Индивидуальный проект "Баба Яга – ведьма или богиня?"
В процессе исследовательской работы по литературе "Баба Яга – ведьма или богиня?" ученицей 5 класса была поставлена цель путем определения значений слов "ведьма" и "богиня", а также сравнительного анализа произведений с Бабой Ягой выявить, положительным или отрицательным персонажем она является.
Подробнее о работе:
В исследовательской работе по литературе "Баба Яга – ведьма или богиня?" автор выдвигает две гипотезы: 1) Баба Яга – ведьма; 2) Баба Яга - богиня,ь и путем сравнительного анализа приходит к единому выводу.
В предложенном проекте по литературе "Баба Яга – ведьма или богиня?" автором предложены результаты сравнительных характеристик Бабы Яги, представленные в виде сводного паспорта Бабы Яги.
Оглавление
Введение
1. Исследование значения слова ведьма по словарям.
2. Сравнительная характеристика Богини и Ведьмы.
Заключение
Список используемой литературы.
Введение
В этом учебном году мы много читали сказок , меня заинтересовал образ Бабы Яги, захотелось узнать о ней побольше. Баба Яга – одно из самых известных и таинственных существ на земле. Большинство людей считают ее обычной злой ведьмой. А недавно я узнала, что некоторые люди величают Бабу Ягу древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей.
Мне захотелось разобраться в этом вопросе, поэтому и тема моего исследования звучит как вопрос: Баба Яга – ведьма или богиня?
Я выдвинула две гипотезы: 1) Баба Яга – ведьма; 2) Баба Яга - богиня.
Изначально я выделила следующие моменты, которые дают обоснования и той и другой гипотезе как возможным:
Баба Яга – ведьма: всем вредит; создает на пути трудности; похищает детей; может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть; у неё страшный вид.
Баба яга – богиня: умеет делать волшебство; указывает дорогу; даёт добрые советы; может понимать язык зверей и птиц, повелевает ими; её боятся отрицательные персонажи.
При исследовании я выполнила следующие виды работ:
- читала литературу по теме исследования: русские народные сказки, современные сказки, научные статьи;
- разработала форму паспорта Бабы Яги для картотеки;
- заполняла карточки- паспорта по произведениям;
- собирала и систематизировала картотеку;
- рисовала Бабу Ягу;
- опрашивала одноклассников; объясняла им, как заполнить паспорт Бабы яги;
- анализировала и обобщала полученные данные;
- делала выводы.
Я предположила, что , наверное, Баба Яга не ведьма, а богиня. Но вот как это проверить? С этой мыслью я начала свою исследовательскую деятельность.
Ход исследования
Объект исследования: Баба Яга.
Задачи исследования:
- узнать больше о якобы всем известной личности;
- кто такая Баба Яга – есть ли у неё прототипы в истории, мифологии;
- изучить быт Бабы Яги;
- изучить образ Бабы Яги в литературе и живописи;
- опровергнуть или подтвердить гипотезы, выдвинутые ранее.