику определения уровня интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания огородных культур в «Степашкином огороде». Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта.
Результаты наблюдений и беседы с детьми по основным показателям и критериям диагностики мы заносили в таблицу. Качество основных показателей мы оценивали по трём уровням: высокий, средний, ниже среднего. За итоговый уровень брали средний результат качества. Полученные результаты обрабатывали и рассчитывали в процентном соотношении. Создав «Степашкин огород», мы вырастили горох, огурцы, петрушку, укроп, петунью. В группе появилась книга с авторскими сказками и рисунками «Сказки о Степашкином огороде». В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений. |
Приложение 1
Диагностика определения уровня интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания огородных культур в старшей группе «Степашка», 2014 г.
Уровни: | Высокий | Средний | Ниже среднего | |||
Критерии: | ||||||
Месяцы проведения | март | июнь | март | июнь | март | июнь |
1. Проявляет интерес к растительным культурам | 5% 1 р. | 30% 6 д. | 55% 11д. | 70% 14 д. | 40% 8 д. | - |
2. Знает и называет несколько овощных культур | 35% 7р. | 65% 13 д. | 55% 11д. | 35% 7 д. | 10% 2 д. | - |
3. Различает и называет строение овощных культур | 15% 3 р. | 35% 7 д. | 55% 11 д. | 65% 13 д. | 30% 6 д. | - |
4. Знает условия роста растений | 10% 2 р. | 40% 8 д. | 40% 8 д. | 60% 12 д. | 50% 10 д. | - |
5. Знает, сколько времени потребуется для выращивания огородных культур | 10% 2 р. | 35% 7 д. | 50% 10 д. | 65% 13 д. | 40% 8 д. | - |
6. Умеет подбирать рабочий инвентарь для посадки и ухода за растительными культурами | 20% 4 р | 40% 8 д. | 45% 9 д. | 60% 12 д. | 35% 7 д. | - |
Итого: | 15% 3 р. | 40% 8 д. | 50% 10 д. | 60% 12 д. | 35% 7 д. | - |
Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 5-6 растений, их основные части.
Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Знает, сколько времени потребуется для выращивания огородных культур. Активно проявляет желание участвовать в уходе за ними. Умеет подбирать рабочий инвентарь для посадки и ухода за растительными культурами.
Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а также затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает.
Затрудняется ответить, сколько времени потребуется для выращивания огородных культур. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет. Путается в подборе рабочего инвентаря для посадки и ухода за растительными культурами.
Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Не испытывает интереса к растениям. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Не знает, сколько времени потребуется для выращивания огородных культур. Желания, ухаживать за растениями, нет. Не умеет подбирать рабочий инвентарь для посадки и ухода за растительными культурами.
Результаты повторной диагностики, как мы и ожидали, были выше, что позволило нам сделать вывод о том, что уровень интереса детей старшей группы к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями и даже учить и объяснять родителям как правильно это делать.
Дети узнали, сколько времени потребуется для выращивания определенных огородных культур (петрушки, укропа, лука, горошка, огурцов). Они научились подбирать рабочий инвентарь для посадки и ухода за растительными культурами.
Приложение 2
Посадка огорода. Первые всходы. Прореживание.
Уход за растениями в «Степашкином огороде»
Сбор урожая.
Создание книги «Сказки о Степашкином огороде»
Литература
- Соломенникова О.С. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика Синтез, 2010
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – 2-е изд., исп. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2013.
- Иванова А.И. Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. – М.: Мир растений, 2005.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателей детского сада/А.К.Бондаренко – 2-е изд., дор. – М.: Просвещение, 1991.
- Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа/С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.:Гном и Д., 2005.