Проект на тему "Роль танца в жизни человека"
При работе над итоговым индивидуальным проектом по истории на тему "Роль танца в жизни человека" учащиеся 9 класса изучают понятие "танец", исследуют историю его происхождения и развития в Средневековье, а также выявляют и систематизируют положительные и отрицательные стороны его использования.
Обучающиеся 9 класса вследствие работы над научно-исследовательской работой по истории на тему «Роль танца в жизни человека» определили, что предпосылки возникновения танца есть элементарные потребности человека в труде, игре, охоте. В первую очередь, особенности танца зависят от религии того или иного народа.
Подробнее о работе:
Содержание индивидуального исследовательского проекта по истории о роли танца в жизни человека учениц 9 класса отражает выводы о том, что танец занимает большое пространство в жизни и культуре различных народов. При этом танцы есть составная часть обрядовой деятельности, а политические и социальные изменения также отражаются на развитии этого искусства.
Оглавление
Введение
- Рождение искусства танца
- Танец – как средство познания окружающего мира
- Танец в средние века
Заключение
Введение
Та́нец — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением на протяжении многих тысячелетий. Танец занимает не последнее место в истории и жизни человека — будь то старые времена Греции, Рима, Египта или современное время.
Когда и как возник танец точный ответ дать невозможно, в наше время существует множество гипотез и версий, вокруг которых ведутся споры.
Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танец, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.
Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.
Кроме того, танец демократичен. Он приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.
В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. И это явление не может быть случайностью, оно носит объективный характер, ибо традиционная народная хореография занимает первостепенное место в социальной жизни общества как на ранних этапах развития человечества, так и сейчас, когда она выполняет одну из функций культуры, является одним из своеобразных институтов социализации людей и, в первую очередь, детей, подростков и молодежи, а также выполняет и ряд других функций, присущих культуре в целом.
1. Рождение искусства танца
Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них своё настроение, своё душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во всем времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялся характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходил в народное творчество.
Для человека первобытного общества танец — это способ мышления и жизни. В танцах, изображающих животных, отрабатываются охотничьи приемы; танцем выражаются моления о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени. Любовь, труд и обряд воплощаются в танцевальных движениях. Танец в этом случае настолько связан с жизнью, что на языке мексиканских индейцев тарахумара понятия "труд" и "танец" выражаются одним и тем же словом. Глубоко воспринимая ритмы природы, люди первобытного общества не могли не подражать им в своих танцах.
Происхождение танца связано с потребностью человека выражать или передавать эмоции и впечатления, пережитые в окружающем его мире. Вероятно первые танцы представляли собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений корпусами и ногами. В древние века мимика - первый язык человечества - была неразрывно связана с танцевальным искусством. Танец произошел из - за необходимости первобытных людей в общении, передачи какой - либо жизненно важной информации...
Таким образом при помощи древнего танца люди общались между собой, до тех пор пока не появилась речь - языковая модель передачи информации от одного объекта к другому. Следовательно, каждое движение подобно слову постепенно закрепляло за собой определенный смысл, значение или идиому.
Подобную модель «движение, фигура — смысл» можно найти в испанских и индийских танцах. Максимилиан Волошин в начале ХХ века писал: "Испания танцует всегда, танцует везде. Она танцует обрядовые танцы на похоронах у гроба покойника; она танцует в Севильском соборе пред алтарем; танцует на баррикадах и пред смертной казнью; танцует днем и ночью…".
Испанские танцы посредством своей выразительности иногда могут передать гораздо больше, чем обыкновенная человеческая речь. Например, особое значение в испанских национальных танцах придается движениям рук, посредством которых передаются эмоции, смысл танца, исполнитель как бы рассказывает свою историю не словами, а жестами и движением. «Руки женщин во фламенко - гибкие, выразительные, чуткие; пальцы находятся в постоянном движении. У мужчин, напротив, движения рук строгие, возвышенные, с четкой пластикой; они рассекают воздух как удар меча».
В индийской танцевальной культуре существуют «хасты» или «мудры» - особые фигуры для рук и пальцев, четко фиксированные и установленные, которые обозначают слово, понятие или целую фразу. Для того, чтобы понять то или иное значение необходимо предварительное знакомство с жестикуляционным «словарем» индийского танца. Например, «в индийском танце молодая найина (героиня) часто по живости и застенчивости сравнивается с робким и осторожным олененком - отсюда родилась характерная для передачи этого образа хаста: указательный палец и мизинец направлены вверх в форме рожек, большой, средний и безымянный соединены вместе и вытянуты вперед».
2. Танец - как средство познания окружающего мира
На раннем этапе формирования человеческого общества танец выступал как форма познания окружающего мира, путем подражания. Копируя движения животных, изображая растения, движение луны и солнца, первобытные люди пытались проникнуть тем самым в душевное состояние животного, понять "суть" природы и природных явлений. Имитация поведения животных значительным образом помогало первобытным людям при охоте, а следовательно являлось необходимостью для выживания.
Наблюдение и изображение природных стихий, элементов жизни способствовало усложнению и постепенному благоустройству общества, развитие земледелия, животноводства. В дальнейшем познавательный аспект танца развивался и усложнялся, появились танцы посвященные земледельческому циклу, природному календарю. Например у многих стран и цивилизаций известны танцы, посвященные сбору урожая, наступлению весны или разливу реки.
С развитием человеческого сознания и общества, с появлением религии или верований связывают другой аспект танца — ритуальный или религиозный. Основу первобытных танцев составляли магия и ритуал. Движения, совершаемые в ходе ритуального действия, представляли из себя диалог между человеком и божеством, природой, духами. Происходит строгое упорядочиваемые действий и движений. «Танец здесь выступал как средство приведения себя в специфическое, отличное от бытового состояние».
«Всякий танец в древности знаменовал соединение человека с могущественными космическими энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в его жизни: рождение - вступление во взрослую жизнь - вступление в брак - рождение потомства - охота - война — смерть, танцевали не от избытка сил, а для их приобретения...».
Танец таким образом являлся своеобразным средством общения или каналом в неведомое, выступал как возможность управления иррациональными сторонами человеческой жизни, или обращение к божественным силам природы. «Тотемические танцы, длившиеся по несколько дней, были обыкновенно сценарием мифов о фантастических путешествиях из жизни первопредков. В тотемических плясках разных племен отчетливо проявляется их основная особенность - полное уподобление тотему»
Таким образом, в зависимости от того какое животное признавалось священным (тотемическим), таким же по типу и характеру пластики выступал танец.
«В тотемических танцах человек буквально преображался, становился похожим скорее на изображаемое животное, чем на самого себя (то есть внешне танцующий приобретал звериные черты). В этих древнейших плясках бывали и сюжеты из сцен охоты, игры в птиц и зверей. Древнейшие люди умели хорошо копировать повадки животных, как бы перевоплощаясь в них в танце».
Такое перевоплощение помогало приобрести необходимые повадки и черты характера: храбрость, выносливость, хитрость, ловкость - свойственные тому или иному животному. Служение и почитание тотема обеспечивало удачу и победу в бою.
В наше время тотемные национальные танцы сохранились у африканских племен. Каждому танцу присущи индивидуальные слова-песни, музыкальные инструменты, костюмы участников.
С усложнением системы танца произошла дифференциация между мужским и женским обрядом. С женской природой ассоциировались обряды, связанные с плодородием, продолжением рода, деторождения, семейного очага, образом Земли — как великой матери-прародительницы. Кроме женских танцевальных обрядов, связанных с культом плодородия, широко были распространены танцы, в которых женщины воплощались в образ полезного для племени растения или животного-хранителя. Нередки случаи исполнения военных танцев с оружием в руках, время от времени бросая его вперед, стараясь пронзить символ врага: чучело, тотем вражеского племени, начертанное изображение и т. д.
С развитием танцевальной культуры сформировались основные пластические фигуры: круг, движения в линию, лабиринт, фигура ползущей змеи. Построение в круг, замкнутое построение, считалось оберегом от злых сил и гарантировало благополучный исход обряда.
«В охотничьих плясках круг означал облаву, в земледельческих - символизировал плодородие. В кругу лечили и женили». В танце круг символизировал оборот жизни — от рождения до смерти, течение времени, движение солнца и луны.
Широко распространенной формой исполнения танцев, особенно военных, были также линии. С одной стороны, танец в линию символизировал равновесие, горизонт, с другой стороны - упрямство и целеустремленность, силу, четкость, символ луча, стрелы, копья, поражающего своего противника. В восточной культуре (Древний Египет, шумеры и аккадцы) символ горизонтальной линии означает паспассивное поведение, требование или пожелание лечь, сложить оружие, прекратить сопротивляться, сдаться. Возможно, обрядовые танцы прямолинейного построения носили аналогичный сакральный смысл.
В древних танцах воспроизводились и более сложные фигуры такие как лабиринт и рисунок ползущей змеи. Символ лабиринта — это мир, Вселенная, непостижимость, движение, заключенное в узкие рамки границ. Непрерывная линия лабиринта означает вечность, бесконечную длительность, бессмертие, путь постижения истины, связанный с тупиками и препятствиями. Так же лабиринты считались тайными тропами в потусторонний мир духов, богов или природных существ. Поэтому танцы-лабиринты носили религиозный и мистический смысл, заключали в себе обряды рождения и погребения человека.
О танцах-лабиринтах упоминал в своих работах еще Вергилий, которые представляли собой обрядовые игры, называемые «Троя», обязательным элементом которых были запутанные танцевальные движения. Танцы-лабиринты, или тройские танцы и игры, символизировали трудную дорогу, испытания при движении к центру. Эта же символика связана с «Танцем Журавля», описание которого есть в работах у Плутарха: ...протанцевал с юношами хоровод, который, как говорят, делосцы танцуют и ныне; танец этот, повторяя ходы и изгибы лабиринта, требует ритмичных поворотов и проходов...».
С развитием общества и культуры искусство танца переходит на новый уровень: постепенно помимо ритуального начала начинает появляться чисто телесные, культурные развлекательные черты, танец понимается не только как религиозный элемент жизни, но и как эстетический компонент. Так происходил плавный переход от первобытного танца к античному.
3. Танец в Средние века
Для эпохи Средневековья было характерно острое чувство страха смерти; изображение смерти, как и дьявола, постоянно встречается в средневековой символике. Образ танцующей смерти возник уже в глубокой древности; фигура смерти появляется также в танцах многих первобытных обществ – например, до сегодняшнего дня она играет большую роль в магических обрядах водуистов. Но именно в эпоху Средневековья образ смерти превращается в символ потрясающей силы. «Танец смерти», особенно широко распространился в Европе в XIV в., в периоды эпидемии чумы.
В социальном смысле этот танец, как и сама смерть, уравнивал представителей разных сословий. В годы чумы «танец смерти» часто перерастал в истерическое веселье. Обычно он начинался быстрой пляской; затем один из танцоров внезапно падал на землю, изображая мертвого, а остальные продолжали танцевать вокруг него, представляя в пародийном виде оплакивание покойника. Если мертвеца изображал мужчина, его возвращали к жизни поцелуи девушек; если девушка – ее целовали мужчины. После «воскрешения» следовал общий хороводный пляс.
Заключение
Танец всегда занимал огромное пространство в жизни и повседневной культуре человечества. Ведь предпосылками его возникновения были элементарные потребности человека в труде, игре, охоте.
Прежде всего, особенности танца зависят от религиозных верований, присущих определённому народу. Так как в основном танцы были составной частью обрядовой деятельности. Поэтому политические и социальные изменения также отражались на развитии этого вида искусства.
Стиль танцев в определённые культурные эпохи зависел не только от развития человечества, но и от развития других видов искусства.
Возникновение новых видов танцев не зависит лишь от развития культуры в целом. Многие танцевальные направления появлялись вследствие синтеза уже известных танцев, или вследствие преемственности некоторых черт этого искусства у других культур.
Современными учёными уже доказано, что движения танцующего человека могут рассказать о нём многое. В танце неосознанно отражается личность человека и если внимательно приглядеться, то можно очень много рассказать о характере танцующего, его привычках, страхах, особенностях взаимодействия с разными людьми и с самим собой, его фантазии, отношение к себе и к миру, и многое другое.
В последнее время стало модно танцевать. Современная индустрия развлечений, в частности, танцевальная индустрия, стали мощным оружием психологического воздействия. Большое количество взрослых людей пошли в клубы, школы танцев, танцевальные коллективы и др., чтобы научиться танцевать. Все чаще танец используют в рекламных роликах, где с помощью движения, экспрессии, музыки передается настроение, эмоции, и даже прививается стиль и вкус современной жизни.
Танец может стать смыслом жизни, ведь он помогает раскрепоститься и приобрести гармонию с самим собой. Это помогает человеку приобщиться не только к определённому виду искусства, но и к определённой культуре в целом.