Влияние советских фильмов на формирование нравственных идеалов людей
1. Влияние советских фильмов на формирование нравственных идеалов людей
«У войны не женское лицо» - этот тезис существует на протяжении долгих столетий. Пережить ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость войны заключается в том, что вместе с мужчинами встают и женщины, которые идут убивать и погибать.
Из всех произведений о Великой Отечественной войне этот фильм произвёл на меня наибольшее впечатление. Он помог переосмыслить роль женщины и, вообще, любого человека на войне. Героев толкали на фронт разные чувства, но одно у них было общее – огромная любовь и уважение к Родине. Надеюсь, что тот ужас, который пережили мои прабабушки и прадедушки и все люди, прошедшие войну, никогда не придется испытать нам, детям XXI века.
Хочется верить, что и в наше время есть истинные патриоты, готовые отдать жизнь за клочок своей России, за детей и стариков, за свою нацию и народ. Это главная нравственная ценность фильма и любого человека Российской Федерации, а тогда Союза Советских Социалистических республик (СССР).
2. Нравственные ценности фильма «А зори здесь тихие…»
Основные события фильма происходят в 1942 году во время Великой Отечественной войны, в районе Карелии. Старшина Васков и пятеро молоденьких зенитчиц противостоят отряду опытных диверсантов, которых забрасывают нацисты в удалённое от фронта местечко, разъезд, который имеет стратегически важное значение. Васкову и девушкам предстоит предотвратить диверсию, но заплатить за это высшую цену…
Воспитание каких же нравственных ценностей были указаны в фильме? Кроме патриотизма, в фильме я обратила внимание ещё на несколько других, которые я назову позже.
Сюжет фильма основан на реальном эпизоде в ходе войны. Повествование ведется от имени Васкова, сержанта, командира группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». Вся повесть построена на его воспоминаниях. Она написана человеком, который прошёл всю войну, поэтому вся она правдоподобна.
Автор посвящает её нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности его и девушек в условиях войны. Наболевшая тема войны показана на примере героев фильма. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами. И именно показаны не мужчины - молодые парни, а молодые девушки, которые проявили особые черты своего характера в страшных, военных условиях.
Каждый персонаж имеет свой колорит и свою гамму чувств. Происходящие события заставляют сопереживать каждому герою. Как говорили в войну: «Жизнь одна и смерть одна». Абсолютно всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.
Именно из воспоминаний героев повести можно узнать больше об их жизни до войны, их социальную принадлежность, их характеры. Героини этой повести очень разные. Каждая из них уникальна, обладает неподражаемой, неповторимой судьбой, сломанной войной. Этих девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель - защитить Родину, защитить свои семьи, защитить близких людей. А для этого необходимо уничтожить врага. Для некоторых уничтожить врага значит выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей.
В данной работе очень трудно подробно рассмотреть каждый персонаж в отдельности. Начну с коменданта Федота Ефграфовича Васкова. В этом персонаже можно увидеть одинокого человека, для которого в жизни кроме уставов, приказов начальства и вверенного ему отделения больше ничего не осталось. Все война отняла. Он жил строго по уставу и навязывал этот устав всем, кто его окружал. В жизни коменданта все поменялось с появлением присланных зенитчиц. Их было пять: Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женя Комелькова и Галя Четвертак.
Помимо приятной внешности вновь прибывшие были к тому же остры на язык. Несмотря на заметную грубоватость, Васков проявляет заботу обо всех пяти зенитчицах. Образ Васкова на протяжении повести испытывает перерождение. Но не только сам старшина является тому причиной. Немалую долю внесли и девушки, каждая по-своему. Федот Ефграфович тяжело переживает гибель девушек.
Он душевно привязался к каждой из них, каждая из смертей оставила шрам на его сердце. Он чувствовал себя виноватым в смерти каждой из девушек. Не потеряв кисета, он, возможно, избежал бы смерти Сони Гурвич; не отправляя натощак Лизу Бричкину и убедительнее заставив ее передохнуть на островке в болоте, тоже можно было бы избежать ее гибели. Но разве можно было знать все это наперед? Никого уже не вернешь.
А последняя просьба Риты Осяниной стала настоящим приказом, ослушаться которого Васков просто не посмел. В фильме есть момент, когда Васков вместе со взрослым сыном Риты возлагает цветы на памятную доску с именами всех пяти девушек-зенитчиц. Отсюда делаю вывод, что после окончания войны Федот нашёл сына Риты и помогал ему в жизни, чтя память и подвиг матери.
Следующие три персонажа можно рассмотреть одновременно. Это образы Риты Осяниной, Жени Комельковой и Гали Четвертак. Три эти девушки всегда держались вместе. Юная Женя была невероятно хороша собой. «Хохотушка» имела тяжелую историю жизни. На ее глазах была убита вся семья, погиб любимый человек, поэтому у неё были свои личные счёты с немцами. Она вместе с Соней попали в распоряжение к Васкову несколько позже остальных, но тем не менее они сразу влились в коллектив.
С Ритой у нее тоже не сразу вышла дружба, но после душевной беседы обе девушки увидели в себе хороших подруг. Женя с последними патронами стала уводить немцев от раненной подруги, дав время Васкову помочь Рите. Женя приняла героическую смерть. Она не боялась умереть. Ее последние слова означали, что убив одного солдата, пусть даже девушку, они не перебьют весь Советский Союз. Женя буквально выругалась перед смертью, выложив всё то, что у неё наболело.
Невзрачную Галю Четвертак они тоже приняли к себе в «компанию» не сразу. Галя показала себя как хороший человек, который не предаст и последний кусок хлеба отдаст товарищу. Сумев сохранить тайну Риты, Галя стала одной из них. Юная Галя жила в детском доме. На фронт она попала обманом, соврав про свой возраст. Галя была очень робкой. С раннего детства лишенная материнского тепла и заботы.
Она придумывала истории про свою мать, веря, что она не сирота, что мать вернется и заберет ее. Все смеялись с этих историй, а несчастная Галя старалась придумать другие истории, чтобы позабавить других. Смерть Гали можно назвать глупой. Поддавшись испугу, она срывается с места и с криком бежит. Немецкая пуля моментально ее настигает, Галя гибнет.
Из краткого изложения сюжета фильма и краткой характеристики героинь, я делаю следующие выводы:
1) сюжет фильма воспитывает у зрителей высокие патриотические качества;
2) показан героизм, мужество, отвага, отчаянная смелость всех героев;
3) материнская любовь к сыну;
4) память о тех, кто очень дорог и близок;
5) отражены нравственные категории такие, как дружба, понимание, уважение, заботу друг о друге.