Иностранный язык как способ развития
1. Иностранный язык как способ развития
Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение иностранным языком путём обучения общению на иностранном языке. На сегодняшний день изучение иностранного языка является очень актуальным.
Английский язык популярен во всем мире, как глобальный язык мирового сообщества. Уже сегодня английский занимает совершенно особое положение и превращается в lingua franca - язык межнационального общения всего человечества. [1]
При изучении иностранного языка каждый преследует свои цели и цели эти разнообразны.
В области обучения иностранному языку психологические вопросы мотивации решаются в работах А. А. Алхазишвили, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, Н. М. Симоновой и др. Взяв за основу указанные выше работы, под мотивацией следует понимать систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе не способна придать деятельности определенную направленность. [2]
Исходя из вышесказанного был сделан вывод о том, что определяющим моментом в результативности изучения иностранного языка является мотив. Поэтому были предприняты шаги по выявлению мотивов школьников и доказательству нашей гипотезы.
2. Проведение анкетирования
В своей работе мы провели исследование спроса и мотивации учеников к изучению иностранных языков в школе. Так как в нашем учебном заведении иностранные языки изучаются на углубленном уровне, актуальность исследования не подвергается сомнению. Ведь в дальнейшем выпускники будут связывать свою судьбу с разного рода профессиями, требующими в современном мире новых знаний и умений, зачастую связанных с владением каким-либо иностранным языком.
Площадкой для проведения исследования и выявления заинтересованности учеников в изучении дополнительных иностранных языков мы выбрали внеурочную деятельность. При наличии устойчивой базы владения такими иностранными языками как английский и французский провести запланированную работу не представляло особых трудностей.
Одним из приемов реализации поставленных задач был выбран метод анкетирования для определения уровня заинтересованности учеников в изучении иностранных языков. Основным способом организации метода анкетирования является анкета, содержание и форма которой определяются спецификой исследования. [3]
Анкета характеризуется тем, что точно отвечает цели и характеру исследования; соответствует возрастным особенностям и возможностям испытуемых; вопрос предполагает выбор из нескольких вариантов ответов, а иногда испытуемый должен сам конструировать ответ; каждый из вариантов ответа оценивается соответствующим количеством баллов, чтобы облегчить статистико-математическую обработку данных.
Данный способ был выбран потому, что он наиболее удобный, быстрый, простой и эффективный в определении тех или иных возникающих вопросов.
Поставив перед собой конкретные задачи, мы приступили к осуществлению работы. Была разработана универсальная анкета для учащихся среднего и старшего звена школы с 6 вопросами для определения возрастной категории учеников - класса, в котором они обучаются и изучаемого языка. Также в анкете был представлен вопрос для выявления уровня самооценки имеющихся знаний по изучаемому иностранному языку, по изучению желаемого иностранного языка и, самое главное, мотивации в овладении новыми знаниями. (Приложение 1)
Данный вид работы привлек к себе внимание учеников, и они с удовольствием приняли в нем участие. Анкетирование проводилось по каждой параллели в одном классе с 5 класса по 11 включительно. Участие принимали 10 человек в каждом классе – 5 девочек и 5 мальчиков, так как было интересно выявить отличия в мотивации в изучении иностранных языков и самооценке детей, если таковые имеются.
Результаты анкетирования выявили многообразие иностранных языков, которые ученики хотят изучать в рамках внеурочной деятельности. Так, в 5 классе и мальчики и девочки изъявили желание изучать итальянский язык, в 6 – японский, французский и китайский, в 7 – французский и испанский, в 8 – японский, в 9 – немецкий и испанский языки, в 10 – желание изучать немецкий и итальянский языки как дополнительные есть только у девочек и в 11 классе – испанский язык.
Более того, был получен ответ на поставленный вопрос данной работы «Зачем изучать иностранные языки». Основными мотивами, как оказалось, явились такие доводы, как путешествия за границу, поступление в ВУЗы, переезд на постоянное место жительства. Менее популярными стали такие варианты как овладение языками для IT-игр, по принуждению родителей и для саморазвития. (Приложение 2)
Также было проведено интервью с некоторыми обучающимися, в частности с ученицей 6 класса. В результате интервью были подтверждены полученные в ходе анкетирования результаты – то есть тот факт, что основным мотивом к изучению дополнительных иностранных языков является желание самоутвердиться в жизни, стать успешным специалистом в выбранной области деятельности, а также неотъемлемое желание человека путешествовать и поступить в ВУЗ очень важен сейчас для ребят.
3. Составление карты потребностей
После проведения анкетирования было выполнено обобщение полученных сведений и составлены карты потребностей учеников, наглядно отражающие их самооценку получаемых знаний иностранного языка в учебном заведении, а также цель и желание изучать другие иностранные языки. (Приложение 3)
Работа была проведена тщательно и по каждой параллели, соответственно карты были составлены по классам. Как было упомянуто выше, определились основные мотивы изучения иностранных языков учениками. Не менее важным было выяснить уровень оценки знаний получаемых по иностранному языку в школе. (Приложение 4) В целом можно сказать,что ученики высоко оценивают уровень знаний, получаемых ими по иностранному языку. Это стимулирует интерес к получению новых знаний в области изучения других иностранных языков.
Полученные результаты выявили желание ребят осваивать новые иностранные языки. Мониторинг востребованных среди молодежи языков показал,что большинство детей желают изучать такие языки как испанский, немецкий, японский, итальянский, китайский. Учебным планом нашего учебного заведения может быть предусмотрено изучение новых предметов, в данном случае новых иностранных языков, в рамках внеурочной деятельности в послеучебное время.
4. Разработка рекомендаций для администрации
Выбранные методы работы позволили результативно провести исследование и достичь поставленной цели. (Приложение 5) В результате были разработаны рекомендации для администрации учебного заведения по оптимизации учебного процесса. (Приложение 6)
Так, для максимально эффективного восполнения потребностей школьников и стимулированию их к получению новых знаний и умений в освоении иностранных языков в основном было предложено использовать внеурочное время для занятий по выбранным иностранным языкам в каждой параллели. Более того, единично с некоторыми классами, и даже, возможно, с отдельными учениками, провести профилактическую беседу о важности применения иностранного языка в жизни, мотивируя к более усердной работе.
Еще одним из моментов, который было предложено рассмотреть, это качественная дополнительная подготовка ребят по изучаемым иностранным языкам с целью мотивировать применения языка в дальнейшем самоопределении в жизни. Сейчас знание иностранного языка является необходимым для продолжения учебы в высших учебных заведениях.