3. Женский казачий костюм в XX веке
К началу XX века преобладающим на Дону стал комплект женской одежды с юбкой и кофтой.
Длинные, очень широкие юбки шили из холста летом и из сукна зимой.
На праздничные юбки использовалась покупная ткань: ситец, сатин, батист, кашемир, штапель.
Праздничную юбку украшали пуговицами, бисером, лентами, кружевами.
Чтобы юбка была пышнее, под неё надевали несколько нижних юбок, иногда по четыре – пять. Их шили из миткаля, ситца, но предпочтительнее – из зона (коленкора). Такую юбку называли зоновкой.
Кофта или блузка, шилась из того же материала что и юбка. Покрой её был довольно сложный. Застёжки на мелких пуговицах шла сбоку, по пройме и по плечу.
Небольшой стоячий воротник также застёгивался сбоку, длинный рукав, широкий до локтя, суживался к кисти.
Кружева и прошивки, которые казачки называли батистовками, украшали кофту.
В начале XX века в моду вошла кофта под названием матене.
Она была по длине немного ниже талии, свободного покроя, с застёжкой спереди и воротником – стоечкой. Матене украшались кружевом и оборками.
Молодые казачки любили носить кофточки до бёдер, плотно облегающие фигуру и с небольшой баской.
Такие кофточки с длинными рукавами и стоечкой застёгивались спереди мелкими пуговичками. Назывались они кираса.
Ходили женщины в широких летних кофточках с вышивками – разлетайках, и в ситцевых летних кофточках с отложным воротником - матросках.
Отложной воротник назывался капюшоном, а стоечка - ожерелком.
С будничным и праздничным костюмом носили фартук, называвшийся запоном, завеской, занавеской.
Будничный фартук шился из холста, а праздничный – из дорогой ткани и украшался кружевами, лентами, прошвами.
На полевых работах женщины могли быть в рубахах и юбках, а девушки – в рубахах и широких фартуках. Часто в юбках и фартуках карманов не было.
Специально сшитый из ткани карман (ладанка, чемезин, зеп) носили на поясе.
4. Женский казачий костюм в XXI веке
Традиционная казачья одежда постепенно ушла из быта, но этнографам еще удается привозить из экспедиций достаточно редкие образцы убранства начала ХХ века, найденные в сундуках станичниц.
Они становятся экспонатами краеведческих музеев, выставок и этнотуризма. По старинным образцам шьются сценические костюмы для фольклорных коллективов.
Я солистка казачьего ансамбля «Дон-Батюшка». Перед нами, участниками коллектива часто встаёт вопрос о пошиве сценического или этнического костюма.
Сценический костюм обрёл характерные черты, необходимые для сцены. Неотъемлемой частью являются позолоченные детали, жемчуг, стеклярус и шитьё.
Этнический же костюм необходим для обрядов, этнографических праздников и фестивалей.
Интересный факт: в 30-х годах прошлого века наши казачки стали законодательницами моды.
Они уезжали в Париж за мужьями и шли зарабатывать деньги на модельные подиумы Парижа.
Казачья стать, осанка, грация и строгий взгляд, гордость и красота, точёная фигура-всё это привлекало французских модельеров.
Именно тогда наши казачки засветились по всему миру. Франция получила статус- столицы моды.
Некоторые элементы кроя и отделки женского казачьего костюма по сей день используются в современной одежде.
На работу девушки и женщины сегодня надевают удлинённые жакеты, пришедшие на смену кубелекам.
Для деловых встреч многие дамы выбирают блузы с приталенной баской-элемент казачьего женского костюма.
Шаль-вещь на все случаи жизни в прямом смысле. Она может служить нам тёплой накидкой, головным убором, сумкой, поясом, кофтой, юбкой.
Из платков стало очень модным делать броши, колье, браслеты, юбки.
Использованная литература:
1. Л. Новак, Н. Фрадкин «Как у нас-то было на Дону», изд. «Ростовкнига», 1985.
2. Г.Д. Астапенко «Быт, обряды, обычаи и праздники Донских казаков», изд. «Гефест», 2010.
3. Б.А. Алмазовю Казаки. Ростов-на-Дону. Ростов книга 2013.
4. Ригельман А. История или повествование о донских казаках. Москва, 1778.
5. Донской народный костюм. Ростов-на-Дону, 1986.
Перейти к содержанию
работы "История женского казачьего костюма на Дону"