Краткосрочный проект в ДОУ "Профессии"
Данный краткосрочный проект по теме: "Профессии" рассчитан для подготовительной группы детского сада (ДОУ). Предполагаемым результатом проекта является расширение знаний воспитанников подготовительной группы о существующих профессиях.
Подробнее о работе:
Авторы краткосрочного проекта в подготовительной группе на тему "Профессии" планируют воспитывать у детей уважительное отношение к любому виду труда и к любой профессии, прививать гордость к труду своих родителей. Воспитанники узнают новые слова-термины, которые относятся к разным профессиям, примерят на себе новые социальные роли, что в будущем поможет их в выборе будущей профессии.
Паспорт проекта
Продолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь).
Тип проекта: познавательно-информационный
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, учитель-логопед
Возраст детей: 6-7 лет
Проблема – мы столкнулись с тем, что дети даже в подготовительной группе не все знают название профессий родителей, характерные особенности данной специальности
Цели проекта: расширить представление детей о роли труда в жизни людей, о многообразии профессий
Задачи проекта
Для детей:
- Обогатить представления детей о многообразии мира профессий в обществе;
- Расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
- Расширить представления о разных видах труда, о структуре трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат);
- Развивать умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий;
- Воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых;
- Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
- Обогащать словарь детей за счет специальных терминов, характерных для той или иной профессии;
- Показать взаимосвязь между разными видами труда;
- Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе;
- Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, воображая себя в разных социальных ролях;
- Развивать понимание и умение оценивать поступки людей;
- Развивать умения пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений;
- Побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии.
Для педагогов:
- Создать информационную базу: создание презентаций о разнообразных профессиях, изготовление книги детских рассказов о профессиях;
- Подбор художественных произведений по теме проекта;
- Запись видеоролика «Кем я хочу стать?» (с последующим показом на итоговом мероприятии);
- Подбор дидактических и настольно-печатных игр, иллюстраций по теме проекта;
- Создать условия для активной, самостоятельной и совместно со взрослым, творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры;
- Обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта;
- Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
- Продолжать развивать связную речь дошкольников;
- Развивать интерес у детей и родителей к проектной деятельности.
Для родителей:
- Включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;
- Стимулировать творческую и познавательную активность детей;
- Провести беседу – рассказ о своей профессии;
- Провести мастер-класс для детей (хобби родителей).
Организационный этап
1. Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой будет направлен проект, используя модель трех вопросов:
- I — Зачем нужно трудиться? Кем работают родители, что ты знаешь об их профессиях? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
- II -Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?
- III - Где мы можем это узнать? Как нам рассказать всем о том, что мы узнаем?
2. Совместное обсуждение с детьми этапов работы над проектом
Содержательно-практический этап
Здоровье и физическое развитие
- Знакомство с профессиями, связанными со спортом;
- Ежедневная тематическая ритмическая зарядка;
- Спортивный досуг «На легкоатлетическом стадионе»
- Тематические физкультминутки
- П/и «Пожарные на учениях», «Космонавты», игры-эстафеты
- Соблюдение режима труда (работа и отдых)
Безопасность
- «Как подготовиться к субботнику?» — обсуждение
- Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде
- У людей разных профессий свои правила безопасности
Познание
- Презентации «Все работы хороши», «Дело мастера боится», «Профессии»
- Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»
- Серия бесед: «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Мир профессий»
- Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы
- Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает? », «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал … », «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
- Моделирование трудового процесса
- Использование логических игр
- Использование элементов ТРИЗ при решении проблемных ситуаций
- Составление схемы для составления рассказа о профессиях
- Круглый стол «Профессии, появившиеся недавно», «Расскажем Умнику об изменениях в работе людей некоторых профессий» (по выбору детей: водитель, пекарь, врач и др.), «Как было раньше, а как теперь»
Социализация.
Взаимодействие с родителями:
Встреча с интересным человеком:
- папа Карины — работник полиции «Наша служба и опасна, и трудна…»
- папа Тимура — врач-травматолог , проблемная ситуация «Что случилось с мартышкой»
- бабушка Алисы – бывший воспитатель детского сада
- мастер – класс мамы Василисы – «В гончарной мастерской» (лепка из глины и запекание в муфельной печи)
Игры и беседы
- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Гараж», «Библиотека», «Строители», «Больница», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Телевидение»
- Игры-имитации: «Мамины помощники», «Готовим обед для всей семьи», «Мы снимаем фильм»
- Игровая ситуация: «Кем я стану?»,
- Беседа о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию «Эта профессия мне подходит»
- Игра-обсуждение «Я в прошлом, настоящем и будущем» (труд – основное занятие взрослого)
Коммуникация
- Составление рассказов о профессии родителей
- Разучивание стихов о различных профессиях
- Обогащение словаря детей за счет новых терминов
- Отгадывание кроссвордов, ребусов на тему «Профессии»
- Рассказы детей из личного опыта «На приеме у врача»
- Изготовление словаря профессий
- Пословицы и поговорки о труде
- Обсуждение фразеологизмов о труде
- Компьютерная игра на развитие словесно-логического мышления «Такие разные профессии»
Труд
- Хозяйственно — бытовой труд в группе
- участие в субботнике (труд в природе)
- ручной труд
Художественная литература
- Пословицы и поговорки о труде
- Стихи и загадки о профессиях
- Чтение стихов и рассказов о профессиях
- В.Маяковский «Кем быть? »,
- М. Познанская «Пойдем на работу»,
- Д. Родари «Чем пахнут ремесла»,
- С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные»,
- С. Михалков «А что у вас? », «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер».
- В Лифшиц «И мы трудиться будем».
- Б. Житков «Железная дорога»,
- М.Ильин «Машины на нашей улице»
- Н. Найденова «Ольга Павловна».
- С. Баруздин «Кто построил новый дом»,
- Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»,
Музыка
- Музыкальная игра «Если весело живется, делай так»
- Песня о мастерах (Ю.Ким, А.Рыбников)
- Беседа о творческих профессиях, связанных с искусством (пианист, дирижёр, композитор, певец, балерина, художник)
Художественно-творческая деятельность
- Выставка рисунков «Кем я буду»
- Изготовление атрибутов для игр: «Почта», «Магазин», «Аптека», «Телевидение»
- Раскрашивание раскрасок — профессии
- Рисование инструментов и оборудования, использование в своих работах трафаретов
- Лепка – овощи и фрукты, кондитерские изделия
- Создание макета «Город мастеров»
Игровая деятельность
- Настольные игры — «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Кому что нужно для работы?», «Знаем все профессии», Пазлы «Профессии», «Парочки» (по темам), «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки
- Дидактические игры «Подскажи словечко», «Угадай, кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает? », «Кому что надо», , «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал … », «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
- Игры «Где мы были не скажем, что делали покажем», «Если весело живется делай так»
Работа с родителями
- консультации для родителей «Обязанности детей дома»
- размещение материалов в родительских уголках
- оформление фотогазеты совместно с родителями «Мама на работе»
- консультации родителей по проведению мастер-классов и бесед с детьми
Итоговый этап
— Праздник «Город мастеров»
Результаты проекта
- Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта
- Собран и систематизирован весь материал по теме проекта
- У дошкольников появился интерес к данной теме;
- Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых
- Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
- Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды
- У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
- У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы
- Подготовлен и проведен праздник «Город мастеров»