«Он» и «Она» в поэзии Анны Ахматовой
6. "Он" и "Она" в поэзии А.А. Ахматовой
В критике не раз отмечалась специфическая для поэзии Анны Ахматовой «драматургичность» стиля, когда лирическая эмоция драматизировалась во внешнем сюжете, столкновении диалогических реплик. Нередко диалог велся между двумя лирическими героями, между «ним» и «ею».
Герой ахматовской лирики сложен и многолик. Это он - любовник, брат, друг, неожиданный гость, представший в бесконечном разнообразии ситуаций: коварный и великодушный, убивающий и воскрешающий, первый и последний.
О нем пишет Ахматова в 77 стихотворениях, в каждом из которых читатель встречает нового, непохожего на предыдущего героя: он может быть учителем[8], мальчишкой[9], предателем[10], другом[11], мужем[12] и т.д.
Какова же героиня стихотворений Ахматовой?
В творчестве Ахматовой создан портрет русской женщины двадцатого века – с ее переживаниями, страстями, болями, мучениями, с ее судьбой – одновременно личной и в то же время слитой с судьбой своей страны.
Если в своих ранних стихах она говорит словно от имени всех любящих, страдающих, разлучающихся, гордых женщин в контексте любовных коллизий, то в более поздних ее стихотворениях эти коллизии становятся коллизиями страны (первая мировая война, революция, репрессии, вторая мировая война).
И ее героиня не только переживает личную драму разлуки с любимым, но и со всем народом хоронит, оплакивает, ждет, надеется и теряет надежду и в блокадном городе, и в эвакуации, и в тюремной очереди...
В лирической героине стихов Ахматовой, в душе самой поэтессы постоянно жила жгучая, требовательная мечта о любви истинно высокой, ничем не искаженной. Любовь у Ахматовой - грозное, повелительное, нравственно чистое, всепоглощающее чувство.
Это чувство властно и трагично. Оно покоряет всех, словно опаивая сладкой отравой, а после оборачивается мучением и страданием.
Любви покорны все – и дикая приморская девчонка, продавщица камсы, и изящная петербурженка, и простая русская баба, которую муж, подозревая в неверности, «хлещет узорчатым, втрое сложенным ремнем», и «канатная плясунья» из цирка, и та условно-сказочная героиня, похоронившая «сероглазого короля».
И, несмотря на их различия, любовный сюжет у них одинаков. Это несчастная любовь – либо неразделенная, либо запретная, либо преданная, любовь, несущая страдания и боль.
Но героиня Ахматовой, способная страдать и переживать глубоко и драматично, никогда не бывает в своих страданиях жалкой. Чувство собственного достоинства присуще ей, и оно делает ее незабываемой для предавшего возлюбленного.
Он то вздрогнет во сне, потому что первый ласковый луч солнца, коснувшийся его лица, напомнит о поцелуе любимой, то застынет вдруг, не понимая, что так сжимает душу, какие воспоминания прошлого так пронзительны и сладостны.
Свою героиню Ахматова упоминает в 96 стихотворениях, но, в отличие от многоликого героя, «она» одна – одинокая, покинутая любимым, друзьями.