В итоговом индивидуальном проекте на тему "Виды конфликтов и способы их разрешения", написанном учащиемися 9 класса по обществознанию, изучили что же такое конфликт, какие существуют конфликтные личности и особенности их поведения, а также классифицировали существующие виды конфликтов и определили их значение.
Подробнее о работе:
В рамках научно-исследовательской работы по обществознанию на тему «Виды конфликтов и способы их разрешения» обучающиеся 9 класса изучили термин "психологический антагонизм", выяснили как есть правила бесконфликтного поведения, как разрешить конфликт, а также предложили несколько способов решения конфликтов.
Работая над индивидуальным исследовательским проектом по обществознанию о видах конфликтов и способах их разрешения, ученицы 9 класса выяснили, что столкновение точек зрения, мнений и позиций является частым явлением в жизни человека. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь спокойнее устойчивее в психологическом отношении.
Оглавление
Введение
- Что такое конфликт.
- Конфликтные личности, особенности поведения.
- Виды конфликтов, значение.
- Правила бесконфликтного поведения.
- Как разрешить конфликт.
- Способы решения конфликтов.
- Психологический антагонизм.
Список литературы для примеров
Примеры.
Введение
Актуальность данной темы индивидуального проекта о видах конфликтов и способах их разрешения как теоретическая, так и практическая весьма велика. В настоящее время наблюдается определённый дефицит теоретических исследований в области социологии конфликта. При большом количестве публикаций, посвещенных конкретно прикладным аспектам конфликтологии, практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины конфликтов и их влияния на жизнь общества в целом и индивидов в частности. И вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер.
Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Столкновение точек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной и общественной жизни.
Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна. В настоящее время руководителем многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знания конфликтов, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации деловыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода из конфликтов, приводящих к ситуации «выигрыш- выигрыш».
Что такое конфликт
Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами, столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения, интересов участников взаимодействия.
Конфликтные личности, особенности поведения
Демонстративный тип конфликтных личностей хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других.его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.ему легко даются поверхностные конфликты, любуются своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспособляется к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. На лице поведение эмоциональное. Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуациях конфликтного взаимодействия чувствует себя хорошо.
Ригидный тип конфликтной личности подозрителен. Прямолинеен и не гибок. Обладает завышенной самооценкой. Постонно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации, а также и обстоятельств. Выражение недоброжелательности со стороны окуружающих воспринимает как обиду. Малокритичен по отношению к своим поступкам.болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Неуправляемый тип конфликтной личности импульсивен, недостаточно контролирует себя. Отличается плохо предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно. Может не обращать внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень претязаний. В неудачах, неприятностях склонен обвинять других людей. Он не может грамотно планировать деятельность, последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями, обстоятельствами. Из прошлого опыта извлекает мало опыта.
Сверхточный тип конфликтной личности предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, создавая впечатление придирок. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен предавать излишнее значение замечаниям окружающим. Может разорвать отношения с друзьями из-за кажущейся обиды. Страдает от самого себя. Переживает свои неудачи или ошибеи, сразу расплачиваясь со своми болезнями (бессонница, головные боли и т.д.). Сдерживается во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Чувствует реальные взаимоотношения в компании.
Бесконфликтный тип личности имеет неустойчивую оценку в мнениях. Внутренние протворечия. Обладает легкой внушительностью. Зависит от мнения окружающих. Характерна некоторая непоследовательность в поведении. Ориентируется на успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективы. Почти не задумывается над причинами и последствиями поступков, как своих, так и окружающих.
Виды конфликтов, значение
Внутреличностный конфликт - явление, которое характеризуется возникновением двух противоборствующих сил, будь то противоположные эмоции, чувства или мысли в человеке.
Межличностный конфликт - это ситуация, когда озникают разногласия, непонимания или противоречия между двумя и более людьми.
Социальный конфликт - это форма взаимоотношений, характеризующаяся возникновением противоречия между людьми или социальными группами.
Также выделяют и другие виды конфликтов, такие как: межэтнические, межклассовые, внутриорганизационные и педагогические.
Правила бесконфликтного поведения
- Взгляд на ситуацию глазами оппонента и понимание (не обязательно принятие) его точки зрения.
- Уважение, спокойствие, такт и доброжелательность.
- Умение признать свою неправоту и принести извинения.
- Обсуждаем поведение, а не личность.
- Иметь контроль над эмоциями.
- Уверенность, что ситуация исправима.
- Используем критические замечания после признания положительных качеств оппонента.
Как разрешить конфликт
- Нельзя откладывать решение назревшего конфликта.
- Если конфликт неизбежен, сами выступайте его инициатором.
- Стремитесь искренне и серьёзно понять точку зрения другого.
- Свою ошибку. Неверный шаг признавайте быстро, опережайте возможную критику.
- Удерживайте за собой инициативу, диктуя эмоции, в первую очередь – спокойствие.
Способы решения конфликтов
Компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон.
Переговоры – миная беседа обеих сторон по решению проблемы.
Посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы.
Арбитраж – обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью.
Применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороны, которая считает себя сильнее.
Психологический антагонизм
Когда конфликтная ситуация между людьми развивается по такому типу, то реальная зона рассоглосований между ними неопределена, с субъективной тенденцией к увелечению. Это означает, что участники ситуации подчас затрудняются четко определить, в чем именно состоят их разногласия, однако они явно склонны их преувеличивать. Это связано с тем, что отношения между противниками принимают форму взаимного отталкивания, любой их контакт или предмет обсуждения может стать источником разногласий.
Список литературы для примеров
- Ф.М. Достоевский «Бедные люди».
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
- М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
- «Элегантность Ежика».
Примеры
В раннем произведении Ф.М. Достоевского «бедные люди» имеет местто социально- бытовой конфликт. Столкнувшийся с нищетой макар девушкин пытается помочь варваре- такому же обделенному жизнью существу, как и он сам. Но в итоге герой оказывается не в состоянии помочь девушке. Он, напротив, вгоняет себя в еще более бедственное положение. Суть конфликта этого произведения – столкновение добрых намерений макара с социльной несправедливостью.
В поэме М.Ю. Лермонтова «песня про царя ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца калашникова» разворачивается борьба между добром и злом. Удалого купца ждет незавидная судьба. Калашникова казнят за победу на кирибеевичем. Острый конфликт делает это эпическое произведение интересным для читателя и в наши дни.
Существует и ролевой конфликт. Рассмотрим его на примере другого художественного произведения Ф.М. Достоевского – романа «преступление и наказание». Родион раскольников четко обозначил для себя роли людей в обществе (разделил он их на право имеющих и тварей дрожащих). Сам герой относил себя к первой группе. Но после убийства старухи- процентщицы раскольников обнаруживает несовершенство собственной ролевой модели. Ведь вместо ощущения себя право имеющим родион испытывает душевное смятение.
В результате работы по обществознанию над индивидуальным проектом на тему "Виды конфликтов и способы их разрешения" мы можем сказать, что психологический конфликт часто используется в литературе романтизма. Он востребован и в современном интелектуальном романе. К примеру, консьержка из произведения «элегантность ежика» барбери мюриэль ведет двойную жизнь.
У этой женщины тонкий художественный вкус и развитый ум. Но она предпочитает придерживаться грубоватого, простого образа недалёкой женщины (так как героиня бросила учиться в школе в 12 лет и всю жизнь занималась низкоквалифицированным трудом).