Проект "История знаков препинания в русском языке"

При работе над индивидуальным проектом на тему «История знаков препинания в русском языке» учащимся 4 класса начальной школы была поставлена цель изучить историю происхождения основных знаков препинания и их значение, определить их главные функции.
Обучающимся 4 класса в рамках исследовательской работы (проекта) об истории знаков препинания в русском языке была собрана и проанализирована информация по изучаемому вопросу. Дано чёткое определение таким знакам препинания, как точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, кавычки, многоточие, скобки.
Оглавление
Введение
- История возникновения знаков препинания.
- Основные функции знаков препинания.
- Кроссворд в загадках на тему «Знаки препинания».
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность: тема этого проекта обусловлена тем, что знаки препинания нужны всегда и везде, без них не обойдётся ни одно сочинение. Начиная появляться ещё с древних времён, роль знаков препинания в русском языке всё больше усиливалась и, поэтому, их правильное использование будет актуально всегда.
Проблема: важность этой проблемы обусловлена тем, что, грамотность правильной постановки знаков препинания выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении.
Цель: проекта состоит в выяснении значения знаков препинания в письменной речи.
Задачи:
- Познакомиться с историей возникновения знаков препинания.
- Рассказать о типах и функциях каждого из знаков препинания.
- Выяснить, как они влияют на интонацию и для чего нужны в письменной речи.
- Сделать вывод о проделанной работе.
Итоговый продукт: книжки - малышки.
1. История возникновения знаков препинания
Известные нам знаки препинания появились гораздо позже букв. Считается, что до XV века тексты на древнерусском языке писались без промежутков между словами. Если мы рассмотрим берестяные грамоты, найденные в Великом Новгороде, увидим, что новгородцы пользовались знаками препинания уже в XII веке, отделяя слова вертикальными чертами. Были ли это запятые – сказать трудно, но эта находка – один из ранних случаев обнаружения пунктуационных знаков. Сейчас в русском языке принято выделять 10 знаков препинания: точку, запятую, точку с запятой, многоточие, двоеточие, восклицательный знак, вопросительный знак, тире, скобки и кавычки.
Как появилась точка в русском языке? Известно, что точка в нынешнем виде появилась в 1480-е годы. До этого её прообразом был знак креста – им летописец обозначал то место, где остановился. Именно по этой причине точки не всегда были логически обоснованы и находились порой в самом неожиданном месте, например, в середине слова. Это встречается во многих древнейших рукописях.
Не зря считают точку родоначальницей русской пунктуации: она не только появилась первой, но и дала название многим другим знакам: точке с запятой, многоточию, двоеточию. К тому же, вплоть до XVIII века вопросительный и восклицательный знаки назывались «точкой вопросительной» и «точкой удивления» соответственно, но об этом мы поговорим дальше.
С появлением книгопечатания стала остро ощущаться потребность и в других знаках препинания. Следующим знаком после точки была запятая (от «запяти» – «зацепиться»), первое упоминание о которой датируется XV веком. По степени частоты использования запятая опережает всё наше пунктуационное наследие: ею обособляют причастные и деепричастные обороты, определения и обстоятельства в особых случаях, обращения, междометия, используют для разделения частей сложных предложений, однородных членов предложения, прямой речи и косвенной – даже взгляните на этот абзац, видите, сколько тут запятых? Иногда этот знак играет решающую роль, вспомните фразу «казнить нельзя помиловать».
Вопросительный знак в известном нам виде появился в результате сложения «q» и «о» – первой и последней букв латинского слова «quæstio», что в переводе означает «поиск» или «вопрос». В древних текстах таким сокращением заканчивали вопросительное предложение, а букву «q» писали над «o». Позже это написание превратилось в современный вопросительный знак. Интересный факт: в русском языке (а в греческом и по сей день) до XVIII века функции вопросительного знака выполняла точка с запятой [;] и называлась «точкой вопросительной». И лишь в 1748 году В. К. Тредиаковский использовал в своём тексте вопросительный знак в привычном нам виде.
Вы когда-нибудь задумывались, почему у восклицательного знака именно такая форма? Здесь та же история, что и у вопросительного. Он произошёл от сочетания латинских букв «l» и «o», которые тоже писались друг над другом. Только спустя время «о» превратилась в точку, и вот в таком виде знак уже появился в русском языке. Первое упоминание о восклицательном знаке можно встретить в старинных грамматиках М. Смотрицкого (1619) и В. Е. Адодурова. Тогда они писали о странном знаке, который и назвали восклицательным.
Лишь в 1755 г. М. В. Ломоносовым были сформулированы первые правила, касающиеся его употребления. Сейчас, по правилам русской пунктуации, восклицательный знак используется в конце предложения для выражения интонации. Если тут всё понятно, то, что делать в случаях, когда ставятся вместе вопросительный и восклицательный знаки? Или восклицательный с многоточием? Запоминайте. Первым всегда пишется вопросительный знак: «Зачем ты это сделал?!».
А вот если вы используете многоточие после восклицательного знака, ставьте две точки: «Я счастлив!..» Кстати, что делать, если распирают эмоции и очень хочется это доказать обилием восклицательных знаков [!!!]? Всё-таки вспомнить правила, в русском языке допускается только один восклицательный знак в конце предложения.
Точка с запятой используется в современном русском языке в письменной речи. Этот знак начал использовать Альд Мануций. Итальянский печатник применил [;] для разделения частей в предложении, не зависимых друг от друга. Известно, что B. Шекспир в своих сонетах использовал точку с запятой. Этот факт поспособствовал тому, что подобный знак стали чаще применять на письме. В русских текстах такой знак препинания стали использовать с конца 15 века. Точка с запятой является отделительным непарным знаком.
Как появилось двоеточие? Увы, история не сохранила имени создателя этого знака. Но, как мы видим, двоеточие появилось не просто так, а как следствие стремления к более точному выражению мысли. В 1619 году Мелетий Смотрицкий в своей грамматике упоминает двоеточие как разделительный знак. Это свидетельствует о том, что двоеточие уже было в употреблении, и его значение в русском языке уже было осознано.
Тире. Впервые этот знак описал в своей «Российской грамматике» Антон Барсов. Он назвал тире словом «молчанка» и предложил использовать его как паузу. Также молчанка использовалась и в диалогах для обозначения перемены говорящих лиц. Существует мнение, что тире изобрёл Николай Михайлович Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Слово «тире» стало использоваться в двадцатые годы XIX века, до этого его называли «чертой».
Кавычки в письменную литературную речь пришли из музыки, точнее, из старинных нотных записей XV—XVI веков. Кавычки появились в русском языке в конце XVIII века. Предполагают, что этот знак препинания впервые применил Н. И. Карамзин. Кавычки — исконно русское название. Оно происходит от слова кавыш — «утёнок» , «гусёнок» .
Многоточие использовалось ещё до нашей эры, и назвать точную дату появления этого знака не представляется возможным. Им начали пользоваться в Древней Греции и Риме. В русском языке многоточие в качестве одного из знаков препинания впервые указано в грамматике А. Х. Востокова в 1831 году. Тогда оно называлось «знак пресекательный». Многоточие, как и букву «ё», в своё время популяризировал H.M. Kapaмзин. Благодаря этому русскому писателю, функции такого знака препинания были закреплены в нашем языке.
Скобки. Описание этого знака встречается в начале XVII века у Мелетия Смотрицкого. Он называл скобки словом «отложная» и рекомендовал выделять таким образом часть высказывания, которую можно полностью изъять. Ломоносов использовал термин «вместительный знак». Но его функция такая же, как и у современных скобок, — включение слов и предложений для пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для каких-либо добавочных замечаний. В языки, в том числе и в русский, скобки пришли из математики, а конкретно - из записи, введённой итальянцем Никколо Тарталья. Само слово «скобки» появляется в грамматике Николая Греча с 1827 года.
2. Основные функции знаков препинания
Знаки препинания — это необходимое средство для обозначения логической связи между словами и предложениями. С их помощью оформляется мысль автора так, чтобы она стала понятной. В итоге знаки препинания делают письменную речь упорядоченной, чёткой и ясной.
Каждый знак препинания выполняет свою функцию в предложении и в тексте. С этой точки зрения знаки препинания делят на:
- завершающие (отделительные) знаки в тексте (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, сочетание знаков: вопросительного с восклицательным; вопросительного знака с многоточием; восклицательного знака с многоточием);
- разделительные знаки в предложении (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире);
- выделительные знаки в предложении (запятая, кавычки, скобки, тире).
Точка - это знак завершения высказывания. Точкой обозначается конец повествовательного предложения, в котором сообщается о чем-либо. Этот знак указывает на независимость завершённой мысли.
Многоточие - это знак завершения.
- Многоточие обозначает конец высказывания, которое могло бы быть продолжено.
- Этот знак выражает раздумье, размышление автора речи, а также может указывать на неполноту информации, недосказанность, стремление умолчать что-либо либо свидетельствует о неуверенности пишущего.
- Многоточие ставится в случае, когда нужно обозначить неожиданный переход от одного высказывания к другому.
- Многоточием обозначается пропуск в речи (например, при цитировании).
- Кроме того, многоточие ставится для указания паузы в речи, вызванной различными причинами (волнением, например).
Восклицательный знак - это знак завершения.
- Восклицательный знак обозначает автономность, независимость, конец высказывания, в котором кто-то призывается (побуждается) к активному действию.
- Восклицательный знак вносит эмоциональный акцент в предложение, то есть с его помощью автор выражает то чувство, с которым следует произнести фразу (восторг, удивление, недовольство, сомнение и проч.). Этот знак свидетельствует об эмоциональной напряжённости, эмоциональной окрашенности речи.
Вопросительный знак - это знак завершения.
- Вопросительный знак указывает на конец высказывания, заключающего в себе прямой вопрос.
- Вопросительный знак обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение.
- Этот знак иногда ставится в скобках для выражения сомнения или недоумения пишущего.
Запятая во-первых, это знак разделения. Разделяет:
- однородные члены предложения, при этом обозначает их границы, этот знак ставится при перечислении действий, предметов, признаков и проч.;
- простые предложения в составе сложного со значением перечисления, разграничивает его части.
Во-вторых, это знак выделения. Запятыми выделяются обособленные определения и обстоятельства (причастные и деепричастные, сравнительные обороты), вводные слова и предложения, обращения, междометия, уточняющие и пояснительные члены предложения. Т.е., запятая служит для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.
Двоеточие - это знак разделения.
- Двоеточие разделяет простые предложения в составе сложного, при этом второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, поясняет или изъясняет что-либо.
- Этот знак препинания употребляется после обобщающего слова перед однородными членами. При этом обобщающее слово включает в себя все лексическое значение ряда однородных членов, которые его конкретизируют.
- Двоеточие разделяет слова автора и собственно прямую речь.
Точка с запятой - это знак разделения. Точка с запятой ставится в следующих случаях:
- между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного со значением перечисления, если в одном из простых предложений уже есть запятая (т.е. части предложения уже распространены однородными или обособленными членами, вводными словами, обращениями, уточняющими членами и т.д.).
- Точка с запятой необходима между простыми предложениями, не связанными друг с другом по смыслу.
Тире - это знак разделения.
- Тире ставится в бессоюзном сложном предложении в следующих случаях:
- первая часть имеет значение времени или условия;
- вторая часть указывает на следствие, результат;
- содержание частей противопоставлено.
- Тире разделяет прямую речь и слова автора (вместе с запятой, восклицательным или вопросительным знаком), обозначая конец чужих слов и начало высказывания, указывающего на того, кто является их автором.
- Этот знак может разделять пояснительные члены предложения.
- Тире употребляется на месте пропуска связки между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
- Этот пунктуационный знак используется перед каждой репликой в оформлении диалога.
- Знак тире ставится после перечисленных однородных членов предложения перед обобщающим словом.
Кавычки - это знак выделения.
- Кавычки употребляются при цитировании, чтобы указать, что данное высказывание (законченное или часть его) принадлежит какому-либо лицу или является выдержкой из какого-либо источника.
- В кавычки заключается прямая речь, переданная от лица её автора. В этих случаях кавычки обозначают смену автора высказывания.
- Кавычками выделяются слова, употреблённые в необычном, условном или ироническом значении.
Скобки - это знак выделения. Употребляется, когда автор желает пояснить, уточнить что-либо, внести в высказывание добавочную информацию.
3. Кроссворд в загадках на тему "Знаки препинания"
По горизонтали 3. На странице стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу —
Разогнуться не могу. (вопросительный)
5. Я — минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе,
Меня зовут … (тире)
6. Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас —
Закончила рассказ. (точка)
7. Можно много излагать
Разного и прочего,
Если ж нечего сказать –
Ставим …! (многоточие)
9. Точка, точка, пол кружочка? (смайлик)
11. Знак препинания нужен цитатам.
А вот какой – мне подскажут ребята (кавычки)
По вертикали 1. Я знак ужасно важный,
Смотри я - двухэтажный!
И я не то, что прочие,
Зовусь я? (двоеточие)
2. Как называется разделение слова в тексте таким образом,
что его начальная часть остаётся на одной строке,
а конечная переходит на другую. (перенос) 4. Как называется раздел, изучающий,
во-первых, знаки препинания,
а во-вторых, их расстановку на письме. (пунктуация)
8. На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам
Постоять чуть-чуть
И отправляться дальше в путь. (запятая)
10.Словам раскрывают объятья:
– Ждём в гости вас, милые братья! (скобки)
Заключение
В ходе исследовательского индивидуального проекта на тему «История знаков препинания в русском языке» я выяснил значение знаков препинания в письменной речи. Я считаю, что знаки препинания играют важную роль в нашей жизни. Они делают нас грамотными, нашу речь – правильной. Мы их используем везде. В обычном разговоре - это наши эмоции и паузы. В письменном виде - это знаки препинания.
Список литературы
- Соловьёва, Н. Н. Как пишется правильно? Нормы орфографии и пунктуации русского литературного языка / Н.Н. Соловьёва. — Москва: Мир и Образование, 2017. — 788 c.
- Осипов Б. И. История русского письма / Б. И. Осипов. — Омск, 1990 г. — 287 с.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М. «Секреты пунктуации» / Г. Г. Граник. — Москва: Просвещение, 1997 г.
- Узорова, О. В. 80 основных правил орфографии и пунктуации русского языка. 1–4 классы / О.В. Узорова. — Москва: АСТ, 2017. — 445 c.
- Штоль, А.А. Русский язык в таблицах. Орфография и пунктуация / А.А. Штоль. — Москва: Норматика, Сибирское университетское издательство, 2018. — 801 c.