Проект "Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке"

Автор исследовательского и индивидуального проекта по русскому языку на тему "Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке" в 9 классе рассматривает классификацию разрядов вводных слов по значению, способам выражения, а также определяет основные способы их пунктуационного оформления.
В исследовательской работе (проекте) о функциях вводных и вставных конструкций в современном русском языке обучающийся 9 класса узнал много новой и полезной информации о вводных словах и вводных конструкциях, а также определил, что с их помощью можно выражать разные эмоции и чувства.
Оглавление
Введение
- Разряды вводных слов по значению
- Разбор вставных простых предложений в поэме
- Способы выражения вводных и вставных конструкций
- Структура вводных и вставных конструкций
- Способы включения вводных и вставных конструкций в основание предложения
- Интонационное выделение вводных и вставных конструкций
- Способы пунктуационного оформления вводных и вставных конструкций
Заключение
Введение
Цель: выявить основания для разграничения вводных и вставных конструкций в современном русском языке.
Задачи:
- Рассмотреть основные разряды вводных слов по значению;
- Определить способы выражения вводных и вставных конструкций;
- Проанализировать структуру вводных и вставных конструкций;
- Рассмотреть способы включения вводных и вставных конструкций в основное предложение;
- Проанализировать интонационное выделение вводных и вставных конструкций;
- Рассмотреть способы пунктуационного оформления вводных и вставных конструкций.
Разряды вводных слов по значению
Значение | Вводные компоненты |
---|---|
1. Оценка сообщаемого с точки зрения достоверности и т.п. | |
1.1. Уверенность, достоверность. | Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, в самом деле, правда, само собой, само собой разумеется, подлинно и др. |
1.2. Неуверенность, предположение, неопределённость, допущение. | Наверное, кажется, как кажется, вероятно, по всей вероятности, право, чай, очевидно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть и др. |
2. Различные чувства. | |
2.1. Радость, одобрения. | К счастью, на счастье, к радости, на радость, к удовольствию кого-либо и др. |
2.2. Сожаление, неодобрение. | К несчастью, по несчастью, к сожалению, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, увы и др. |
2.3. Удивление, недоумение. | К удивлению, удивительно, удивительное дело, непонятное дело и др. |
2.4. Опасение. | Неровен час, чего доброго, не дай бог, того и гляди и др. |
2.5. Общий экспрессивный характер высказывания. | По совести, по справедливости, по сути, по существу, по душе, по правде, правда, по правде сказать, надо правду сказать и др. |
3. Источник сообщения. | По сообщению кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, по словам кого-либо, по выражению кого-либо, по слухам и др. |
4. Порядок мыслей и их связь. | Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, значит, таким образом и др. |
5. Оценка стиля высказывания, манеры речи, способов оформления мыслей. | Словом, иначе говоря, прямо говоря, грубо говоря, собственно говоря, собственно и др. |
6. Оценка меры, степени того, о чём говорится; степень обычности излагаемых фактов | По меньшей мере, по крайней мере, в той или иной степени, в значительной мере и др. |
7. Привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование, подчёркивание. | Видишь (ли), знаешь (ли), помнишь (ли), понимаешь (ли), веришь (ли), послушайте, позвольте и др. |
Разбор вставных простых предложений в поэме
Таким образом, вставные простые предложения выделяются скобками намного чаще, чем парные тире и выражают пояснительно-определительную связь, временные и пространственные отношения, качественно - эмоциональную оценку высказывания, а также описание предметов или характеристику лиц.
Вставные конструкции в поэтической речи Лермонтова малоупотребительны и большей частью поэт использует их в поэмах. Такая малочастотность вставок объясняется, по-видимому, тем, что данные структуры, в силу своего назначения – вносить дополнительные, уточняющие сведения, характерны больше для прозы, а в речи поэтической используются не так часто.
Способы выражения вводных и вставных конструкций
Вводные конструкции вставляются в предложение, чтобы показать отношение говорящего к высказываемой мысли. Членами предложения вводные конструкции не являются, выделяются паузами и запятыми.
Например: Скоро, кажется, начнётся дождь.
Отношение говорящего к высказываемой мысли может выражаться вводными предложениями. Например: Вы, я думаю, оцените мои картины. Вводные предложения выделяются интонацией, запятыми или тире.
Вставные конструкции вносят в основное предложение дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, они выделяются скобками или тире.
Например: У Саввы, пастуха(он барских пас овец), вдруг убывать овечки стали(И.Крылов).
Структура вводных и вставных конструкций
Вводными конструкциями называются слова, сочетания слов, а также предложения, выражающие отношение говорящего к высказанному.
Вводные конструкции дают общую оценку сообщения, указывают на источник и способ сообщения, связь с контекстом, порядок следования компонентов высказывания и т.д.
Синтаксическое строение вставочных компонентов чрезвычайно разнообразно: это может быть вставной знак, вставное слово, вставное словосочетание, вставное простое предложение, составное сложное предложение вставка к абзацу как самостоятельно оформленная конструкция вставной абзац вставное самостоятельное оформленное предложение.
Способы включения вводных и вставных конструкций в основание предложения
Способы включения вводных конструкций в предложение может реализовываться с помощью: запятых, тире, интонацией, с помощью определённых слов.
Например: 1) Пожалуй, не стоит идти на рыбалку из-за обещанной жаркой погоды; 2) Заподозрить Якова Лукича во вредительстве – теперь уже казалось ему- было нелегко.
Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные, и потому резко выпадают из его структуры. Выражая дополнительные сообщения, они требуют более значительного выделения в составе предложения, нежели вводные конструкции, как правило, заключающие в себе отношение к высказанному, его оценку.
Именно эта смысловая самостоятельность вставных конструкций объясняет необходимость использования для их выделения скобок и тире.
Например: 1) В жаркое летнее утро (это было в начале июля) нас разбудили птички; 2) Тут- делать нечего- друзья поцеловались.
Интонационное выделение вводных и вставных конструкций
Вводные конструкции и вставные конструкции различаются также по интонации. Для вводных конструкций характерна интонация вводностипонижение тона речи, убыстрённый тип произношения. Для вставных конструкций характерна интонация включения-с более длительными паузами.
Например: И представьте себе! Он всё же поставил этот спектакль.
Вставные конструкции резко разрывают связи между словами в предложении. По смыслу они обычно не связаны с основным содержанием предложения. Кроме того, характер их включения в речь "незапланированный" (тогда как у вводных слов и конструкций "запланированный").
Вставные конструкции как бы внезапно появляются в речи, не планируются заранее. Поэтому они не могут, в отличие от вводных слов и конструкций, стоять в начале предложения.
Например: Дисканты и альты (иногда басы и тенора) в эти хоры набирались из учеников.
Способы пунктуационного оформления вводных и вставных конструкций
Вводные конструкции выделяются запятыми и тире. Так же выделения не требуется, если слово, часто употребляющееся как вводное, является членом предложения:
Вставные конструкции выделяются скобками или тире.
Заключение
Благодаря индивидуальному проекту по русскому языку на тему "Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке" ученик узнал много о вводных словах и вводных конструкциях, также с их помощью можно выражать разные эмоции и чувства.