Индивидуальный проект на тему "Аниме"
При работе над итоговым индивидуальным проектом по ИЗО и МХК на тему "Аниме" учащаяся 9 класса изучила что такое аниме, разобралась в истории появления и развития аниме, узнала каковы основные визуальные характеристики аниме, а также подробно описала почему в аниме рисуют на столько большие глаза.
Подробнее о работе:
Обучающаяся 9 класса в рамках исследовательской работы по ИЗО и МХК на тему «Аниме» выделила и классифицировала существующие в настоящее время жанры аниме, которые полностью зависят от пола и возраста их зрителей, а также подобрала к каждому из них яркие иллюстрации в качестве примера.
В содержании индивидуального исследовательского проекта об аниме ученицей 9 класса отражены выводы о том, что аниме это общий понятие, собирающее в себе всю японскую анимацию, а именно мультики для детей и, конечно же, серьезные произведения для взрослых на различные, волнующие их темы.
Оглавление
Введение
- Как и когда появилось аниме.
- История аниме.
- Почему в аниме рисуют такие большие глаза?
- Жанры аниме.
Введение
Цель работы: рассказать больше о культуре аниме.
Как и когда появилось аниме
Аниме — это общий термин для всей японской анимации: от мультиков для детей до серьезных произведений на взрослые темы.
Аниме зародилось в 1917 году, когда японские художники впервые попробовали “оживить” свои рисунки по примеру западных мультипликаторов.
Первой японской анимационной работой считается пятиминутный “Новый альбом набросков” (Dekoboko shin gachou, 1917) режиссера и художника Дэкотэна Симокавы, который анимировал свои рисунки. В тот же год вышла работа Сэйтаро Китаямы “Сражение краба и обезьяны” (Saru kani kassen) на сюжет одноименной японской сказки.
Однако до 1960-х годов японская анимация развивалась не так быстро, как западная.
Когда в Америке в 1932 году Уолт Дисней выпускает первый цветной мультфильм “Цветы и деревья”, в Японии открывается лишь первая студия, специализирующаяся на анимации, — Masaoka Film Production, которая годом позже снимает первое японское аниме со звуком: “Мир силы и женщин” (Chikara to onna no yononaka).
Для примера, первый мультфильм со звуком на Западе вышел на 5 лет раньше, в 1928 году, — “Пароходик Вилли”.
В 1937 году Уолт Дисней выпустил свой первый полнометражный цветной мультфильм “Белоснежка и семь гномов”, а в Японии первое полнометражное цветное аниме появилось только в 1958 году — “Легенда о белой змее” режиссера Тайдзи Ябуситы.
История аниме
Но все изменилось в 1963 году с выходом черно-белого анимационного сериала “Могучий Атом” (Astro Boy), снятого по одноименной манге Осаму Тэдзуки, про доброго мальчика- робота, который борется со злом.
Сериал стал дико популярен: по всему миру продали порядка 100 млн копий оригинальной манги, его перевели на английский и транслировали в США, Австралии, Канаде и странах Азии. Журнал Empire поместил Могучего Атома на 43-е место в списке величайших персонажей комиксов. А IGN отдала “Могучему Атому” 86-е место в списке самых популярных мультипликационных сериалов. По словам Фредерика Шодта, американского автора книг о культуре Японии, “Могучий Атом” стал одним из национальных символов этой страны.
IGN отдала “Могучему Атому” 86-е место в списке самых популярных мультипликационных сериалов. По словам Фредерика Шодта, американского автора книг о культуре Японии, “Могучий Атом” стал одним из национальных символов этой страны.
“Могучий Атом” заложил визуальные и сюжетные основы японской анимации и дал толчок к ее дальнейшему развитию. Так, “большие глаза”, приписываемые всем аниме, впервые появились у Могучего Атома. Кстати, продолжение сериала — “Могучий Атом — космический герой” — стало первым полнометражным аниме по мотивам ТВ- сериала.
Другие студии поняли, как это удобно — адаптировать многосерийную мангу под ТВ-формат, и один за одним стали выпускать аниме-сериалы: “Белый лев Кимба”, “Ведьма Салли”, “Секрет Акко- тян” и др.
Также один из популярнейших жанров манги и аниме — сёнэн (о жанрах подробнее поговорим ниже) — тоже обязан своей популярностью “Могучему Атому”, так как это аниме популяризовало сюжеты про мальчика с необычными способностями, который борется с трудностями и на протяжении сюжета взрослеет. “Dragon Ball”, “Наруто”, “One Piece” и другие популярные сёнэны продолжают эту традицию.
Почему в аниме рисуют такие большие глаза
Какие основные визуальные характеристики аниме? Это экспрессивность во всём, динамика даже в исключительно статичных сценах, реакция персонажей на пределе переигрывания. В этом плане вы никогда не перепутаете аниме ни с чем другим.
Ahriman aka Дмитрий Грозов, российский художник в стиле аниме
Киновед Борис Иванов в книге “Введение в японскую анимацию” отмечает, что в аниме графика обычно подчиняется установленным жанровым канонам. Это справедливо для ТВ-сериалов, которые рассчитаны на узкую целевую аудиторию и подстраиваются под нее.
Одной из главных визуальных особенностей аниме часто называют “большие глаза” персонажей. Однако тут стоит оговориться: все же первые показанные в аниме “большие глаза” создатель “Могучего Атома” Осаму Тэдзуки срисовал с мультфильмов Уолта Диснея, так что эта техника изначально была заимствованной.
Сейчас “большие глаза” рисуют преимущественно из соображений символизма: чтобы наглядно подчеркнуть дружелюбие персонажа, его наивность, молодость, эмоциональность и открытость миру. Часто встречается у кавайных (милых, обаятельных) девушек. Однако у отрицательных, взрослых и пожилых персонажей, наоборот, глаза узкие и маленькие, так что говорить о единообразии здесь не приходится.
Отдельной визуальной манерой также считается стиль Тиби, в котором у персонажей непропорционально большие головы и маленькие туловища. Такой стиль используют в комедиях и детских аниме, чтобы подчеркнуть комичность персонажей и ситуаций.
Однако поскольку аниме объединяет работы всех японских мультипликаторов, в целом сложно говорить об единстве визуальных характеристик. Включите одновременно “Железобетон” Майкла Ариаса и “Твое имя” Макото Синкая и попробуйте привести их к общему знаменателю. Вряд ли это получится, визуальный стиль заметно отличается, хотя и то, и то — аниме.
Жанры аниме
Чтобы понять, насколько разным бывает аниме, стоит взглянуть на многообразие его жанров. Если брать традиционную жанровую структуру для кино — фантастика, детектив, триллер, комедия и пр., — то в каждом жанре наберется с десяток аниме- шедевров. Чего стоит триллер “Тетрадь смерти”, киберпанк “Призрак в доспехах”, драма “Актриса тысячелетия” или фэнтези “Принцесса Мононокэ”
Однако есть и другая жанровая иерархия, чисто японская, которая зависит от пола и возраста зрителей. Так, на основе этих критериев автор “Введения в японскую анимацию” выделяет 5 больших разделов:
Кодомо — аниме для младшеклассников, без жестокости и насилия, с простым и веселым сюжетом. Популярные кодомо: “Покемон”, “Мой сосед Тоторо”, “Дораэмон”.
Сёнэн — аниме для парней-подростков (до 18 лет) про драки, дружбу и приключения. Примеры: “Шаман Кинг”, “Наруто”, “Блич”, “Боец Баки”.
Сёдзё — аниме для девочек-подростков (до 18 лет) про нежную романтику, первую любовь, дружбу. Популярные сёдзё: “Сейлор Мун”, “Кэнди-Кэнди”, “Неудержимая юность”, “12 лет”.
Сэйнэн — аниме для молодых и взрослых мужчин: серьезные темы, глубоко проработанный сюжет, психологизм, жестокость, черный юмор. Примеры: “Ковбой Бибоп”, “Самурай Чамплу”, “Берсерк”, “Монстр”, “Мастер Муси”.
Дзёсэй — аниме для женщин про отношения, драмы, глубокие переживания, потери близких. Примеры: “Нодамэ Кантабиле”, “Кланнад”, “Нана”.