Проект на тему "Зачем человечеству искусство"
При работе над итоговым индивидуальным проектом по истории на тему "Зачем человечеству искусство" учащаяся 9 класса подробно изучила историю появления и этапы развития искусства, разобравшись в основных теориях, выяснила, классифицировала и описала какие существуют основные функции искусства.
Подробнее о работе:
Обучающаяся 9 класса в рамках научно-исследовательской работы по истории на тему «Зачем человечеству искусство» определила каким образом согласно научным предположениям искусство повлияло на жизнь человека, а также выяснила какова же роль искусства для современного общества.
В содержании индивидуального исследовательского проекта по истории о пользе искусства для человечества ученицей 9 класса отражены выводы о том, что искусство даёт нам ключ к культуре, к пониманию смыслов, а также развивает мозг, расширяя творческие возможности, расширяет картину мира, делает возможным то, что раньше было невозможным.
Оглавление
- Как появилось искусство.
- Функции искусства.
- Как это повлияло на жизнь человека.
- Роль искусства для современного общества.
Заключение
Как появилось искусство
Виды искусства – конкретные способы освоения мира, воплощающие образы в определённых материалах (литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство, компьютерная графика, реклама).
По современным данным считается, что зарождение искусства начинается со времен палеолита, около 30-40 тысяч лет до н.э. Одними из первых проявлением искусства были танцы, наскальные рисунки и песни. Научная археология начала активно развиваться в XIX в. В западной Европе обнаружено около 300 пещер, сохранивших на своих стенах произведения палеолитического искусства.
Около 70 из них отнесены к категории «гигантов». Больше всего пещер открыто во Франции – 150, в Испании 130, в Италии – 25. Самая северная пещера расположена в Британии. Самая северная пещера расположена в Британии.
В России преобладало преимущественно портативное искусство (резьба по кости, скульптуры из бивня) обнаруженные в районе бассейна Верхней Волги (Зарайск, Сунгирь) и среднего Дона (Костенки), за Уральским хребтом в бассейне Верхнего Енисея, Забайкалье, на Ангаре.
Палеолитическое искусство Европы представлено двумя видами памятников:
- Монументальное искусство – Живопись и гравюра на стенах пещер.
- Мобильное (портативное) – резьба по кости, раскрашенные гальки, скульптуры из мягкого камня, обожженной глины.
Линия, контур, силуэт
Линия – как явление была освоена уже в начале верхнего Палеолита.
Криволинейные, или меандровые, рисунки покрывают стены пещер иногда до 6 метров. Меандры несли определенную смысловую нагрузку. Возможно, это знаки освоения пещерного пространства и маршруты, по которым двигались предки или души людей.
Существует несколько теорий по возникновению искусства:
- Марксистско теория, основанная на материалистическом понимании истории, согласно которой искусство рождается в результате трудовой деятельности человека, а эстетические чувства возникают в ходе общественного развития.
- Теория прагматизма. Создание первых произведений искусства преследовало чёткие цели: общение, объединение общины, познание мира, передачу информации от взрослых детям об окружающем мире.
- Магическая теория. Корни искусства лежат в магических обрядах, связанных с удачей в охоте.
- Божественная теория. Духовное начало человека предопределило появление искусства.
Функции искусства
- Познавательная. Искусство служит способом познания и освоения мира.
- Эстетическая. Способствует созданию эстетических вкусов и предпочтений личности.
- Ценностно-ориентирующая. Искусство помогает людям выбирать жизненные ориентиры, разбираться в системе ценностей конкретного общества, формировать мировоззрение.
- Воспитательная. Способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей личности.
- Компенсаторная. Приводит внутреннюю жизнь человека к гармонии, наглядно свидетельствует об истине, добре, красоте в мире, а также стабилизирует психическое состояние личности.
- Коммуникативная. Лежит в основе межличностного общения: зрителей между собой по поводу произведения и зрителя с автором.
- Информационная. Искусство просвещает и распространяет знания.
Как это повлияло на жизнь человека
Согласно научным предположениям, искусство может влиять на жизнь человека следующим образом:
Повышение уровня счастья: созерцание произведений искусства повышает активность в части головного мозга, которая отвечает за удовольствие, и на 10% увеличивает приток крови в мозг.
Снижение уровня стресса. Помогает выровнять эмоциональный фон и улучшить ментальное здоровье.
Развитие креативного и творческого мышления. Активирует нейроны мозга, что способствует приливу вдохновения у зрителя.
Улучшение концентрации внимания и развитие аналитического мышления. Учит находить связи между событиями истории и распознавать их влияние на культуру.
Развитие эмоционального интеллекта. Вызывает эмоциональный отклик, учит рассказывать о своих чувствах и сопереживать другим.
Роль искусства в развитии общества
Искусство поднимает вопросы, актуальные для всего общества. На сегодняшний день существует множество театрализованных представлений о домашнем насилии. Есть проблема замалчивания этой проблемы, принятия жертвами побоев как данности. Мы все знаем, что это происходит в реальности, но нам кажется, что это где-то далеко.
Благодаря искусству мы начинаем осознавать, что всё это находится где-то рядом, что это проблема не одного человека, а целого общества. Искусство также заставляет нас задуматься о происходящем в мире, указывая на существующие в обществе проблемы, решая которые, не только человек, но и всё человечество становится лучше.
С помощью песен, танцев, каждый народ стремился выразить своё понимание мира и жизни. В этом и раскрывается самобытность культуры и искусство в том числе. С каждым поколением оно постоянно совершенствуется. Уже сегодня нельзя представить себе жизнь без кинофильмов, художественных выставок, театров, музеев.
Заключение
В результате работы над индивидуальным исследовательским проектом по истории о пользе искусства для человечества, если подытожить всё ранее сказанное, то искусство даёт нам ключ к культуре, к пониманию смыслов и причин происходящего. Позволяет осуществлять осознанный экзистенциальный выбор.
Развивает мозг, усложняя нейронную сеть, расширяя когнитивные и творческие возможности.
Расширяет картину мира, делает для нас возможным то, что раньше было невозможным.