Проект "Мы памяти этой верны"

В ходе индивидуального творческого проекта на тему «Мы памяти этой верны» учащийся 2 класса начальной школы изучив семейный архив, подробно рассказал о биографии своего прадеда Аминова Бургана Исмаиловича и описал историю его боевого пути и полученные им награды.
В процессе итоговой исследовательской работы (проекта) «Мы памяти этой верны» о родных, фронтовиках обучающийся 2 класса сделал вывод о том, что если человек знает о героях из родословной своей семьи, то он знаем и о войне, и о великом подвиге русского народа. При изучении биографии прадедушки, события минувших лет стали автору более понятными и близкими
Оглавление
Введение
1. Основная часть
1.1 Жизнь прадедушки до войны
1.2 Фронтовые дороги
1.3 Боевые награды
1.4 Послевоенное время
2. Классный час «Мы памяти этой верны»
2.1. Анкетирование обучающихся класса
2.2 Результаты анкетирования и выводы
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Актуальность темы: в преддверии празднования 80 - летия Великой победы много говорится о главной проблеме - это воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма. Патриотизм - это любовь к Родине и ее истокам, преданность ей, гордость за ее победы и успехи. Но нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли ее наши предки - наши прадеды, поэтому выбранная мною тема очень актуальна в современном мире.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, к отцу, бабушке, дедушке, прадедушке. Что может быть ближе и понятнее, а вместе с тем и важнее для детей, как судьба родного человека.
Цель исследования: изучить личный вклад моего прадедушки Аминова Бургана Исмаиловича в дело Великой Победы нашей страны, сохранить историческую память для будущих поколений, создав книгу памяти Героев Великой Отечественной войны нашей семьи.
Объект исследования: жизненный путь моего прадедушки в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: семейные фотоальбомы, беседа с родными и близкими, архивные документы, награды, записи прадедушки, интернет-ресурсы, электронный банк «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.».
Гипотеза исследования: возможно, мой прадедушка был участником Великой Отечественной войны. Защищая свою Родину и приближая ее народ к Великой Победе, не боясь погибнуть, он внес свой вклад и воевал на полях сражений.
Реализуя цель проекта, я поставил перед собой определённые задачи:
- выяснить, когда и где родился мой прадедушка;
- когда ушел на фронт;
- где воевал прадедушка;
- какой подвиг совершил;
- какими боевыми наградами были отмечены фронтовые заслуги прадедушки;
- чем занимался мой прадедушка после войны.
Методы исследования: беседа с родителями и интервью с родственниками нашей семьи; изучение архивных документов и семейных фотоальбомов; работа с интернет-ресурсами и дополнительными источниками информации; анкетирование уч-ся класса, анализ, систематизация и обобщение собранных материалов.
Предполагаемый результат:
- расширение и систематизация знаний о Великой Отечественной войне;
- пробуждение интереса и уважения к истории нашей страны.
- сформированность уважительного отношения к участникам войны, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.);
- включение в совместную работу родителей и других членов семьи.
Теоретическая значимость научно-исследовательского проекта заключается в том, что его материалы могут быть использованы для обучающихся образовательных учреждений на уроках окружающего мира и литературы, истории и обществознания, на классных часах и во внеклассных мероприятиях, на конкурсах и в акциях военно-патриотической направленности.
Практическая значимость научно-исследовательского проекта заключается в том, чтобы собрать сведения и сохранить их для будущего поколения, пропагандировать патриотическое и духовно-нравственное воспитание, способствовать формированию патриотизма у подрастающего поколения.
Перспективный план моей деятельности в рамках проекта «Мы памяти этой верны»:
- принять участие в окружном конкурсе проектных и исследовательских работ младших школьников «Первые шаги в науку»;
- принять участие в проведении классного часа для обу-ся 1 классов «Наши деды — славные победы»;
- принять участие в военно-патриотических акциях:
- «Окна Победы»;
- «Бессмертный полк»;
- «Поздравь своего ветерана»;
- принять участие с обуч-ся 2-в класса во внешкольном мероприятии «Марафон Победы»;
- создать красочный альбом участников Великой Отечественной войны из семей уч-ся класса под названием «Наши деды — славные победы».
1. Основная часть
1.1. Жизнь прадедушки до войны
Моего прадедушку зовут Аминов Бурган Исмаилович. Родился он 9 мая 1925 года в селе Старый Мостяк Ульяновской области в многодетной семье. Прадедушка окончил сельскую школу. И вот для страны и всего советского народа начались самые страшные и тяжелые четыре года Великой Отечественной войны. На полях сражений велись ожесточенные бои. Советский народ ковал победу на передовой с оружием в руках и в тылу врага (см. Приложение 1).
1.2. Фронтовые дороги
Из воспоминаний прадедушки, опубликованных в 2019 году в журнале ZOOM в статье «Победа над темнотой» моей тетей - старшей правнучкой моего прадедушки Дарьей Абудалиповой: «...Мы попали в город Кинель Куйбышевской области 9 января 1943 года. Здесь я поступил в офицерскую школу третьего военно-пехотного училища.
По окончании училища по приказу главнокомандующего Сталина нас перевели в резервы воздушно-десантного войска под Москвой в город Димитровский. Мы обучались десантному делу, тактике, учились десантироваться. В начале 1944 года нас отправили на Карело-Финский фронт для форсирования реки Свирь, так как на другой стороне реки уже 32 месяца враг стоял в глубокой обороне.
Наша задача была прорвать оборону врага. Саперы нас переправили на лодках через Свирь. Оборона была в каких-то 3-4 метрах от берега реки. Я был пулеметчиком. И мы, и они стреляли…. Убивали. Нам очень тогда помогла артиллерия с воздуха. Пришло донесение о том, что до врага осталось 15 км, и мы перебрались на вторую линию фронта. Отчаянно сражаясь на второй линии фронта, мы вскоре освободили город Олонец и все села, встречающиеся на нашем пути. Мы дошли до деревни Железная гора.
Ее назвали «поле смерти», потому что здесь шла самая мощная оборона противника с большими потерями. В этом сражении я и получил ранение. Было это так: мы стали вплотную подходить к врагу, до наших окоп оставалось 50-60 метров, здесь меня снайпер и «снял», попав прямо в глаз. Все — глаза нет! А пуля осталась в голове, где находится и по сей день. После сражения меня отправили в Олонецкий госпиталь, а оттуда, после Вологды и Москвы, вернули раненого домой в родное село» (см. Приложение 2).
1.3. Боевые награды
Из воспоминаний: «...Меня наградили медалью за отвагу и боевые заслуги. Я живым вернулся домой. Брат мой увидел медали, нацепил их себе на грудь и в школу побежал. Так и начали мы жить потихонечку в деревне» (см. Приложение 3).
1.4. Послевоенное время
Прадедушка после возвращения с фронта домой помогал матери воспитывать своих младших братьев и сестер и занял место главы семьи, так как отца на тот момент не стало. А в 1947 году, спустя два года после окончания войны, мой прадедушка женился и вырастил шесть уже своих детей, держал хозяйство и просто мирно жил. Спустя годы, боевое ранение дало о себе знать, и прадедушка полностью потерял зрение.
Но он не опускал руки, потому что жил в своем родном сели среди близких и друзей. Каждый год 9 мая съезжались в его дом родные и близкие со всех городов, чтобы поздравить прадедушку с его победой и днем его рождения. А местные школьники приходили к его дому, чтобы послушать истории с фронта.
6 июня 2019 года моего прадедушки не стало в возрасте 94 лет. Светлая память о нем будет жить в наших сердцах вечно! (см. Приложение 4)
2. Классный час «Мы памяти этой верны»
2.1. Анкетирование обучающихся класса
Среди обучающихся 2-в класса был организован и проведен классный час на тему «Мы памяти этой верны», на котором я рассказал о своем прадедушке, его участии в Великой Отечественной войне, показал его награды. Ребята слушали с большим интересом.
На классном часе было проведено анкетирование, в котором приняли участие 25 человек. Вопросы анкеты и результаты анкетирования прилагаются (см. Приложение 5).
2.2. Результаты анкетирования и выводы
Результаты анкетирования показали, что современное поколение мало интересуется своей родословной; большинство из ребят не знают, что в их семьях есть члены семьи - участники и герои Великой Отечественной войны, потому что родители практически не уделяют никакого внимания этому важному вопросу в общении со своими детьми, хотя во многих семьях до сих пор сохранились семейные реликвии военных времен.
На примере своего прадедушки я показал ребятам класса, что необходимо и важно знать свои семейные корни, так как, именно наши предки являлись участниками истории своей страны и ее великих побед, а значит, выбранная мной тема проекта актуальна.
Заключение
В индивидуальном проекте «Мы памяти этой верны» я пришел к выводу о том, что цель моей исследовательской работы достигнута. Задачи реализованы. Гипотеза научно-исследовательского проекта подтвердилась. А именно, если мы знаем о героях из родословной своей семьи, то мы знаем и о войне, и о великом подвиге русского народа.
Жизненный путь моего прадедушки был трудным, но этот путь он прошел достойно. Не щадя своей жизни, отстаивал свободу и независимость своей страны. Был награжден боевыми орденами. Живым вернулся с фронта и в мирное время достойно служил на благо своей Родины. Был настоящим отцом, мужем, дедушкой и прадедушкой. Я очень горжусь своим прадедушкой.
В этом году 9 мая все прогрессивное человечество будет отмечать 80-летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Мы не должны забывать всех тех, кто ковал эту победу на полях сражений и в тылу врага, ведь благодаря этим отважным и мужественным воинам, мы живем в мирной стране и должны радоваться каждому прожитому дню. Хочется сказать: «Мы обязаны быть верны этой памяти, потому что никто не забыт, ничто не забыто!»
В завершении моего исследования, я понял, что изучая биографию своего прадедушки, события минувших лет стали мне более понятными и близкими. В сознательном возрасте я, к сожалению, его не застал, но теперь я знаю тот факт, что в этом году 9 мая, что очень символично, у моего прадедушки был бы юбилей — ему исполнилось бы 100 лет.
В этот знаменательный для всей страны и нашей семьи день мы своей дружной семьей соберемся за одним большим столом и почтим память прадедушки и всех воинов, погибших на полях сражений в годы Великой Отечественной войны.
Мы на свете недавно живем
И историю знаем по книжкам.
Но зато про большую войну
Мы живые рассказы слышим.
Есть на свете один человек,
Он всегда говорит мне правду
И в душе остается след,
Остается со мной мой прадед.
Библиография
- А. Ф. Федоров «В Карелии на Свири в Померании. Записки ветерана 272-й стрелковой дивизии», Изд-во Петрозаводск «Карелия», 2008 г.
- Д. И. Абудалипова «Победа над темнотой», научный журнал ZOOM, 2019 г.
- «Великая Отечественная война в Карелии: памятники и памятные места», Изд-во Петрозаводск «Кирья», 2015 г.
- Семейный архив Сайфуллиных и Аминовых (фотографии, архивы, сведения о наградных документах).
- Воспоминания родственников и близких семьи Сайфуллиных.
- Интернет — ресурсы:
- http://zoom-journal.ru/posledstviya
- http://pamyat-naroda.su/awards/anniversaries/1522842924
Приложение 1
Из семейных архивов Сайфуллиных и Аминовых.
Мой прадедушка Аминов Бурган Исмаилович с моим старшим братом Алмазом 9 мая в День Победы.
Приложение 2
Аминов Бурган, рядовой офицерской школы, январь 1943 года, г. Кинель.
Приложение 3
Награды за боевые заслуги
Приложение 4
Мой прадедушка в наши дни
Участие прадедушки в военно-патриотической акции «Бессмертный полк».
Последние годы жизни прадедушки.
Приложение 5
Анкета. Результаты анкетирования.
1. Знаешь ли ты когда началась Великая Отечественная война и когда закончилась?
Началась___________ Закончилась_____________
(да - 19 ч. 76%, нет - 6 ч. 24%)
2. Знаешь ли ты когда отмечается праздник День Победы и чему он посвящен?
Да ___________ Нет_____________
(да - 21 ч. 84%, нет - 4 ч. 16%)
3. Часто ли твои родители рассказывают о членах семьи, воевавших в годы Великой Отечественной войны?
Да ___________ Нет_____________
(да - 8 ч. 32%, нет - 17 ч. 68%)
4. Есть ли в твоей семье военные реликвии (фронтовые фотографии, боевые награды, документы)?
Да ___________ Нет_____________
(да - 14 ч. 56%, нет - 11 ч. 44%)
5. Читаешь ли ты книги о Великой Отечественной войне?
Да___________ Нет_____________
(да - 5 ч. 20%, нет - 20 ч. 80%)
6. Смотришь ли ты фильмы о Великой Отечественной войне?
Да ________ Иногда _________ Нет ___________
(да - 6 ч. 24%, иногда -7 ч. 28%, нет - 12 ч. 48%)
7. Заинтересовала ли тебя тема классного часа и мой рассказ?
Да___________ Нет_____________
(да - 25 ч. 100%, нет - 0 ч. 0%)