2.2. Образование слов-цветообозначений
В первой части нашей работы говорилось о том, что слово, называющее цвет, может быть образовано по сходству с какими-нибудь предметами.
Рассмотрим, как были образованы выбранные нами единицы. Результаты представлены в Таблице 4.
Таблица 4
Основные цвета | Металлы | Драгоценные камни | Продукты питания | Растения | Быт | Человек | Природные явления | |
Белый | Олово Серебро | Жемчуг | Молочный | Седой | 6 | |||
Серый | Свинцовый | Дымный | Снег | 2 | ||||
Желтый | Золото | Янтарный | Лимон | Овсяный | 4 | |||
Красный | Медь Ржавчина Рыжий | Розовый Малиновый | Кровавый Румяный | 7 | ||||
Синий | Лазурь | 1 | ||||||
Зеленый | Изумрудный Бирюзовый | 2 | ||||||
Оранжевый | Огненный | Закат | 2 | |||||
Фиолетовый | Лиловый | 1 | ||||||
Коричневый | Гречневый | 1 | ||||||
Разноцветный | Перламутр | 1 | ||||||
Прозрачный | Алмазный | Хрусталь | 2 | |||||
7 | 6 | 5 | 3 | 3 | 3 | 2 |
По таблице мы видим, что авторы стихов кроме основных цветов, которые были описаны в первой части, используют слова, образованные по сходству с предметами: металлами (7), драгоценными камнями (6), продуктами питания (5), растениями (3), бытовыми предметами (3), природными явлениями (2) и человеком (3).
Чаще всего авторы сравнивают предметы природы с металлами. Они используют для описания предметов природы сходный с ними цвет и блеск золота, серебра, свинца, олова, меди, а также ржавчину, способность железа ржаветь.
На втором месте по использованию – драгоценные камни и продукты питания. Цвет драгоценных камней, таких как жемчуг, янтарь, изумруд, бирюза, алмаз, используется авторами в стихах и помогает передать не только цвет, блеск, но иногда указывает на прозрачность и способность искриться и переливаться (янтарь, изумруд, алмаз).
Конечно, не могли поэты не обратить внимания на цвет тех предметов, которые окружают их в быту - продукты питания. Это цвет фруктов – лимонный, молока – молочный, цвет крупы – гречневый, цвет спелых ягод – розовый, малиновый, даже внутренняя переливчатая сторона раковины была использована поэтами - перламутровый.
Конечно же, и на бытовые предметы поэты обращают внимание (цвет дыма, огня) или предметов изготавливаемых человеком (хрусталь).
Даже сам человек может быть объектом, дающим возможность образовать цвет: цвет волос – седой, румянец на лице – румяный, цвет крови – кровавый.
Наблюдая за способами образования цвета, мы увидели, что авторы стихотворений больше способов образования слов, для описания белого (5), желтого (4) и красного (3) цветов.