Проект по самообразованию «Развитие речи детей посредством дидактической игры»

В основе проведенного в ДОУ долгосрочного проекта по самообразованию на тему «Развитие речи детей посредством дидактической игры» лежит составление воспитателем перспективного плана на учебный год по каждому возрасту детей. Также проводится обогащение при этом предметно-развивающей среды детей детского сада.
В рамках долгосрочного проекта в ДОУ ведется работа по развитию речи детей посредством дидактической игры, воспитанники выполняют задания в игровой форме. Дети детского сада играют, при этом не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, а также учатся культуре общения друг с другом.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей.
1.1.Формирование дидактической игры у детей.
1.2.Основные виды дидактических игр.
1.3.Структура дидактической игры.
Глава 2. Практическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего, младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста.
2.1.Диагностический этап
2.2.Перспективное планирование по развитию речи
2.3.Обоснование эффективности проведённой работы по развитию речи.
2.4.Работа с родителями с 2022 по 2025
Заключение
Список литературы
Введение
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из неё, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое.
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.
Младший возраст является наиболее сенситивным периодом для усвоения речи. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь. Удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.
Дети хорошо знают и называют предметы ближайшего окружения. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Воспитатель в детском саду заботится о всестороннем развитии ребёнка. Но все задачи развития и воспитания детей он сможет полноценно решить только при условии правильного обучения речи.
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными
умениями и навыками, их этому надо учить.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.
Родителей волнует вопрос - как правильно разговаривать с ребёнком, что необходимо знать при общении с детьми? Кого-то волнует вопрос - ребёнку уже два- три года, а слов - всего ничего. Что предпринять, чтобы сформировать у ребёнка правильную и грамотную речь, чтобы в будущем он
мог точно и ясно излагать свои мысли, суждения?
Эта проблема и легла в основу моей работы: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры». Изучая данную проблему, я пришла к выводу: развитие речи детей посредством дидактической игры является приоритетным, оно представлено в следующих аспектах (Обследование предметов и игрушек с ребёнком, поручения, использование потешек и т.д.)
Основной целью моей работы я ставлю: изучить эффективность дидактической игры на занятиях по развитию речи у детей раннего возраста.
Для реализации моего проекта и цели выдвигаю следующие задачи:
- Изучить литературу каждого возраста по данной теме.
- Разработать содержание работы на 4 года (2022-2025 г).
- Составить перспективный план на учебный год по каждому возрасту детей.
- Обогатить предметно-развивающую среду.
Глава 1. Теоретическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей.
1.1 Формирование дидактической игры у детей.
Игра - ведущая деятельность ребёнка- дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реальных вещах и реальных действиях.
С этим связано и возникновение замысла в игре. Особенностью игры в воображаемой ситуации является эмоциональная увлеченность детей отображаемыми событиями: девочка беспокоится, если «подгорают котлеты», мальчик бережно везёт «заболевшую куклу» на машине и т.д.
Современная педагогика и психология выдвинули очень важное теоретическое положение, утверждающее, что наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей.
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения.
Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение.
Дидактические игры, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы - аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню.
Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Таких игр в младших группах проводится несколько: «День рождение куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», « Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно- ролевым играм.
Таким образом, можно сделать вывод - формирование дидактической игры у детей раннего возраста происходит постепенно, при этом учитываются правильная организация детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
1.2. Основные виды дидактических игр.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, велич ина, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др.
В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.
Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры-интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых : две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.
В группах раннего возраста игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
1.3. Структура дидактической игры
Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.
Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Например, на занятии с игрушками, для детей в возрасте 1г.6мес.-2лет, перед воспитателем стоит задача - научить детей не только понимать их, но и произносить, а также пользоваться в соответствующей ситуации по собственной инициативе.
На первом занятии можно выделить слова: собака, кошка, глаза, уши, хвост, большой, маленький; на втором: петушок, курочка, цыплёнок, иди, идёт, пришёл, принёс; на третьем: собака, кошка, козлик, дом, идёт, пришёл, мисочка; на четвёртом: собака, кошка, козлик, мяч, коляска, покатай, нет.
На первом занятии с куклой следует выделить такие слова: туфли, шапочка, бант, платье, снимай, ложись, спать; на втором: рубашка, штанишки, ботинки, вставай, сядь, надень; на третьем: стол, стул, тарелка, сядь (садись), салфетка, ешь, спасибо: на четвёртом: суп, каша, хлеб; на пятом: чашка, кисель, пей и многое другое.
Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.
Дидактическая задача. Для выбора дидактической задачи необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Игровые правила. Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно - образовательном процессе,
через её правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.
Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем. Что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Таким образом, можно сделать вывод, любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача,
правила, игровые действия.
Глава 2. Практическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.
2.1. Диагностический этап
Ранний возраст. В 2022 учебном году нами была принята группа детей, в возрасте 1,5- 2,2 года. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, мы делали это постепенно, в несколько этапов. С этой целью я изучила возрастные особенности детей раннего возраста (А.Г.Галанов «Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет»). На первом этапе была проведена работа заведующей с родителями. На втором этапе, провела беседу с родителями, узнала индивидуальные особенности их ребёнка.
Мною было предложено анкетирование, с целью лучше узнать ребёнка, как организован режим дома, какая любимая игрушка и т.д. Родителям предложила осмотреть групповую комнату, показала шкафчики, туалетную комнату, отметила, что у каждого ребёнка своё полотенце и свой горшочек. Рассказала о режиме дня в детском саду, посоветовала стараться соблюдать его и дома.
Группа состоит из 17 детей. Детей принимали постепенно, был установлен гибкий режим. В первые дни ребёнок приходил на два часа. Основными методами в этот период была ласка, доброжелательное отношение, одобрение. Каждое утро, выходя навстречу родителям, здоровалась, расспрашивала, как чувствует себя ребёнок, как спал, и т.д. Чтобы облегчить детям привыкание к новым условиям жизни, старалась создать в группе уютный интерьер, подобрала достаточное количество ярких, привлекательных игрушек, постоянно играла с детьми; в группе и на прогулке. Всё это дало положительные результаты. Адаптация прошла спокойно, почти у всех.
В начале учебного года, наблюдая за детьми, во время занятий, во время игр, констатировала, что многие дети говорят только от дельные слова (мама, дай, пить, и т.д.), некоторые дети как будто стеснялись разговаривать, хотя дома девочка рассказывала маме, в какие игры она играла. Почти все дети уже владели навыками самообслуживания: умели держать ложку, чашку.
На занятиях по развитию речи старалась брать подгруппу детей с разным уровнем развития, дети неуверенные и дети, более активные. Мною было замечено, что это даёт положительные результаты. Все занятия проводились в игровой форме, обязательно был сюрпризный момент, детям очень нравилось заниматься с персонажами сказки («Репка», « Курочка Ряба», и т.д.) Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребёнка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в раннем возрасте.
Свободная игра позволяет установить контакт с ребёнком, особенно, когда он боится обследования.
Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребёнка, в начале года я провела диагностику речевой сферы детей. Я проводила следующий тест:
показывала ребёнку несколько простых предметов (машинку, куклу, мяч), и спрашивала: «Что…это?».
Младший возраст. В 2023 году в группе младшего возраста по списку числится 20 детей. Изучила возрастные особенности детей младшего возраста от 3 до 4 лет. В начале учебного 2023 года некоторые дети уже говорили. Но всё же большинство детей невнятно разговаривали. В связи с этим детям трудно общаться с другими детьми. Я также продолжила все занятия проводить в игровой форме с сюрпризными моментами.
Средний возраст. На начало учебного года в 2024 году в средней группе по списку числится 21. По данному возрасту прочитала и изучила все возрастные особенности детей от 4 до 5 лет. Многие дети говорят отдельными фразами. Также есть дети, которые разговаривают предложениями, могут пообщаться со своими сверстниками. Но также есть дети, которые очень мало говорят, невнятно произносят слова. Поэтому, таким детям тяжело общаться со своими сверстниками. Во время занятий по развитию речи я использовала:
- Дидактические игры. Они помогают решать задачи речевого развития: закреплять и уточнять словарь, изменять и образовывать слова, упражнять в составлении высказываний.
- Составление описательных рассказов. Для этого использовались такие приёмы, как образец рассказа, план рассказа, схемы, коллективное составление рассказа, подсказ словом и предложением, оценка рассказа.
- Использование артикуляционной гимнастики. Она включала упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произношения звуков.
- Применение невербальных средств. К ним относились мимика, пантомимические движения, которые помогали эмоционально объяснить и запомнить значение слов.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Хочется, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
2.2. Перспективное планирование по развитию речи.
Месяц | Название |
---|---|
Сентябрь | 1.Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. 2.Памятки для родителей по обучению связной речи. Адаптационный период |
Октябрь | 1. Обучение детей активному и свободному использованию знакомых сказок с использованием опорных схем . 3.Консультация для родителей «Игры для развития детей от года до трех лет» |
Ноябрь | 1.Создание картотеки пальчиковой гимнастики согласно возрасту. 2.Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста» |
Декабрь | 1.Игровая ситуация « Что нам заинька принёс?» 2.Игровая ситуация «Игрушки в гости к нам пришли» |
Январь | 1.Д/И «Разноцветная посуда» 2.Д/И «Подбери заплатку к одежде» |
Февраль | 1.Д/И «Подбери колеса к машине» 2.Д/И «Подбери пару варежек» |
Март | 1.Д/И «Цветные корзинки» 2.Консультация для родителей «Речевое |
Апрель | 1.Д/И «Ловись рыбка» или Д/И «Достань шарик» (игры с водой) 2. Консультация для родителей «Я играю целый день, мне играть совсем не лень». 3.Диагностика детей по развитию речи |
Май | 1.Д/И Сборные матрёшки. 2. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе. |
Программы воспитанниками МБДОУ детский сад №4 «Солнышко»
в ранней группе № 3
за 2022-2023 учебный год
Образовательная область | Начало года | Конец года | ||
---|---|---|---|---|
Речевое развитие | высокий | - | высокий | 46% |
средний | - | средний | 54% | |
низкий | - | низкий | 0 |
Примечание: на начало учебного года у детей раннего возраста проходил адаптационный период
Месяц | Название |
---|---|
Сентябрь | 1.Изучение необходимой литературы, подбор методического материала. 2.Д/И «Летает, плавает, прыгает 3.Диагностика детей по развитию речи. 4.Консультация для родителей «Развитие речи у детей 3-4 лет». 5.Родительское собрание. |
Октябрь | 1.Создание картотеки дидактических игр для работы с детьми по возрасту. 2.Занятие «Волшебница вода» 3.Консультация для родителей: «Игры для развития детей 3-4 лет» |
Ноябрь | 1.Изучение статьи на тему: «Роль дидактических игр в развитии речи ребенка3-4 лет». 2.Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи детей» 3.Создание Лепбука по развитию речи |
Декабрь | 1.Развитие речи по средствам дидактических игр (Изучение материала ) 2. Опыты по теме «Воздух, вода, песок.» |
Январь | 1.Изучение статьи на тему: «Роль дидактических игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». 2.Постановка сказки: « Доктор Айболит» с детьми 3.Постановка фрагмента сказки «Мой додыр» с участием родителя и ребёнка |
Февраль | 1.Подбор диагностического материала. 2.Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» 3.Консультация для родителей «Развитие речи детей младшей группы, посредством дидактических игр.» |
Март | 1.Игры с родителями (в группе) 3.Совместно с родителями учим стихи |
Апрель | 1.Посановка отрывка сказки «Айболит» участвуют дети 2.Д/И «Дождик», Д/И «Как сказать правильно» 3.Создание книжки-малышки |
Май | 1.Диагностика детей по развитию речи 2.Д/И «Назови как можно больше предметов», Д/И «Слоненок, угадай что там» 3.Создание Лепбука «Развитие речи» 4. Родительское собрание |
за 2023 -2024 учебный год
В группе 20 детей ( 13девочек и 7 мальчиков)
Начало года:
Высокий уровень – 0 %
Средний уровень - 40 %
Низкий уровень - 60 %
В группе 21 человек (11 девочек и 10 мальчиков)
Конец года:
Высокий уровень - 28,57 %
Средний уровень - 71,43 %
Низкий уровень - 0%
Месяц | Название |
---|---|
Сентябрь | 1. Изучение необходимой литературы, подбор методического материала по данному возрасту. 2.Диагностика 3. Родительское собрание |
Октябрь | 1.Пересказ русских народных сказок. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа (мнемотаблицы). 2.Консультация для родителей «Игры для развития детей от 4 до 5лет» 3.Занятие по развитию речи «Пересказ стихотворения А.Прокофьева «Огород» с помощью мнемотаблицы» |
Ноябрь | 1. Д/И «Азбука», Д/И «Алфавит на колёсиках» 2.Консультация для родителей «Игры для развития детей от 4 до пяти лет» 3.Обсуждение «Описание игрушек — кошки и собаки» |
Декабрь | 1.Обсуждение «Составление pacскaзa по картине «Кошка с котятами» 2.Работа с родителями «Подготовка костюмов к утреннику» 3.Консультация для родителей «Развитие словарного запаса у детей» 4. Родительское собрание |
Январь | 1. Учить детей составлять сюжетный рассказ 2.Д/И |
Февраль | 1. Описание игрушек — собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. 2.Д/И «Кто как разговаривает?», «Кто где живёт?» |
Март | 1. Составление описательного рассказа о питомцах 2.Д/И «Подскажи словечко», «Кто как передвигается?», «Горячий – холодный» 3.Родительское собрание. |
Апрель | 1.Угодай «Животные и их детёныши» 2.Д/И «Что происходит в природе?», «Из чего сделано?», «Кто кем был?» «Какой овощ?» |
Май | 1.Диагностика детей по развитию речи 2.Д/И Сборные матрёшки. 3.Родительское собрание. 4.Составление отчёта по теме самообразования к итоговому педсовету. |
за 2024 -2025 учебный год
В группе 20 детей ( 10девочек и 10 мальчиков)
Начало года:
Высокий уровень - 0%
Средний уровень – 52 %
Низкий уровень - 48%
В группе 20 человек (9 девочек и 11 мальчиков)
Конец года:
Высокий уровень - 50,5%
Средний уровень - 49,5%
Низкий уровень - 0 %
2.3. Обоснование эффективности проведённой работы по развитию речи.
После полутора лет у детей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы. В ходе занятия по развитию речи, кроме образца произношения слова или фразы, я старалась, чтобы ребёнок сам произносил ответы на вопросы. Детей я постоянно поощряла за произнесённое ими новое слово, хвалила, просила повторить ещё раз.
К каждому ребёнку осуществляла индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность; чаще обращалась к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры.
Каждое утро я занималась с детьми настольно-печатными играми, такими как «конструктор», « найди домик», различными мозаиками. После ужина, дети с удовольствием разбирали и собирали матрёшки. Каждый день я проводила индивидуальную работу с детьми по развитию речи: на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читали потешки, сказки («Репка», « Курочка Ряба», и т.д.),
В своей работе « Развитие речи посредством дидактической игры», я ставила и решала следующие задачи:
- Развитие понимания речи;
- Закреплять умение детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы по цвету, по форме, величине.
- Понимание слов, обозначающих способы передвижения животных (летает, бегает и т.п.)
- Формирование обобщённых представлений о предметах и действиях.
- Развитие активной речи;
- Произносить по подражанию новые слова, предложения из двух-трёх слов(в раннем возрасте). В младшем возрасте начали учить стихи. Пересказывать сказки, ставить театрализованную сказку.
- Расширять активный словарь: научить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, прилагательные, глаголы.
- Формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.
- Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.
Все воспитатели нашего детского сада стараются создать условия для проведения дидактических игр, которые, как мы считаем, помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности.
2.4. Работа с родителями.
К работе по развитию речи, я обязательно подключала родителей.
Многие мамы, бабушки, считают, что их ребёнок ещё слишком мал, что с ребёнком не обязательно каждый день читать, играть в различные игры. И что совсем не стоит давать им картинки, книжки, для рассматривания, «он их порвёт», что им хватает игр и занятий в детском саду.
В воспитании маленького ребёнка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способах деятельности. Я считаю, что всё это возможно, если воспитывающие ребёнка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах, способах обучения, будут стараться больше времени уделять своему ребёнку: вместе с ним собирать пирамидки, рассматривать красочные книжки.
Каждый день я старалась индивидуально поговорить с родителями (утром, или вечером), во время бесед с родителями давала рекомендации:
учить ребёнка манипулировать предметами - чтобы игрушки были яркими, по возможности должны быть строительный материал, различные пирамидки, матрёшки.
Главное, обязательно разговаривать с ребёнком, поощрять его, помогать в трудных ситуациях На родительском собрании мною были рекомендованы игры « Чудесный мешочек», «Поиграем с куклами», «Сварим куклам кашу» и т.д. Проводила разные консультации для родителей по теме самообразования.
Заключение
2022-2023 год (ранняя группа)
Мною в рамках долгосрочного проекта по самообразованию «Развитие речи детей посредством дидактической игры» было замечено, что дети уже в феврале месяце стали гораздо лучше разговаривать. Предложение состоит из двух- трёх слов, дети активно произносят новые
слова по образцу, дети стали использовать предметы по назначению (набор посуды для приготовления пищи и т.д.)
Дети, которые раньше не проявляли должного интереса к занятию по развитию речи, стали более активными.
Работу по развитию речи посредством дидактической игры я продолжаю, в дальнейшем будет проведена диагностика в конце учебного года, в мае.
2023-2024 год (младшая группа)
К концу учебному году, многие дети стали разговаривать, учат стихи, рассказывают и сочиняют сказки. Но при всём этом есть ещё над чем работать. Работу по «Развитию речи детей посредством дидактической игры» я продолжаю.
2024-2025 год (средняя группа)
В результате проведённой работы в рамках проекта по самообразованию в ДОУ к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на вопросы взрослых.
У детей детского сада повысился уровень речевой активности, пополнился словарный запас, речь обогатилась эпитетами, синонимами, сравнениями. Совместно с детьми и родителями изготавливались костюмы, атрибуты для инсценировок и драматизации, что способствовало активизации детского словарного запаса, появлению новых слов и уточнению представлений об уже имеющихся словах.
Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия и подачи материала по развитию речи детям, а также более тесному привлечению родителей к работе по повышению уровня речевого развития у детей.
Необходимо создавать обязательно условия для игр:
- Подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры.
- Продумать, как разместить дидактический материал и игрушки.
- Обеспечить место для игр.
- Учить детей бережно обращаться с дидактическими игрушками, аккуратно складывать их по окончанию деятельности.
Являясь эффективным средством обучения, дидактические игры могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста - основной формой организации
учебного процесса
Литература
- От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- В.В.Гербова. Картинки по развитию речи.-М.: Просвещение, 1985г.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвещение, 1998.- 143с.
- Гербова В.В., «Развитие речи в детском саду (по всем возрастам)» М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
- Галанов, Александр Сергеевич. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет : Пособие для работников дошк. образоват. учреждений и родителей / А. С. Галанов. - Москва : Аркти, 2000. - 61, [2] с.; 20 см. - (Развитие и воспитание дошкольника).; ISBN 5-89415-090-6
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
- Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г.,
- Богусловская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
- Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 1991. - 197с.
- Занятия с детьми раннего возраста [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://detsad-kitty.ru
- Богуславская З.М Смирнова Е.О. « Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.»
- Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада.
- Галанова, Т.В. Развивающие игры с детьми трёх-четырех лет.
- Интернет ресурсы