Как учатся главные герои книги Е. Велтистова "Приключения Электроника"
1.4. Как учатся главные герои книги
Главные герои произведения Е. Велтистова Электроник и Сережка Сыроежкин обучаются по-разному. Принципы познания для обычного школьника понятны и объяснимы.
Сыроежкин посещает школу юных кибернетиков, в которой самое главное и самое интересное – счетные машины в лабораториях. У каждого школьника есть выбор, стать монтажником или программистом.
Первые придумывают и собственными руками собирают электронные организмы. Программисты же атакуют сложнейшие задачи и составляют программы работы для электронных машин. И то и другое привлекало Сережу, в мечтах он представлял себя и изобретателем и ученым-кибернетиком: «Буду конструировать робота».
Электроник получил большинство своих знаний, благодаря программе, заложенной в него. Сначала Электроник, как и человек, учился ходить и натыкался на все предметы, пока не привык к пространству.
Его обучает специальная машина – «мама» Электроника, но всем процессом руководит и контролирует каждый шаг робота человек, его создатель – профессор Громов. Он становится наставником и для Сыроежкина.
На протяжении всей повести Громов помогает ребятам в их планах, но кроме научного руководства, он от лица автора книги поднимает важные задачи, актуальные для всего человечества.
Профессор много рассуждает об экологической ситуации на Земле и о роли человека в ее улучшении, о поведении ученого, о необходимости элементарной этики для людей науки. Это должно стать нравственной основой поведения для Сережи Сыроежкина, Электроника и других героев произведения.
1.5. Кто он – Электроник?
Электроник в книге Велтистова обладает нехарактерными для робота качествами. Прежде всего, это возможность испытывать эмоции. Человекоподобный Электроник близок читателю-подростку.
Благодаря гениальной программе, заложенной в него, он умеет перерабатывать речевую информацию, превращая понятия-слова в проявления чувств. Подобное свойство является, конечно, фантастическим вымыслом автора.
Но в современной научной фантастике – в литературе, в фильмах, в компьютерных играх человекоподобные роботы наделены положительными или отрицательными качествами, свойственными людям. Эти роботы или злые, или добрые, они воины-захватчики или спасатели. Наиболее всего образ Электроника напоминает киборгов.
Киборг, кибернетический организм (от английского cybernetik organism) представляет собой биологический организм, который содержит механические и электронные компоненты, то есть это машинно-человеческий гибрид.
Именно поэтому вокруг Электроника вели научные споры кибернетики и физиологи. Классический киборг внешне походит на человека, а внутри нет. Например, кибер-люди из «Доктора Кто» удалили у себя все биологические части, кроме мозга и совсем лишены эмоций.
Наш Электроник, напротив, не просто умная машина, но машина готовая познавать окружающий мир с помощью чувств и эмоций. Возможно, автор считал, что робота можно запрограммировать на проявление добра или зла, но Электроник испытывает настоящие эмоции. Он умеет дружить и ценить дружбу, сам себе конструирует робота-собаку, помогает Элечке и т.д.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что Электроник – мечта писателя о роботах, которые могут быть помощниками, спасателями, друзьями человека в покорении космоса, океана, в постоянном стремлении людей познавать и совершать открытия.