В рамках итогового индивидуального проекта по литературе на тему "Усадьба Остафьево" учащиеся 9 класса изучили историю усадьбы, которая была построена в конце XVIII века при князе Андрее Вяземском и была в прежние времена литературным центром Москвы, где собирались ключевые фигуры Золотого века русской поэзии.
Подробнее о работе:
При работе над исследовательской работой по литературе на тему «Усадьба Остафьево» обучающиеся 9 класса рассмотрели интерьеры дома (библиотеки, гостиную, большую столовую и другие комнаты), а также подробно описали достопримечательности и памятники парка, разнообразив работу фотографиями.
В содержании индивидуального исследовательского проекта по литературе об усадьбе Остафьево учеников 9 класса отражены выводы о том, что работа станет очень полезной для многих людей, имеющих интерес к истории и внешнему виду усадьбы, собранная информация будет своего рода путеводителем по историческому месту.
Оглавление
Введение
1. История усадьбы
2. Интерьеры дома
2.1 Библиотеки
2.2 Гостиная и большая столовая
2.3 Комнаты второго этажа
3. Достопримечательности парка
3.1 Памятники
Заключение
Введение
Остафьево — бывшая загородная усадьба Вяземских-Шереметевых в селе Остафьево. Построена в конце XVIII века при князе Андрее Вяземском, предположительно по проекту зодчего Ивана Старова.
Усадьба была литературным центром Москвы, где собирались ключевые фигуры Золотого века русской поэзии. С 1899 года в усадьбе работал пушкинский музей, ликвидированный в 1930-е годы. В 1988 году усадьба получила статус федерального музея. В 1995 году включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
С 1991 года директором усадьбы был Анатолий Коршиков, который в 2017 году был отмечен советом Новой Пушкинской премии и получил диплом «За служение истории российской словесности»; с 2018 года — советник директора музея-усадьбы, скончался 20 октября 2020 года.
1. История усадьбы
Место, где сейчас находится усадьба Остафьево, впервые упоминается в 1340 году в духовной грамоте Ивана Калиты. В XVII веке село носило название «Климово, Нечаево тож». В то время эти земли принадлежали Прокопию Ляпунову, который и основал усадьбу.
Во второй половине XVII века её владельцем был князь Николай Львов и его наследники, в начале XVIII века — граф Пётр Апраксин, затем — князь Яков Алексеевич Голицын. Название села происходит от фамилии помещика, полуголовы московских стрельцов, владельца окрестных сел Родиона Григорьева Остафьева. В переписных книгах 1704 года и более ранних годов ему принадлежало соседнее сельцо Рязанов.
В 1751 году имение выкупил купец Кузьма Матвеевич Матвеев. На рубеже 1750—1760-х годов он отстраивал Остафьево, созданный им ансамбль строений определил главные черты пространственной структуры композиции будущей усадьбы, которая была перестроена следующим владельцем Андреем Вяземским. Он снёс все старые постройки и на месте каменного дома построил дворец с флигелями. При нём в Остафьево гостили Иван Дмитриев, Василий Жуковский, Василий Пушкин. Двенадцать лет — с 1804 по 1815 год — в Остафьеве жил и работал Николай Михайлович Карамзин, женатый на старшей дочери Андрея Вяземского. Для него был построен отдельный флигель, где были написаны первые восемь томов «Истории государства Российского».
В 1865 году усадьба перешла сыну Петра Вяземского — Павлу, который также был литератором. Князь коллекционировал собрания живописи, графики, прикладного искусства. Он обставил в средневековом вкусе Готический зал усадьбы, где были выставлены «ранние доски» — картины средневековых немецких художников, привезённые им из Германии. Основная часть художественного собрания Вяземского в настоящее время принадлежит московскому Пушкинскому музею.
После смерти князя в 1888 году имение унаследовал его сын Пётр, который жил в Петербурге и практически не приезжал в Остафьево. Через десять лет он продал усадьбу мужу своей сестры Екатерины Павловны — графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву. Шереметев стремился сохранить для потомков дворянскую культуру.
В 1899 году, к столетию со дня рождения Пушкина, он превратил усадьбу в общедоступный пушкинский музей. В 1911 году по проекту Николая Панова Сергей Шереметев установил в парке памятник Николаю Карамзину, а в 1913 году — Александру Пушкину, Петру Вяземскому, Василию Жуковскому и Павлу Вяземскому.
Усадьба Остафьево была построена на рубеже XVIII—XIX веков князем Андреем Вяземским предположительно по проекту зодчего Ивана Старова. На участке был возведён двухэтажный дворец с двумя флигелями в стиле классицизма, соединённые открытой колоннадной галереей. Главным элементом фасада усадебного дома является шестиколонный портик коринфского ордера, который завершается треугольным фронтоном. Он также был украшен бельведером, который позднее разобрали (воссоздан в 2012 году). При постройке комплекса был также разбит пруд и липовая аллея.
Каждое поколение владельцев дома вносило незначительные изменения в планировку, но в целом она оставалась неизменной до середины 50-х годов XX века, когда здание капитально перестроили. В настоящее время комплекс музея состоит из главного дома с двумя флигелями и парком площадью 21 га. с хвойной и берёзовой рощей, липовой аллеей, прудом, памятниками Николаю Карамзину, Павлу и Петру Вяземским, Александру Пушкину и Василию Жуковскому. По данным «OpenEconomy», музей посещают более ста тысяч человек в год.
2. Интерьеры дома
Кабинет Карамзина, 1910 год. Овальный зал и вестибюль Композиционным центром дома являются вестибюль и овальный зал. Зал предназначался для приёмов. Торжественность ему придавали шестнадцать коринфских полуколонн из искусственного мрамора, стены украшал декоративный фриз с изображением мифических существ и животных. С южной стороны над входом находилась ниша с хорами для оркестра. В 80-е годы XIX века Вяземский вместе с художником из Италии Сан-Джованни расписал плафон овального зала изображениями родных и знакомых, одетых в маскарадные костюмы.
К овальному залу примыкала Парадная столовая, где сейчас размещается экспозиция, посвящённая Андрею Вяземскому. В зале стоят столики екатерининского времени и мебель стиля Людвига XV: стулья, банкетки, кресла. В вестибюле были представлены экспонаты искусства XV-XVI веков, памятники ранне-немецкой пластики XV—XVI веков, 90 картин старо-немецких и нидерландских мастеров и полотно неизвестного художника XVII века «Христос у Марфы и Марии». Помимо этого, здесь хранились гравюры Альбрехта Дюрера и рукописи на пергаменте.
2.1 Библиотеки
На первом этаже дома располагались три библиотеки: Андрея Ивановича, Петра Андреевича и Павла Петровича Вяземских. В кабинете основателя усадьбы стояли высокие книжные шкафы, кресло-кровать, круглый стол и стулья из красного дерева, на стенах висели портреты императоров и государственных деятелей России. На камине из жёлтого мрамора стояли часы французского мастера Тома, на книжных шкафах — бюсты Лафонтена, Мольера.
Библиотека Андрея Вяземского содержала богатейшее собрание книг в кожаных переплётах XVIII века по разным отраслям знания, произведения Руссо, Вольтера и других популярных авторов, а также книги, принадлежавшие его отцу, Ивану Андреевичу Вяземскому и деду по линии матери, князю Долгорукому.
Библиотека Петра Андреевича Вяземского насчитывала 5 тысяч томов сочинений поэтов и писателей пушкинской поры, большое количество журналов и альманахов, которые хранились в шкафах с витринами. В его кабинете стоял письменный стол, диван 1870-х годов с вышивкой его жены Веры Фёдоровны Вяземской, на стенах висели портреты семьи. В библиотеке Павла Петровича Вяземского, где устраивались домашние спектакли, были собраны книжные раритеты: инкунабулы, альдины, эльзевиры, рукописи жития XVI—XVIII веков.
В ней также хранилось 10 тысяч гравюр второй половины XV — начала XVI века с религиозными сюжетами и гравюры XVIII века. Библиотека князя была обставлена высокими шкафами из красного дерева со шкафчиками внизу, стены украшали портреты государей, учёных и деятелей французской революции.
2.2 Гостиная и большая столовая
Гостиную украшали пятьдесят полотен итальянских художников разных эпох, мраморные бюсты императоров Клавдия и Нерона и барельефы Геннинга с произведений Рафаэля. Убранство гостиной составляли ларец-кабинет XVII века с пластинами из моржовой кости и ящичками, украшенными расписными эмалевыми вставками с библейскими сценами, два шкафчика, бюро из красного дерева, резные геридоны и изделия из бронзы, венецианское зеркало начала XVIII века.
В Большой столовой стояли два монастырских шкафа XVII века с фигурами Богоматери и святых и сценами из Священного Писания. С ними сочетались старо-немецкие стулья, канделябры и стены, увешанные оружием разных народов. На шкафах хранились изделия из фарфора, хрустальные стаканы с росписью XVIII века, посуда из фаянса и глины ручной работы. Столовую украшала коллекция художественного металла, состоящая из двух медных блюд 1573 года с чеканным изображением Адама и Евы, подноса 1660 года, ступки 1695 года, персидских павлинов, самоваров, а также серебряных кубков и кружек начала XVIII века.
2.3 Комнаты второго этажа
На втором этаже находились музейные и жилые комнаты. Сохранилось описание жилых комнат с 1889 года: они были с низкими потолками и широкими подоконниками, на стенах висели портреты мыслителей и писателей. В жилых комнатах преимущественно стояла мебель времён Николая I и старая остафьевская. В карамзинской комнате хранились реликвии Александра Пушкина: стол, камышовая трость, жилет, перчатка и его чугунный бюст. В комнате Андрея Ивановича Вяземского была симметрично расставлена мебель и развешаны гравюры французских и английских мастеров.
В «образной» хранились произведения древнерусского искусства, собранные его внуком Павлом Петровичем, предметы крестьянского быта, издания Общества любителей древней письменности, основанного в 1877 году. В одной из верхних комнат Павел Вяземский собрал произведения русской живописи: эскизы Владимира Боровиковского «Св. Георгий» и «Неразумные девы», эскиз к картине «Покорение Казани» Карла Брюллова и др. В комнате Марии Аркадьевны Вяземской, жены Павла Вяземского, висели семейные портреты, стояли диван, столик и шкаф, кровать и комод с канделябром.
3. Достопримечательности парка
1. Троицкая церковь 2013 год
2. Беседка 2013 год
3. Горбатый мостик и Большой пруд 2009 год
3.1 Памятники
Памятник Жуковскому (автор — Николай Панов) также открыл Шереметев в 1913 году. Это—обелиск из серого гранита на постаменте в виде усечённой пирамиды. Бронзовые элементы памятника отлиты в мастерской Гвидо Нелли. Изображение поэта выполнено с оригинала портрета кисти художника Франца Крюгера. Пьедестал украшают строки из стихотворения «Царскосельский лебедь» Василия Жуковского.
Памятник Александру Пушкину
Открыт в 1913 году. Памятник выполнен по проекту Николая Панова. Бронзовая фигура отлита на фабрике «А.Моранъ» в Петербурге с гипсового оригинала, который сделал Александр Михайлович Опекушин. На лицевой грани установлен барельеф с изображением Пушкина, сидящего в Овальном зале, на боковых гранях — строки из его произведений. Памятник отреставрировали в 1999 году.
Памятник Карамзину авторства Николая Захаровича Панова открыт в 1911 году (при Сергее Дмитриевиче) к 100-летию меморандума «Записка о древней и новой России». На пьедестале установлена бронзовая композиция из свитка и чернильницы с пером и семи томов «Истории государства Российского». На лицевой грани изображён портрет историка, на задней — строки из письма Карамзина Николаю Кривцову.
Памятник Павлу Вяземскому
Бронзовый памятник по проекту Николая Панова, тоже отлитый в мастерской Нелли, установили в 1914 году. На пьедестале изображены факелы и герб князей Вяземских.
Заключение
Вот и подошла к завершению наша работа по литературе над исследовательским индивидуальным проектом по усадьбе Остафьево. Благодаря проектной работе мы открыли для себя новый литературный центр Москвы. Нам понравилось собирать информацию и создавать эту работу. Опубликовав её, мы будем рады если кому-то она покажется познавательной.