Проект "Суицидальные наклонности среди подростков и их причины"
В процессе проведения работы над итоговым индивидуальным проектом по психологии на тему "Суицидальные наклонности среди подростков и причины их возникновения" учащаяся 9 класса выяснила что такое "самоубийство", определила каковы его виды и причины, а также подробно описала предвестники самоубийства.
Подробнее о работе:
В исследовательской работе по психологии (обществознанию) на тему «Суицидальные наклонности среди подростков и причины их возникновения» обучающаяся 9 класса на основе собранной информации, составила подробный портрет молодого человека, склонного к саморазрушительным действиям.
Содержание индивидуального исследовательского проекта о суицидальных наклонностях среди подростков и причинах их возникновения ученицы 9 класса отражает выводы о том, что не нужно оставаться равнодушными к близкому вам человеку, следует прислушиваться и присматриваться к их поведению, чтобы вовремя оказать требующуюся ему помощь и поддержку.
Оглавление
Введение
- Предвестники самоубийства
- Классификация самоубийства
- Возможные причины самоубийства
- Личный эксперимент
Заключение
Введение
Актуальность исследования.
Самоубийство или же суицид (от лат. sui caedere «убивать себя») — преднамеренное прекращение собственной жизни, как правило, самостоятельное и добровольное. Это самодеструктивное поведение человека, которое нельзя путать с самопожертвованием. Понять причины самоубийства, осмыслить их – во многом означает сделать первый шаг к их устранению.
Самоубийство это актуальная проблема России. Наша страна входит в первую тройку государств с самыми высокими показателями самоубийств на душу населения, а по числу суицидов среди мужчин и вовсе является мировым лидером. Недавние исследования показывают, что больше всего склонны к самоумерщвлению пожилые люди старше 85 лет, однако мне хочется разобрать тему именно подросткового суицида, поскольку и сама я и мои знакомые не раз задумывались о лишении себя жизни.
Россия занимает третье место в мире по числу самоубийств среди подростков, а средний показатель суицида среди населения подросткового возраста более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире. Согласно данным Следственного комитета, в 2021 году число детских самоубийств возросло на 37,4% по сравнению с 2020 годом и составило 753 случая. В 2018 году СК зафиксировал 788 суицидов среди несовершеннолетних, в 2019-м — 737, а в 2020 году — 548.
Цель:
- Выявить подростков,имеющих тенденцию к суицидальным формам поведения.
- Изучить акцентуации характера в ранней юности.
Практическая значимость:
Результаты, полученные с помощью эксперимента, могут быть полезны в работе практических психологов работающих в общеобразовательных школах,учителям этих школ, родителям подростков, а также самим подросткам, так как указывает направление, по которому может идти коррекция эмоциональной сферы подростков с тенденциями к суицидальным формам поведения.
Предвестники самоубийства
Под влиянием многих причин люди, которые совершают самоубийство обычно считают свои трудности непреодолимыми, они не видят другого выхода, суицид кажется им решением проблем, боли и грусти. Перед самоубийством возникают определённые изменения в поведении. Они зависят от личности, темперамента, от тех условий, в которых происходит действие, от общих, психологических и социальных причин. Чаще всего человек проводит больше времени с семьей, кажется более счастливым, начинает отдавать или дарить важные для себя вещи.
Это связано с тем, что люди с суицидальным поведением обычно планируют уход из жизни за некоторое время до самого деяния, поэтому желают закончить все свои делая, попрощаться; а приподнятое настроение возникает из-за того, что самоубийца знает, что скоро страдания его жизни закончатся. Однако, каждый случай уникален: кто-то наоборот закрывается в себе, кто-то вообще никак не проявляет негативных эмоций или не меняет своё поведение. Распознать суицидента очень тяжело.
Суицидальным попыткам предшествует депрессия, отгороженность от окружающих. У дошкольников снижается заинтересованность играми, просмотром мультфильмов, вкусной едой.
Они становятся вялыми, апатичными, замкнутыми, предпочитают одиночество, могут подолгу сидеть, лежать без физической активности. Дети не хотят посещать детский сад, отказываются от встреч с друзьями, исчезает увлеченность занятиями, которые раньше приносили удовольствие. Депрессия проявляется вегетативными, двигательными расстройствами: возникают боли различной локализации, нарушается сон, аппетит, функции пищеварения. Мальчики чаще становятся раздражительными, девочки – слезливыми, подавленными. Смерть понимается как временное явление, «сон».
Школьники выражают тему самоубийства в рисунках, придуманных историях. Нередко рассказывают о способах суицида, их преимуществах, недостатках. Возможность смерти обсуждается с родителями, дети инициируют разговоры об опасности лекарств, удушья, падения из окна. Нет заинтересованности настоящим и будущим, увлеченности планами летнего отдыха, проведением Нового года, дня рождения. Дети и подростки выглядят вялыми, уставшими, речь, движения часто замедлены, иногда сменяются тревожной суетливостью, раздражительностью, плачем, рыданиями. Мотивация учиться отсутствует, школьная неуспеваемость усугубляется постоянной сонливостью, слабостью. Снижаются функции внимания, мышления. Развивается бессонница, нарушение аппетита, уменьшается масса тела.
Подростки более открыто выражают суицидальные мысли. Возможны фразы «не хочу жить», «лучше я умру», «жизнь закончится». Одержимость смертью проявляется стремлением просматривать фильмы, читать истории о самоубийцах, способах реализации суицида. Тема смерти отображается в стихах, рисунках, других видах творчества. Формируется эмоциональная отчужденность от родственников, друзей, формально отношения могут быть стабильными, посещение школы регулярным. Эмоциональная неустойчивость часто проявляется грубостью, агрессивностью. Возможны уходы из дома, увлечение опасными для жизни занятиями, равнодушное отношение к собственному внешнему виду, мнению окружающих.
У молодых людей наиболее очевидным намеком на суицидальные наклонности является злоупотребление алкоголем и наркотиками. Около половины молодых людей, совершивших самоубийство, ранее принимали лекарства, назначенные их родителям. Молодые люди, которые пытаются покончить с собой, часто характеризуются низкой самооценкой, испытывают чувство низкой ценности и бесполезности.
Классификация самоубийства
Существует множество классификаций суицидального поведения. Наибольший практический интерес представляет разделение попыток самоубийства по целям, причинам. Выделено три вида суицидальных поступков по цели:
Истинные. Действия тщательно продуманы, просчитаны, являются четкой реализацией плана. Им предшествуют изменения мышления, высказываний, поведения. Решение принимается на основе долгих раздумий о смысле жизни, своем предназначении, бессмысленности существования. Суицидальная направленность доминирует, затмевает другие эмоции, черты характера. Цель – умереть (часто достигается). Истинный суицид никогда не бывает спонтанным, хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние, мысли об уходе из жизни.
При этом даже самые близкие люди такого состояния человека могут не замечать. Истинный суицид направляется желанием умереть, которое связано с потерей жизненного смысла, самонаказанием, желанием избежать страдания. Конфликтная ситуация может длиться долго. Истинное самоубийство отличает наличие продолжительного по времени подготовительного периода, длящегося в некоторых случаях несколько лет. На подготовительном этапе особа, решившая свершить суицид, устанавливает причину и подбирает аргументы для свершения самоубийства, анализирует свою жизнь, изучает вероятные последствия деяния. Человек разрабатывает своеобразный сценарий самоубийства, изучает существующие способы лишения себя жизни, проверяет их эффективность.
За несколько дней до момента планируемого суицида наступает период термального поведения. Такая модель предусматривает деяния, которые как бы завершают все начинания человека в жизни. Суицидент старается расплатиться с кредиторами, продает или дарит свой бизнес, закрывает счета, избавляется от имущества. Он может пойти на контакт с давними врагами с целью вымолить у них прощение. Он затевает уборку в квартире и избавляется от личных вещей. Он может совершать визиты к друзьям и знакомым, чтобы с ними попрощаться.
Демонстративные. Попытки самоубийства схожи с театральными действиями, организуются с расчетом на присутствие «зрителей». Выступают как способ проведения диалога с близкими людьми. Цель – быть услышанными, привлечь внимание к своим проблемам, получить помощь. Иногда действия заканчиваются смертью из-за просчетов плана. Среди подростков причиной демонстративного суицида может быть желание продемонстрировать свою «взрослость», стремление обрести популярность среди ровесников. Многие юные самоубийцы попрощались с жизнью ради подражания известным людям. Повышенный риск суицида присутствует у подростков, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Маскированные. Скрытые суицидальные действия совершают подростки, осознающие, что самоубийство не является правильным способом решения проблем. Самоубийство реализуется косвенными способами – занятиями экстремальными видами спорта, участием в драках, скоростной ездой на автомобиле, мотоцикле, опасными путешествиями, употреблением наркотиков. Чаще всего истинная цель не осознается либо осознается частично.
Давид Эмиль Дюркгейм, французский социолог, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки, а также автор книги "Самоубийство" 1897 года. В ней он выводит другую классификацию суицида. Вот некоторые виды, представленные там:
- Эгоистическое самоубийство
- Альтруистическое самоубийство
- Анемическое самоубийство
Эгоистическое самоубийство характеризуется следующими признаками: бесстрастием, томной меланхолией, наслаждением собой, рациональным безразличием скептика. Его характерной чертой является апатия, безразличность к окружающему миру, или другими словами – признаки депрессивного расстройства личности. Всякие дела, государственная служба, полезная работа, даже домашние обязанности внушают суициденту только чувство безразличия и отчуждения. Он не выносит соприкосновения с внешним миром, наоборот, мысль и внутренний мир приобретают столько же, сколько теряется внешняя способность к действию.
Когда человек закрывает глаза на все вокруг, он в основном обращает внимание на состояние своего сознания; он выбирает его как единственный предмет своего анализа и наблюдений. Но из-за этой исключительной концентрации он только углубляет пропасть, отделяющую его от окружающего мира; с того момента, как индивид начинает заниматься только собой, он больше не может думать о том, что не касается только его, и, углубляя это состояние, он увеличивает свое одиночество. Если вы интересуетесь только собой, вы не можете найти причины интересоваться чем-то другим. Человек, вся деятельность которого направлена на внутреннюю мысль, становится нечувствительным ко всему, что его окружает.
Если он любит, то не для того, чтобы отдать себя другому существу и соединиться с ним в плодотворном союзе; нет, он любит для того, чтобы иметь возможность размышлять о своей любви. Его страсти только кажущиеся, потому что они бесплодны; они рассеиваются в пустой игре образов, не производя ничего существующего вне себя. Все эти различные черты относятся к эгоистическому самоубийству. Нет никакого сомнения в том, что они являются результатом и выражением специфической природы этого конкретного типа самоубийства. Эта нелюбовь к действию, эта меланхолическая отстраненность от окружающего мира-результат преувеличенного индивидуализма, с которым мы охарактеризовали выше этот тип самоубийства.
Признаки альтруистического самоубийства - страстная или волевая энергия, спокойное чувство долга, мистический энтузиазм и спокойное мужество. Субъект часто, вместо того чтобы печально размышлять о своей судьбе, относится к ней весело и легко. Он сознает свой эгоизм и вытекающие из него логические следствия, но заранее принимает их и продолжает жить как ребенок или животное, с той лишь разницей, что он осознает, что делает тавит перед собой одну задачу – удовлетворить свои личные потребности, даже упростив их для того, чтобы, вероятно, быть в состоянии их удовлетворить. Зная, что он не может надеяться ни на что другое, он не требует ничего другого, всегда готовый, если он не в состоянии достичь этой единственной цели, отделить себя от своего бессмысленного существования.
Анемическое самоубийство характеризуется раздражением, отвращением, горячим протестом против жизни вообще или определенного человека (убийство, сопровождающееся самоубийством). Во-первых, исполнение его всегда носит характер страсти, а во-вторых, страсть, которая его вдохновляет, имеет совершенно иное происхождение. Не может быть речи ни об энтузиазме, ни о религиозной вере, ни о морали, ни о политике, ни о какой-либо военной доблести; есть гнев и все, что обычно сопровождает разочарование.
Причины самоубийства
Причин самоубийства бесчисленное множество, и каждый человек – индивидуальный случай с индивидуальными причинами и целями. Вот некоторые возможные причины:
Неудачная любовь, пережитое сексуальное или физическое насилие, регулярные издевательства сверстников. Неудачи в учебной деятельности, провалы творческих проектов, трудности в профессиональной сфере также могут подтолкнуть человека к суициду. Бывает так, что в сознании закрепилась сильная привязанность к кому-то или чему-то и весь мир сжимается до размеров этого объекта. Это иллюзия. Мир как был огромный, таким и остался.
В нём всё также куча поводов для счастья, нужно просто оглядеться по сторонам. Мир каждый день другой, в нём всё постоянно меняется. И этот объект привязанности тоже со временем изменится, и те привлекательные черты, которые вызывают привязанность, со временем пропадут. Это неизбежно. Никто не может вечно оставаться на одном месте, в одном и том же состоянии. А значит и привязанность со временем тоже пропадет.
Переживаемое гнетущее чувство одиночества. Социальная изоляция, вынужденное выпадение из общества, отсутствие полноценных контактов в человеческом сообществе может вызвать у субъекта мысли о самоубийстве. К причинам самоубийств также относят пребывание индивидуума в экстремальных условиях, в который адекватный человек попросту не может выжить.
Финансовые проблемы человека: банкротство предприятия, потеря работы, невозможность трудоустроиться, трудновыполнимые кредитные обязательства, утрата источника доходов. Привести к краю пропасти может внезапное изменение социального статуса, потеря авторитета у общества.
Очень часто причиной суицида становятся некорректные и бестактные деяния близкого окружения, буллинг, например, разглашение конфиденциальной информации о сексуальной ориентации субъекта. Подвести к принятию решения о суициде может клевета в адрес индивидуума, его умышленное психическое травмирование, систематические унижения его достоинства.
Спусковым крючком к добровольному уходу из жизни может стать тяжелый соматический недуг, особенно неизлечимые онкологические заболевания с интенсивным болевым синдромом. Причина суицидальных действий – недавно перенесенные хирургические операции. Склонны к совершению самоубийства люди, имеющие врожденные или приобретенные уродства, инвалиды, прикованные к коляске и не имеющие шансов на выздоровление. Довольно часто мотивация суицида определяется у людей, которые хронически испытывают непереносимые боли.
Риск свершения самоубийств увеличивает наличие: поражений сердечно-сосудистой системы; заболеваний опорно-двигательного аппарата; болезней мочеполовой системы, в частности – присутствие искусственной почки; ВИЧ-инфекции; хронических патологий легких, например, бронхиальной астмы; рассеянного склероза; системной красной волчанки; язвенных поражений органов пищеварительной системы. Некоторые ученые утверждают, что существует также наследственная предрасположенность к суициду.
Часто ожидания детей или родителей нереалистичны. Более того, подростки могут думать, что без них семьям будет лучше. В этих случаях они чувствуют себя биологическими аутсайдерами, осознают, что не идут в ногу со своими родителями и не подходят в качестве приемлемых членов семейного круга. Кроме того, у них часто возникает чувство собственной нежелательности без всякой причины, они уверены, что их родители не хотели, чтобы они родились. Это называется феноменом «отвергнутого ребенка».
Изменения в поведении также происходят под влиянием депрессии. Человек начинает чувствовать, что он не представляет никакой ценности для других, и он может дать волю гневу на себя и на тех, кто его отверг. Те, кто оказывается в таком положении, часто изолируют себя от других и считают, что делить свои трудности с кем-то может привести к еще большему отчуждению и унижению.
Часто просьбы о помощи от таких людей некорректны, самоуничижительны, таким образом они хотят показать, что не верят в искреннее отношение к себе со стороны своих близких. Эта изоляция может еще больше обострить у них чувство никчемности собственного существования и усилить их неспособность находить конструктивные решения проблем. Гнев, который испытывают такие люди, рано или поздно может вызвать у них желание наказать себя, и они начинают думать о самоубийстве.
Неспособные найти другие пути решения своих проблем, они считают смерть одним из способов положить конец этим проблемам и достичь целей, которые не могут быть достигнуты в жизни. Эта мысль дает им ощущение силы. Может быть, они видят в самоубийстве способ повлиять на других, наказать их. Они логически обосновывают самоубийство сначала как подходящий способ решения возникших проблем, а в конечном счете-как единственный. Поэтому они в конце концов впадают в то, что психологи называют «ограниченным мышлением», видя единственную альтернативу в смерти или жизни в страдании.
Рассмотрев основные социально-психологические признаки человека, совершающего суицид, в зависимости от видов самоубийства, возраста, влияния депрессии и т. д., можно составить портрет молодого человека, склонного к саморазрушительным действиям:
- Заметное изменение привычного поведения человека;
- Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение хотя бы последних дней;
- Частые жалобы на соматическое недомогание (боли в животе, головные боли, постоянная усталость, частая сонливость);
- Необычно пренебрежительное отношение к внешнему виду;
- Постоянное чувство одиночества, ненужности, вины или грусти;
- Чувство скуки при проведении времени в знакомой обстановке или выполнении работы, ранее приносившей удовольствие;
- Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в одинокого человека расстройства внимания со снижением качества выполняемой работы;
- Погружение в мысли о смерти;
- Отсутствие планов на будущее; внезапные приступы гнева, часто возникающие из-за мелочей; приобщение к алкоголю или наркотикам или их повышенное потребление.
Таким образом, мы видим, что психологическая формула самоубийства не так проста, как принято думать. Сказать, что он устал, испытывает отвращение к жизни, не значит определить эту формулу. Под влиянием социальных, социально-психологических и психологических причин у человека, решившегося на самоубийство, наблюдаются изменения в поведении. Поведение может меняться постепенно или внезапно. Чтобы предотвратить намерение подростка совершить самоубийство, необходимо вовремя заметить изменения, определить наиболее значимый уровень риска совершения самоубийства и использовать все необходимые технические средства для его предотвращения. К сожалению, далеко не всегда получается увидеть и распознать проблемы. Поэтому я решила провести опрос среди друзей и их знакомых:
В нашем эксперименте было 30 человек 15-16 лет. С помощью опросника, выявлено 12 подростков с суицидальным поведением, Которые хотели уже и пытались закончить жизнь самоубийством.
Ребята должны были выделить, какие из перечисленных причин вызывали у них склонность к суициду
- Одиночество
- Неразделенные чувства
- Нестандартная ориентация
- Разрушение этнических традиций
- Семейные конфликты
- Неудачная любовь
- Половая несостоятельность
- Оскорбление, унижение подростка
- Конфликты с работой или учебой
- Недопонимание окружающих
В ходе эксперимента мы выяснили,что большая часть детей страдает от личных взаимоотношений с людьми и от результатов их работ в учебе. Часто в ответ на потерю интереса у ребёнка к школе родители начинают на него давить и критиковать, пытаясь заставить учиться. Все чаще в школе забывают о роли школы в воспитании. Фактически школа оставила на себе только обучающий процесс. Школа считает долгом дать знания по предметам, а затем проверить эти знания с помощью экзаменов. Современная школа считает, что если ребенок успешно сдает ЕГЭ, то это успешное завершение школы. Школа озадачена проверкой знаний учеников, экзаменов.
Главное в тяжелые моменты — никому не причинить вред, в том числе и себе. Счастье не в стремлении владеть чем-то, что завтра окажется пустым, а в гармонии с изменяющимся миром, в способности вредные вещи пропускать мимо, а полезные каждый новый день находить и радоваться им.
Любой суицидальный акт оказывает огромный эмоциональный след у всех вовлеченных лиц. Врач, члены семьи и друзья могут испытывать чувство вины, стыда и угрызений совести по поводу неудавшегося предотвращения самоубийства, а также чувства гнева по отношению к умершему человеку.
Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал (Р.Алеев).
Заключение
В рамках индивидуального проекта мы успешно вывели некоторые причины возникновения суицидальных наклонностей среди подростков, однако, нельзя забывать, что каждый случай и человек по-своему уникален.
Не оставайтесь равнодушными к близкому вам человеку: супругу, ребенку, другу. Остановитесь и прислушайтесь к его словам, присмотритесь к его поведению, и прислушайтесь к себе, возможно именно в этот момент с ним что-то происходит и его душа кричит, взывая о помощи и вы, именно тот, кто способен вернуть его к жизни объявляя своим присутствием поддержку, в которой он так нуждается!
Я рада, что в рамках индивидуального проекта о причинах возникновения суицидальных наклонностей среди подростков мы взялась исследовать эту крайне сложную, но интересную тему. Во время работы над исследовательским проектом я многое осознала и приняла, нашла пересечения с собственными мыслями и побуждениями.