Облик подростка XXI века
1.2. Облик подростка XXI века
Психологические особенности современного подростка.
Подростковый возраст – это самый сложный из всех детских возрастов период развития личности, крайне противоречивый, с явлениями внутреннего беспорядка, приводящими, порой, к клиническим проблемам.
Ведущий деятельностью этого возраста является эмоциональное общение со сверстниками, центральным возрастным новообразованием – чувство взрослости, социальная ситуация развития характеризуется максимальной ориентацией на сверстников.
Место и роль подросткового возраста в общем цикле жизненного развития обозначила Л.И. Божович.
В своей книге «Личность и ее развитие в детском возрасте» она писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, в той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.
Главное содержание подросткового возраста составляет его период от детства к взрослой жизни. Большинство возрастных проявлений свидетельствуют о притязании подростка на взрослость.
«Чувство взрослости» развивается как специфическое новообразование самосознания. Оно является стержнем личности, т. к. выражает новую жизненную позицию, определяет содержание социальной активности, переориентацию на взрослые ценности.
Чувство взрослости связанно с тем, что:
- в подражании ее внешним проявлениям (одежда, лексика, досуг), в равнения на качество «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»- что вызывает чуткое отношение к своему физическому развитию и внешности, демонстрацию мускулистости или фенимильности;
- в понимании взрослого как образца в деятельности;
- в развитии взрослости в познавательной деятельности – появляется доминирующая направленность, познавательных интересов, развивается увлеченность, критерием оценки людей становятся знания.
Именно в этот период у современного подростка формируются важнейшие личностные качества. В этом процессе важную роль играют сверстники.
Примерами проявления высокой нравственности, патриотичности, гражданственности и образцами для подростков XXI века сегодня могут быть:
участница олимпийских игр – фигуристка Юлия Липницкая.
Несмотря на свой юный возраст, она добилась многого.
Наверное, она поставила перед собой цель добиться хороших результатов в фигурном катании, а если сильно захотеть, то можно многого добиться.
Ещё одним примером может быть для нас мусульманка Сахила Ибрахим.
16-летняя девушка прославилась тем, что поступила в Гарвардский университет в столь юном возрасте.
Помимо Гарварда, Сахила была принята в 12 других престижных учебных заведений США.
Мусульманка самостоятельно изучила многие предметы, которых не было в школьной программе.
Она овладела многими языками – в ее арсенале есть такие языки, как йоруба, арабский, испанский и латынь, помимо английского.
Не важно, какой национальности человек и какого он вероисповедания, а важно то, что человек ставит перед собой цель и идёт к ней не сворачивая.
Примером для подражания для девочек-подростков может быть Кейт Миддлтон.
Ведь эта девушка - не королевских кровей, но смогла при этом стать женой принца Уильяма.
Кейт с отличием окончила колледж, по специальности «история искусств», занималась различными видами спорта: теннис, хоккей и нетбол, прыжки в высоту.
Какой это труд - всегда быть выдержанной, интеллигентной, уметь себя вести.
Уметь всегда улыбаться, даже если на душе тяжело.
Читать много хорошей литературы, чтобы стать интересной собеседницей.
Поэтому для многих девушек Кейт может стать образцом для подражания.