Проект "Военная служба в жизни и творчестве А.И. Куприна"

При работе над творческим индивидуальным проектом по литературе на тему «Военная служба в жизни и творчестве А.И. Куприна» учащейся 11 класса была поставлена цель изучить биографию писателя, и в частности период военной службы, определить его впечатления о военной жизни, а также проанализировать произведения Куприна на тему военной службы.
Обучающейся 11 класса в рамках исследовательской работы (проекта) о военной службе в жизни и творчестве А.И. Куприна была собрана и проанализирована информация по изучаемому вопросу. Автор проекта пришла к выводу о том, что произведения Куприна военной тематики пронизаны его состраданием к солдатам и чувством возмущения из-за бесправия рядового состава. Писатель, имея собственный опыт, с мастерством изобразил уклад и нравы российской армии.
Оглавление
Введение
- Краткая биография А.И.Куприна.
- Этапы литературного творчества.
- Влияние армейского опыта на творчество А.И.Куприна.
- Анализ произведений А.И.Куприна, в которых наиболее ярко отражена армейская тематика («Юнкера», «Поединок», «Дознание»).
- Актуальность армейской тематики в произведениях А.И. Куприна для современного читателя.
Заключение
Список используемых источников
Введение
Цель проекта: всестороннее исследование влияния военной службы на формирование личности и творчества А.И.Куприна.
Задачи:
- Изучить биографию А.И.Куприна, выбрав основным направлением исследования период военной службы. Определить ключевые события и впечатления военной жизни А.И.Куприна.
- Проанализировать произведения Куприна, раскрывающие тему военной службы.
Объект исследования: образы солдат и офицеров в реалиях армейской службы.
Предмет исследования: психологизм изображения армейской среды и дегуманизация личности.
Александр Иванович Куприн - один из самых ярких представителей русской литературы начала XX века. Писатель прожил весьма насыщенную жизнь. Литератор освоил более десятка профессий, служил в армии, участвовал в Первой мировой войне, жил в эмиграции. Все эти события, несомненно, повлияли на творчество А.И. Куприна, поэтому его произведения отличаются особой яркостью и реалистичностью.
Краткая биография А.И. Куприна
Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчат в семье чиновника Ивана Ивановича Куприна, умершего через год после рождения сына. Мать — Любовь Алексеевна происходила из рода татарских князей. После смерти мужа Любовь Алексеевна переехала в Москву, где прошли ранние годы и отрочество будущего писателя.
В возрасте шести лет Куприн был определен в сиротский Разумовский пансион, где пробыл до 1880 года. В том же году Александр поступил во Вторую Московскую военную гимназию. В 1887 году он был зачислен в Александровское военное училище. В 1890 году Куприн в чине подпоручика направлен в 46-й Днепровский пехотный полк, где прослужил четыре года. В 1894 году поручик Куприн уволился из армии, после чего переехал в Киев.
В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий. После начала Первой мировой войны открыл в своём доме военный госпиталь. В ноябре 1914 года был мобилизован и направлен в ополчение в Финляндию командиром пе-хотной роты. Демобилизован в июле 1915 года по состоянию здоровья. Вернулся в Гатчину. После победы Октябрьской революции писатель не принимает политику военного коммунизма.
В 1919 году вступает в ряды Белой армии, редактирует армейскую газету. Когда Северо-Западная армия потерпела поражение, Куприн был вынужден эмигрировать в Париж. Там он провел долгие семнадцать лет. Что касается личной жизни Куприна, то в разные годы рядом с писателем находились две женщины.
Они стали для него источником вдохновения и поддержки. Это Мария Карловна Давыдова и Елизавета Морицовна Гейнрих. Только в 1937 году писателю разрешили въезд на территорию России. В 1938 году Куприн скончался от рака пищевода и был похоронен в Ленинграде (Санкт-Петербурге) на Волковском кладбище.
Этапы литературного творчества
Литературная биография А.И. Kyпpинa началась в 1889 г., когда в «Русском сатирическом лиcткe» был oпyбликoвaн paccкaз юнoгo aвтopa «Пocлeдний дeбют». Пиcaтeлeм-пpoфeccиoнaлoм Куприн становится после ухода с вoeнной cлyжбы (1894). Скитaяcь пo Pосии, он жaднo впитывает paзнooбpaзныe житeйcкиe впeчaтлeния. 3a дecять лeт писатель создаёт бoлee cтa пpoизвeдeний. B 1893—1895 гг. в журнале «Русское богатство» публикуют такие его сочинения, как «Bпoтьмax», «Лyннoй нoчью», «Дoзнaниe», «Moлox», «Лecнaя глyшь».
B 1896 г. в Kиeвe выходит пepвaя книгa Kyпpинa «Kиeвcкиe типы», гoд cпycтя тaм жe издаётся cбopник eгo paccкaзoв «Mиниaтюpы». Далее писатель создаёт, так называемый, «пoлeccкий» цикл: «Oлecя», «Лecнaя глyшь», «Ha глyxapeй», «Cepeбpяный вoлк».
В зрелые годы Куприн пишет повесть «Поединок» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1905), «Река жизни»(1906), «Гамбринус» (1907), очерк «События в Севастополе» (1905), цикл очерков «Листригоны»(1907-1911), повесть «Яма» (1909), рассказы «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), повесть «Жидкое Солнце» (1913). Во время эмиграции (1926-1929) писатель создаёт романы «Юнкера» и «Жанета», несколько очерков и рассказов и сотрудничает с эмигрантскими газетами «Общее дело», «Русская газета», «Русское время».
Влияние армейского опыта на творчество А.И.Куприна
Вспоминая годы армейской службы, А.И.Куприн писал: «Судьба швырнула меня в самую глушь юго-западного края, как нестерпимо тяжелы первые дни и недели! Чужие люди, чужие нравы и обычаи, суровый, бедный, скучный быт Черноземного захолустья … Днем еще кое-как терпелось: застилалась жуткая тоска службой, необходимыми визитами, обедом и ужином в офицерском собрании. Но мучительны были ночи. Всегда снилось одно и то же: Москва, церковь Покрова на Пресне, Кудринская, Садовая, Никитская Малая и Большая. И всегда во сне было чувство, что этого больше никогда не увижу: конец, разлука, почти смерть.
Просыпаюсь от своих рыданий. Подушка – хоть выжми. Но крепился. Никому об этой слабости не рассказывал» На всю жизнь в памяти писателя остались мрачные годы, проведенные в полку, унижение человеческого достоинства, грубость и произвол начальства. Жизнь в Проскурово дала будущему писателю богатейший материал для творчества.
Куприн был единственным из крупных писателей-реалистов начала XX века, кто обратился к армейской теме, создав на её основе широкие и содержательные картины жизни. Многие критики и литературоведы называли Куприна Колумбом «армейского материка». Кому, как не ему, доподлинно были известны законы, царящие в армии.
Анализ произведений А.И.Куприна, в которых наиболее ярко отражена армейская тематика («Юнкера», «Поединок», «Дознание»)
«Дознание»
В 1903 году в издательстве «Знание» вышел сборник рассказов А.И.Куприна, посвящённых жизни армейской среды. Один из рассказов сборника - «Дознание». В провинциальном гарнизоне молодому лейтенанту Козловскому поручают провести расследование кражи пары голенищ и тридцати семи копеек. Единственный подозреваемый - татарин Мухамет Байгузин. Взывая к сыновним чувствам солдата, поручик добивается признания в краже.
В результате Байгузина приговаривают к ста ударам розгами. Мы видим, что Козловский потрясён жестокостью наказания и безразличием солдат и офицеров к столь изощрённой экзекуции. Куприн показывает читателю, что между Козловским и тщедушным, затравленным, забитым татарином устанавливается некая духовная связь. Показывая нам, как поручик мучается чувством вины, автор подводит нас к мысли, что порядки в армии ужасны.
Наказание не соразмерно совершённому проступку. Читатель понимает, что Куприн с жестокой прав-дивостью показывает армейский быт. А именно: высокомерие офицеров, за которым таятся умственное убожество, душевная чёрствость и горькую солдатскую участь. Вместе с главным героем у нас «открываются глаза» на то, что не только забитый простолюдин, но и порядочный интеллигентный образованный человек невольно становится жертвой равнодушной системы.
«Поединок»
В 1905 г. Куприн заканчивает написание повести «Поединок». В произведении описы-ваются будни царской армии второй половины XIX века. На фоне бессмысленной, циничной, порочной армейской жизни вырисовывается романтичный и светлый образ молодого подпоручика Юрий Алексеевич Ромашова, взросление его души и поиск ответов на непростые вопросы, поставленные самой жизнью. О Ромашове Куприн скажет: «Он мой двойник».
В числе героев описаны офицеры, с которыми Куприн когда-то нёс службу и которые, независимо от личных качеств, усвоили граничащие с абсурдом армейские условности и кастовые традиции. Изображая офицерство, Куприн с беспощадной правдивостью говорит о темных, безотрадных сторонах жизни русской армии; говорит с болью и горечью, показывая, что даже лучшие из офицеров не в состоянии хотя бы сколько-нибудь изменить сложившийся уклад, не пытаются его изменить. Куприн осуждает не только безнравственность и жестокость офицеров, но и саму систему, поставившую их в такие рамки.
Армия, по его мнению, даже самых хороших людей делает порочными, потому что ее иерархия держится на страхе и неудовлетворённости. Главная мысль повести «Поединок» заключается в необходимости деятельного протеста. Главный герой пытается противостоять сложившимся устоям, но делает это пассивно. Он защищает и утешает слабых, таких как солдат Хлебников, задумывается над действительно важными вещами, но этого оказывается слишком мало, и, в конце концов, среда его уничтожает.
Если бы Ромашов проявил энергичность, силу духа и твердую позицию, то ему удалось бы воплотить свои мечты в жизнь. Ведь смог же сам Куприн уйти в отставку и обрести счастье в мирной жизни. Почему А.И. Куприн назвал своё произведение «Поединок»? Казалось бы, название повести указывает на конкретный эпизод в её сюжете: дуэль между офицерами. Но «Поединок», конечно, имеет гораздо более глубокий смысл.
Это разоблачение царской армии с ее системой зубодробительной муштры, с ее грубым насилием над солдатами и над думающими офицерами. А, по большому счёту, автор подразумевает поединок любой по-настоящему живой души с чудовищной косностью мира.
И всё же, несмотря на гибель Ромашова, на жуткую обстановку офицерской и солдатской жизни, несмотря на торжество Дицев, Петерсонов, Николаевых и им подобных, - остается уверенность, что та самая солдатская масса (Архипов, Гайнан и другие), которая с такой симпатией изображена Куприным, и лучшие офицеры, подобные погибшему Ромашову, способны измениться. И именно глубокой, искренней верой в их способность измениться и продиктованы обличительность и мрачный колорит повести.
«Юнкера»
В 1933 году увидел свет роман «Юнкера». Это обширное произведение из трех частей. В первой и третьей части очень точно представлена юнкерская жизнь, занятия в классе и в поле и производство в офицеры; во второй части Куприн изображает юношескую любовь, в данном случае первую любовь юнкера Александрова к прелестной Зиночке, момент их счастья и неудачный исход. Роман «Юнкера» резко отличается своим пафосом. Трудно поверить, что все это написал тот же человек, который в «Поединке» резко обличает царящие в армии порядки. Это объясняется тем, что произведение было написано Куприным в эмиграции.
Взгляд стареющего писателя на свою юность становится идеализированным. Видимо, после стольких изменений в общественной жизни России, в жизни самого Куприна им овладевает сентиментальное настроение. Находясь вдали от Родины, от всего, что когда-то было близко писателю, автор романа вспоминает прошлое, и оно ему кажется прекрасным, несмотря на отдельные недостатки. В целом произведение отличается автобиографическим характером. Куприн вспоминает о своей жизни в Александровском юнкерском училище в Москве.
Но главный герой (юнкер Александров) не очень похож на самого Куприна в молодости. Александров далек от запросов передовой русской молодежи, его не интересует политика, он не задумывается о том, насколько правильны мысли, которые прививались воспитанникам училища. Но события общественной жизни иногда врываются и в его жизнь. Вот, например, однажды во время студенческого бунта он слышит в адрес юнкеров: «Сволочь! Рабы! Профессиональные убийцы, пушечное мясо! Душители свободы! Позор вам! Позор!» Эти слова кричал какой-то «бледный, изношенный студент».
А много месяцев спустя Алек-сандров, припоминая его слова, пытается мысленно опровергнуть их: «Он или глуп, или раздражен обидой». Александров не понимает, что царская армия не только защищала отечество от неприятеля во время войны, но и являлась также орудием в борьбе с «внутренними врагами». Во всем произведении лишь дважды встречается упоминание о социальных всплесках: злобные выкрики студента и бунт кадетов соседского корпуса. Юнкера же не только не позволяли себе бунтовать, но и осуждали массовые восстания. Ничего не знали юнкера и о солдатах, руководить которыми им придется.
Перед отправкой в полк Александров заявляет: «Да, конечно же, нет в русской армии ни одного порочного полка. Есть, может быть, бедные, загнанные в непроходимую глушь, забытые... и огрубевшие полки, но все они не ниже прославленной гвардии». Главный герой романа, ничего не зная об армии заключает, что в солдатах живется хорошо, и что в России нет «ни одного порочного полка. «Юнкера» - одно из самых критикуемых произведений Куприна, но, тем не менее, это правдивое повествование, в котором он продолжает развивать тему армии.
Актуальность армейской тематики в произведениях А.И. Куприна для современного читателя
Творчество А.И. Куприна имеет особое значение и актуальность в современном обществе. Произведения писателя о жизни кадетов и юнкеров, об армейском быте поднимают вопросы не только долга, но, в первую очередь, вопросы человеческой совести, гуманности, чести. Знакомясь с творчеством Александра Ивановича, мы осознаём, что основной тематикой его армейских рассказов, повестей и романов являются вопросы человеческой морали, нравственности и этических ценностей.
Отличительной чертой произведений Куприна является их проницательность в анализе мотивов и действий человека. Писатель заставляет задуматься над тем, как мало изменились человеческие чувства и стремления за последние столетия. Рассказы, повести и романы Куприна, в которых наиболее ярко отражена армейская тематика помогают воспитывать юное поколение в духе патриотизма, гражданственности, формировать чувство долга, чести, ответственности за свои поступки.
Современных представителей зрелого поколения эти произведения заставляются задуматься о смысле жизни, направляют на путь духовного развития. Таким образом, такие произведения способны помочь современному обществу в развитии его моральных ценностей и идеалов.
Заключение
Выполнив теоретический анализ изучаемой темы по литературе «Военная служба в жизни и творчестве А.И. Куприна» обучающаяся сделала вывод, что писатель, основываясь на собственном жизненном опыте, с небывалым психологическим мастерством изобразил уклад и нравы российской армии. Произведения военной тематики проникнуты состраданием автора к солдатам и чувством возмущения по поводу бесправия рядового состава.
Автор обличил пороки военного быта и показал пагубное влияние службы на молодых офицеров. Правдивое изображение отсталой, небоеспособной армии, разложившихся офицеров, забитых солдат, приобрело для современников А.И.Куприна важный социальный смысл. Также в своих армейских повестях и рассказах писатель изображает и людей честных, верных долгу, бескорыстных, способных на самопожертвование.
Опираясь на приведённые выше наблюдения, я заключаю, что исследуемая тема является значимой в жизни не только современников Куприна, но может оказать большое влияние и на формирование мировоззрения нашего поколения. Благодаря знакомству с армейским творчеством классика, читатель имеет возможность получить множество полезных и нужных знаний, которые поспособствуют формированию его дальнейшей полноценной жизни.
Список используемых источников
- http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/filimonova-problemy.htm
- https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/30569/735606.pdf
- https://school-science.ru/5/10/35442
- http://elibrary.sgu.ru/VKR/2024/45-03-01_034.pdf
- https://studbooks.net/638969/literatura
- https://www.referat911.ru/Literatura/izobrazhenie-armejskogo-mira-v-povesti/224255-2439330-place4.html
- http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/gapanovich-voennye-rasskazy.htm
- https://www.webschool15.ru/images/stories/dokument/dok1415/SputnikTeacher/KadetObrazovanie/TvorchestvoKuprina.pdf
- https://studwood.net/712507/literatura
- https://chatinfo.ru/moe-vpechatlenie-o-proizvedeniyah-aleksandra-kuprina-i-ih-aktualnost-106423
- https://www.webschool15.ru/images/stories/dokument/dok1415/SputnikTeacher/KadetObrazovanie/TvorchestvoKuprina.pdf
- http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/volkov-tvorchestvo/4-stranica-3.htm
- https://alexmagin38.livejournal.com/1251.html
- https://www.kritika24.ru/page.php?id=78040
- http://kuprin-lit.ru/kuprin/biografiya/berkov-kuprin/glava-pervaya.htm
- http://kuprin-lit.ru/kuprin/kritika-o-kuprine/vorovskij-kuprin.htm
- https://irgali.narod.ru/files/kuprin.htm
- https://mybook.ru/author/aleksandr-ivanovich-kuprin/doznanie/reviews/