Проект по истории "Средневековые ордена"
При работе над индивидуальной исследовательской работой по истории на тему "Средневековые ордена" учащийся 9 класса изучил историю образования, классифицировал и подробно описал монашеские и духовно-рыцарские ордена Средневековья периода Мировой истории с XI по XIX веков, подкрепив собранную информацию картинками, описанных орденов.
Обучающийся 9 класса в индивидуальном исследовательском проекте по истории на тему «Средневековые ордена» привел сведения о наиболее известных средневековых орденах Западной Европы, описав их принципы и правила, закрепленные в орденских кодексах, целью которых было приобщение людей к религии, её распространение.
Подробнее о работе:
В ходе работы над итоговым индивидуальным проектом по истории о средневековых орденах ученик 9 класса отразил свои выводы о том, что с течением времени ордена, как религиозные структуры, превратились в действующую силу церкви, а также монархии. Из-за этих изменений, многие духовные ценности орденов были утрачены, в результате чего основными их задачами становились собственное обогащение и захват новых территорий.
Оглавление
Введение
1. Возникновение монашеских орденов.
1.1 Орден бенедиктинцев.
1.2 Орден клюни.
1.3 Орден цистерианцев.
1.4 Орден кармелитов.
1.5 Орден августинцев.
1.6 Орден капуцинов.
1.7 Орден иезуитов.
2. Возникновение духовно-рыцарских орденов.
2.1 Орден госпитальеров (Иоанитов).
2.2 Тевтонский (Немецкий) орден.
2.3 Орден тамплиеров.
Заключение
Список источников информации
Введение
Средневековье охватывало период Мировой истории с XI по XIX век. Началом периода стало падение Западной Римской империи, а с началом Возрождения и Великих географических открытий он закончился. Средневековый период подразделяется на раннее, высокое и позднее Средневековье.
Это было время, в котором преобладал феодальный способ производства и аграрная стихия. В особенности это характерно для раннего периода. Общество было представлено в специфических формах:
- Поместье. Здесь хозяин посредством труда зависимых людей удовлетворял большую часть собственных материальных потребностей.
- Монастырь. От поместья он отличался тем, что периодически здесь встречались грамотные люди, умевшие писать книги и имевшие для этого время.
- Королевский двор. Он переезжал с одного места на другое и организовывал управление и жизнь по примеру обыкновенного поместья.
Государственное устройство формировалось в два этапа. Для первого было характерно сосуществование римских и германских видоизмененных общественных институтов, а также политических структур в виде "варварских королевств". На 2-ом этапе государство и феодальное общество представляют собой особую систему. В ходе социального расслоения и усиления влияния земельной аристократии между земельными собственниками – населением и сеньорами возникали отношения подчинения и господства.
Эпоха Средневековья отличалась наличием сословно-корпоративной структуры, вытекавшей из необходимости в отдельных социальных группах. Важнейшая роль принадлежала институту государства. Он обеспечивал защиту населения от феодальной вольницы и внешней угрозы.
1. Возникновение монашеских орденов
Государственная власть не могла существовать обособленно, без поддержки, которую могла дать только Церковь. Религиозная философия эпохи Средневековья имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь – от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству.
Церковь того периода была организована по строгим иерархическим канонам. Во главе находился папа – Римский Первосвященник. Он имел свое государство в Средней Италии. Во всех европейских странах в подчинении папы находились епископы и архиепископы. Все они были крупнейшими феодалами и обладали целыми княжествами. Это была верхушка феодального общества.
Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть. Сеньоры и короли, нуждавшиеся в ее помощи и поддержке, осыпали ее подарками, привилегиями, стремясь купить ее содействие и расположение. Церковь стремилась сгладить общественные конфликты, призывала к милосердию к обездоленным и угнетенным, к раздаче милостыни бедным и пресечению беззакония.
Церковь являлась собранием передовых знаний в следующих областях:
- Медицина;
- Кулинария;
- Виноделие;
- География.
Хранилищами этих знаний были монастырские библиотеки.
В этот период появилось множество сообществ, которые объединяли людей с общими взглядами, целями. Эти сообщества назывались орденами (слово «орден» происходит от латинского «ordo», что означает «порядок»). Первые ордена были образованы в стенах монастырей, или групп монастырей, объединенных в аббатства, живущих по единому уставу, и называвшихся монашескими. Управление любым католическим орденом во все времена было строго централизовано: им руководил глава (Великий магистр в духовно-рыцарских орденах), избираемый генеральным капитулом - коллегиальным органом, в состав которого входили провинциалы - главы региональных (провинциальных) объединений ордена.
1.1. Орден бенедиктинцев (основан в 529 г.)
Первым католическим монашеским орденом Европы принято считать орден бенедиктинцев. Свое название орден получил по имени основателя ордена - святого Бенедикта Нурсийского. Будучи отшельником он решил упорядочить монашескую жизнь. Он разделил своих учеников на 12 групп, в каждой по 12 человек. Ученики, возглавляемые своим настоятелем, поселились отдельно, а Бенедикт осуществлял общий надзор за ними.
Сначала письменного устава не было, но когда учеников стало больше, Бенедикт записал свой монашеский опыт в «Уставе», который стал основой жизни. Устав, созданный Бенедиктом Нурсийским, определял лишь основные принципы монашеской жизни. Духовное совершенство должно достигаться личными усилиями монахов, которым помогают наставления святых отцов, каждая строка Священного Писания и монашеские уставы, написанные ранее. Абсолютное послушание аббату, обеты бедности и молчания входили в число основных условий монашеской жизни по уставу св. Бенедикта.
Особое значение имела «лестница смирения» из 12 ступеней, на вершине которой монах-бенедиктинец достигал «совершенной любви, которая изгоняет страх», после чего выполнял уже из любви к Богу и в силу привычки то, что раньше делал не без ужаса» и из чувства долга.
Монастырский устав св. Бенедикта отличался умеренностью требований и достижимостью поставленных целей. Бенедикт Нурсийский стремился превратить монастырь в обособленную хозяйственную единицу со всем необходимым для жизни — мельницами, огородами, пашнями, хозяйственными постройками. Монахи спали в общей спальне, не снимая одежды, чтобы быть готовыми в любую минуту подняться по первому зову аббата.
Монахи-бенедиктинцы с великим усердием предавались богослужению, чтению Библии и других канонических текстов. Это привело и к изменению внутрицерковной жизни в целом.
Однако в бенедиктинской системе было и предписание заниматься физическим трудом, прежде всего трудом сельскохозяйственным. Бенедиктинцы, можно сказать, ускорили возрождение земледелия в Италии, которая находилась в упадка ещё со времен Ганнибала.
Со временем бенедиктинские аббатства стали важнейшими религиозными и воспитательно-культурными центрами. Рядом с владениями феодалов вокруг аббатств возникали поселения работников, трудившихся на земле под руководством монахов. В аббатствах были свои библиотеки и школы, отсюда шел свет туда, где ещё поклонялись идолам.
По инициативе Папы Григория Великого бенедиктинцы стали первыми миссионерами; св. Августин Кентерберийский со своими сорока монахами - в Англии, св. Бо¬нифаций - в Германии, св. Адальберт в Венфии и Богемии.
У бенедиктинского ордена с течением времени появились и другие его ветви, жаждавшие обновления, - например, клюнийцев и цистерцианцев во Франции, камальдолийцев и валломброзан в Италии. Этим сильным ветвям, пустившим и свои ростки в X-XI веках в лоно Католической Церкви и цивилизации, перешли земли, принадлежавшие ранее варварам в Германии, Шотландии, Ирландии и Скандинавии.
1.2. Орден Клюни ( основан в 910 г.)
Монастырю Клюни, основанному и 910 году в Бургундии, когда монастыри во Франции находились в глубоком упадке, предстояло возглавить движение за преобразование Католической Церкви, направленное на ее укрепление. Основатель монастыря - герцог Вильгельм Аквитанский - построил монастырь на своей земле и принес его в дар Церкви. Он стремился оградить свободу аббатства Клюни от посягательств любых, в том числе и церковных, властей: ни король, ни епископ, ни сам понтифик, заклинал он, грозя Страшным Судом, не должны покушаться на имущество этого монастыря.
В Клюни вновь возродился во всей полноте строгий дух истинного монашества по уставу св. Бенедикта, но и с некоторыми изменениями. После основателя монастыря в течение 200 лет монастырем руководили пять аббатов, каждый из которых сам назначал себе преемника. За счет этого сохранялась и преемственность традиций, и осуществлялась программа духовного обновления.
Реформа, осуществленная аббатством Клюни, оказала действенное влияние и на другие монашеские обители. Уже первый клюнийский аббат Бернон управлял четырьмя монастырями. Вскоре владельцы частных церквей и даже многие епископы стали призывать клю-нийцев для реформирования подчиненных им монастырей. Монастыри, присоединявшиеся к клюнийцам, выводились из-под власти местных епископов и ставились в прямое подчинение Клюнийскому аббатству, а через него - папе. Конгрегация быстро росла, несмотря на мощное противодействие французского епископата, не желавшего терять контроль над французскими монастырями.
При аббате Одилоне (994 - 1049) к Клюни относилась уже большая часть французских и бургундских монастырей. При настоятелях Гуго Клюнийском (1049 - 1109) и Петре Досто-почтенном (1122 - 1157) конгрегация перешагнула границы современной Франции, клюний-ские монастыри появились в Италии, Испании, Англии, Германии и Польше, а общее число их приближалось к 2000. Всего в монастырях этого периода подвизалось около 50 тысяч мо-нахов. В 1061 году Гуго Клюнийский основал и женскую ветвь конгрегации.
Впоследствии жизнь клюнийцев далеко ушла от первоначального идеала. В начале XIII века, когда в материнском монастыре и дочерних обителях резко упала дисциплина, руководство аббатства Клюни забыло и о своей первоначальной цели — полной свободы. Страстная устремленность к Богу уживалась в клюнийцах с поразительной слепотой к реальным потребностям духовной жизни и со временем неизбежно поставила под угрозу внутреннюю религиозную жизнь монахов. Чрезмерным увлечением внешней, ритуальной, стороной религиозной жизни, потерявшими какой-либо смысл мелочными предписаниями — всем этим клюнийцы нанесли серьезный ущерб и своей духовной жизни, и религиозности людей своего времени.
В 1258 году оно отдало себя под покровительство французского короля Людовика IX. В результате аббатство превратилось просто в очень большое землевладение, доходами с ко-торого пользовался аббат.
В XIV - XV веках от клюнийской конгрегации отделились монастыри за пределами Франции, которые перешли в другие монашеские ордена, основанные на бенедиктинском уставе. В 1516 году король Франции добился права назначать аббатов Клюни, что привело к упадку монастыря и потере клюнийской конгрегацией своей независимости от светской власти. В 1562 году аббатство Клюни было полностью разграблено гугенотами.
К концу XVIII века клюнийская конгрегация превратилась в небольшое, чисто французское монашеское сообщество. С началом Великой французской революции оно было полностью уничтожено. Последний аббат Клюни Ж.-Б. Куртэн был казнён на гильотине в 1794 году.
1.3. Орден Цистерианцев ( основан в 1098 г.)
Название «цистерцианцы» происходит от первой обители ордена, монастыря Сито, основанного в 1098 году Робертом Молемским.
Роберт был из знатного рода и в ранней молодости вступил в бенедиктинский орден. Монастырская жизнь не соответствовала его строго аскетическим идеалам; он тщетно пытался восстановить соблюдение устава в старых монастырях и, видя бесплодность своих попыток, удалился из Молемского монастыря, где занимал место аббата, в пустынное место Сито, в сопровождении 20 спутников. Здесь он основал новый монастырь, положив в основу монашеской жизни строгое исполнение бенедиктинского устава. Самому Роберту по требованию папы пришлось вернуться в Молемский монастырь.
Его преемником на должности аббата Цистерцианского монастыря был Альберих, при котором папа Пасхалий II взял монастырь под своё особое покровительство.
Альберих составил устав, в основу которого лёг бенедиктинский. Сначала строгость правил цистерцианцев служила препятствием приливу новых членов, но после того, как в орден вступил Бернард Клервоский с 30 товарищами (1112 год), число цистерцианцев стало быстро расти. В начале XIII века цистерцианский орден насчитывал около 300 монастырей, в конце уже около 500 обителей во Франции, Германии, Англии, Скандинавии, Испании, Италии и Венгрии.
В 1119 году папа Каликист II утвердил новую организацию ордена. Во главе стоял аббат центрального монастыря Сито; он ежегодно объезжал монастыри ордена. Главный аббат, вместе с четырьмя аббатами старейших монастырей (Лаферте (с 1113), Понтиньи (с 1114), Клерво (с 1115) и Моримонского (с 1115) составлял коллегию, управлявшую делами ордена под непосредственным надзором со стороны папы.
Цистерианцы в основном работали на виноградниках своих аббатств. На рождество в год основания ордена они получили от герцога Бургундского свой первый виноградник в Мерсо. Цистерианцы возвели труд виноделия до уровня искусства. Утверждают, что землю, отведенную под виноградники, они пробовали на вкус; очень внимательно изучали лучшие сорта растений, много экспериментировали. С тем же тщанием пробовали они по
Далее цистерианцы стали обносить стенами участки, регулярно дававшие виноград узнаваемого аромата. В Тюрингии цистерианцы занимались производством яблочного сидра, на том же специализировался их орден в Англии. В Норвегии, в Лисе были великолепные сады, и монахи снабжали фруктами и всевозможными сельскохозяйственными продуктами город Берген, а излишки отправляли в Англию. Также цистерианцы занимались разведением скота в различных целях: для получения молока, шерсти, шкур, удобрений; для обеспечения источника доходов. Со второй половины XII века и вплоть до XIV цистерианцы господствовали на рынке сбыта шерсти. В XII веке монахи-цистерианцы изобрели метод глубокой окраски керамической плитки.
Цистерианцы активно боролись с ересями, участвовали в создании духовно-рыцарских орденов (тамплиеры, Калатрава и др.). С начала XIII в. были организованы коллегии цистерианцев при многих университетах Европы. В 1281 г. генеральный капитул цистерианцев обязал аббатства, насчитывающие более 80 монахов, организовать школы. Среди цистерианцев было много учёных, историков, богословов, философов (Бернард Клервоский, Оттон Фрайзингский, Алан Лилльский, Гильом из Сен-Тьерри и др.); римскими папами стали Евгений III (1145–1153), Бенедикт XII.
Многие монастыри цистерианцев были упразднены в ходе Реформации. В 1577 г. из ордена цистерианцев выделился орден фельянтинцев, во 2-й половине XVII в. - орден реформированных цистерианцев (траппистов). Женский монастырь цистерианцев Пор-Рояль (Франция) стал центром янсенизма.
В ходе Французской революции XVIII в. и наполеоновских войн были закрыты монастыри цистерианцев во Франции, Италии и Испании. В Российской империи монастыри цистерианцев появились в связи с присоединением белорусских и литовских земель в результате разделов Речи Посполитой.
В первой трети XX в. монастыри цистерианцев основаны в Бразилии, США, Боливии, Канаде, Вьетнаме.
Ныне орден цистерианцев является конфедерацией из 13 конгрегаций, во главе которой стоит генеральный аббат (резиденция в Риме, должность введена в XIX в.). В 2015 г. орден насчитывал 2450 монахов и 96 монастырей.
1.4. Орден Кармелитов в Хайфе
Кармелиты - католический монашеский орден основанный в XII веке на Святой Земле, а именно на горе Кармель (отсюда и название - кармелиты) у источника святого Илии.
Согласно христианским легендам, когда-то, в Библейские времена, Илья-пророк и его ученики жили в отшельничестве на горе Кармель. Во времена Крестовых Походов монахи пришедшие на г. Кармель решили возобновить движение отшельничества.
Во главе этого движения стоял Бертольд из Калабрии. Он и основал Орден Кармелитов в последние годы XII-го столетия. Его приемник Брокардиус обратился в 1209 г. к Иерусалимскому Патриарху Альберту с просьбой составить Устав Ордена. Устав был составлен и в последствии утвержден Римским Папой Хонориусом III.
Первые послушники-кармелиты поселились на территории нынешней Хайфы в месте, которое сейчас называется Вади Сиах. Поначалу они проживали в 2-х этажной пещере неподалеку от источника Илии, бьющего из скалы. В 1263 г. в Вади Сиах была сооружена 2-х этажная церковь, окруженная стеной и прикрытая высокой башней с западной стороны.
В 1291 г. в результате падения "Царства Небесного" (т.е. Царства Крестоносцев) кармелиты оставили Святую Землю и переселились в Европу.
Прошли долгие 400 лет, и вот, отец Проспер, настоятель сирийского кармелитского монастыря решил вернуть кармелитов на гору Кармель. Надо сказать, что в те годы власть в Святой Земле принадлежала туркам. Правдами и неправдами удалось отцу Просперу получить право на участок земли на вершине горы Кармель и на склоне неподалеку от пещеры Ильи-пророка. Он также получил право на устройство обители на этом участке.
Эта обитель, получившая название "Монастырь Проспера" была устроена на склоне горы в пещерах среди скал. Несмотря на то, что условия жизни в "Монастыре Проспера" были очень тяжелыми, он просуществовал почти 150 лет. В 1767 г. начинается строительство нового, более удобного монастыря на вершине горы. Строительство было закончено в 1795 г. и обитель получила название "Нотр-Дам де Кармель". Этот монастырь просуществовал всего 26 лет. Он был разрушен в 1821 г. по приказу турецкого наместника Галилеи Абдаллы Паши.
Поводом послужило объявление Грецией своей независимости и другие причины. Из остатков стен этого монастыря Абдалла Паша построил себе летнюю резиденцию.
Спустя 6 лет, в 1827 г. снова начинается строительство монастыря, уже 4-го по счету. Строительство шло 9 лет и в 1836 г. новый монастырь был открыт и существует по сей день.
Женская часть Ордена была также основана в XII веке. А Хайфская женская обитель была построена в 1899 г. на пустынном берегу моря. Сейчас это территория больницы Рамбам. Да и само здание монастыря принадлежит больнице. Во времена британского Мандата монахини покинули ставшее слишком шумным место и перебрались в новую обитель на ул. Черняховски под прикрытие высоких стен. Орден продолжает существовать и по сей день.
1.5. Орден августинцев (создан в 1257 году)
Августинский орден - неофициальное наименование членов нескольких монашеских орденов и конгрегаций Католической церкви, руководствующихся «Уставом святого Августина», который был написан после смерти Августина в 430 году и использовался духовенством, желавшим жить по нормам, близким к монашеским.
Августинцы делятся на две основные ветви:
- августинцы-каноники (регулярные каноники, каноники-обсерванты св. Августина) явля-ются священниками, чьей жизни свойственны некоторые черты монастырского уклада, например, общежитийный уклад и совместное пение на богослужениях. В настоящий момент существует несколько подобных общин, самая крупная из которых - латеранская. В Средние века центром августинства был Сен-Викторский монастырь, находившийся в Париже. Делятся: уставные (или чёрные - по цвету одеяния) августинские каноники и белые каноники (или премонстранты).
- августинские братья (орден отшельников св. Августина, августинцы-эремиты). Суще-ствуют две другие конгрегации, отколовшиеся от августинских братьев-эремитов:
- августинцы-реколлекты;
- босые августинцы.
Августинские братья - это нищенствующий орден, созданный в 1257 году папой Александром IV, объединившим в единую конгрегацию несколько небольших отшельнических общин в Италии (Иоаннбониты, Тосканские эремиты, Бритинианцы), в том числе духовную общину, основанную Св. Августином в 388 году в Тагасте. Его реформированные ветви - ордена босоногих братьев-отшельников (утверждён около 1620) и братьев созерцателей, так называемых реколлектов (с 1912). Папа Пий V причислил августинцев (1567) к четырём нищенствующим орденам (доминиканцы, францисканцы, кармелиты и августинцы).
При Александре IV в 1256 году был избран генерал-приор и четыре провинциала для Италии, Испании, Франции и Германии, орден был изъят из-под обыкновенной подсудности и получил привилегию, чтобы сакристан папской капеллы избирался из его среды. В 1580 его устав был расширен, во главе ордена стоит генерал-приор, живущий в Риме, ему помогают влиятельные дефиниторы (советники), каждые 6 лет собирается главный капитул, имеющий право смещать приора и избирать нового.
В XIV веке, с ослаблением первоначальной строгости уставов, образовались многочисленные новые конгрегации, между прочим, и Саксонская (1493), к которой принадлежали Штаупиц и Лютер. Томе́ де Жезуш в Португалии (умер в 1582 или 1583 году) пытался реформировать орден босых августинцев, отличавшийся строгостью правил и постов и получивший от папы Григория XV в 1622 году особенное устройство. Они особенно распространились по Японии, Перу, Филиппинским островам.
Монахини августинского ордена собирались ещё в Гиппоне вокруг Перпетуи, сестры св. Августина. Папа Александр III в 1177 году основал в Венеции женский монастырь, первой настоятельницей была дочь императора Фридриха I Барбароссы, Юлия. В эпоху наибольшего своего процветания, в начале XVI века, августинский орден, более занимавшийся спасением душ, чем научными или церковными делами, насчитывал до 30000 членов и около 2000 мужских и 300 женских монастырей. Когда произошла реформация, то многие августинцы в Германии примкнули к ней, тем не менее в XVIII веке ещё су-ществовали 42 провинции, не считая конгрегаций и викариатов в Богемии и Моравии. Со времени французской революции этот орден во Франции, Испании, Португалии и Германии отчасти уничтожен, в Австро-Венгрии же и Италии сильно ограничен.
1.6. Орден Капуцинов (основан в 1528 году)
Капуцины - католический монашеский орден, основанный в начале XVI в. в герцогстве Урбино (Италия) и отличающийся строгостию устава. Основатель его Маттео ди Басси принадлежал сначала к францисканскому ордену, но не находил в нем удовлетворения, так как видел, что этот орден далеко отступил от своих первоначальных идеалов. Желая во всем подражать примеру самого св. Франциска, Маttео решил организовать свой новый орден по заветам этого подвижника – не только в отношении правил монашеской жизни, но и в отношении внешности.
Согласно составленному им и утвержденному в 1528 г. папою Климентом VII уставу, богослужение в монастыре должно совершаться по старому чину, без малейших упущений; каждый монах должен неукоснительно присутствовать при каждой службе и кроме того, по крайней мере, два часа в день проводить в тайной молитве; предписывается молчание в течение целого дня, за исключением нескольких часов; в противоположность францисканцам, – строго запрещается выпрашивать мяса, яиц и сыра, но, если дают – принимать; продовольственные запасы для монастыря не следует делать больше, чем на три дня, много – на неделю, – и не прикасаться к деньгам; мясо и вино вообще не запрещаются, но предписывается строжайшее воздержание.
Одежда должна быть бедная, грубая а тесная (узкая): она должна состоять из капюшона пирамидальной формы (сарitium, отсюда название нового ордена, признанное за последним официально с 1536 г.) и длинной коричневой мантии; рекомендуется ходить всегда босиком; в исключительных случаях разрешается носить сандалии; ходить можно только пешком; другие способы передвижения строго запрещаются. Число монахов в одном монастыре не должно превышать 12.
Во главе капуцинов поставлен был генеральный викарий, избираемый самою братией из своей среды (на 3 года) и подчиненный начальнику францисканского ордена. В первые же годы, при выборе викария, произошли недоразумения, повлекшие за собой исключение из ордена самого основателя и его ближайших сотрудников. Главою капуцин становится Вернардин Окино, энергичный проповедник, не боявшийся порицать публично недостатки папства (в 1543 г. перешедший в протестантство и сделавшийся ярым противником папизма). Это, конечно, не прошло ему даром, и ордену с трудом удалось умилостивить разгневанного папу (Павла III) и отстоять свое существование.
Орден был преобразован (1544 г.), и с тех пор капуцины становятся послушным орудием папства, конкурируя в усердной ультрамонтанской деятельности с своими коллегами – иезуитами. С половины XVI столетия (когда в 1573 г. по просьбе Карла IX было отменено запрещение селиться капуцинам вне Италии) орден быстро распространяется: в 1573 г. он появляется во Франции, в 1593 г. – в Германии, затем в Швейцарии, Испании, Португалии. В 1619 г. он освобождается от подчинения францисканцам, получает своего генерала, право участвовать в процессиях с собственным крестом и т. д. Вскоре капуцины появляются в Америке, Африке, Азии, повсюду энергично работая.
Гонение на монахов в XVIII веке значительно сократило число капуцинских монастырей, но в последнее время они вновь распространяются. По последним данным (на 1 января 1889 г.) насчитывается 536 монастырей и 100 госниций, где живет (по статистике 1894 г.) – 3.328 патеров, 1.327 клириков и 2.519 мирских братьев, принадлежащих к этому ордену. Есть капуцины и в Рос-сии. Если иезуиты ареною для своей деятельности избрали науку, политику и школу, то капуцины отличаются более в области миссионерства и проповедничества, и нельзя отрицать, что они до сих пор имеют большое влияние на католический народ.
Кроме мужского, существует еще женский капуцинский орден, основанный в Неаполе в 1538 г. (основательница – Маriа Laurentia Longa) и подчиненный генералу капуцинов. Несколько монастырей этого ордена существуют во Франции Италии, Испании и Америке.
1.7. Орден иезуитов (утвержден 1540 году)
Игнатий де Лойола - создатель Общества иезуитов.
«Общество Иисуса», или Орден иезуитов - монашеский орден Римско-католической Церкви. Его основатель - испанский аристократ Игнатий де Лойола (1491-1556 гг.)
В юности Лойола увлекался рыцарскими романами, но со временем он решил стать небесным рыцарем. Лойола дал обет целомудрия, начал вести аскетический образ жизни, много молился и каялся в грехах, принял новое имя - Игнатий.
В 1523 году он пытался стать монахом во францисканском монастыре в Иерусалиме. Получив отказ от настоятеля, Лойола поступил в университет Алькалы, где проучился шесть лет. Он мечтал стать знаменитым проповедником. Он отличался честолюбием и создал собственное небольшое религиозное общество из студентов-теологов. Впоследствии эти люди стали ядром Ордена иезуитов.
30-е годы XV века - это время Реформации в Европе, когда все большее распространение получал Протестантизм. Именно тогда Лойола представил Папе Римскому проект нового монашеского ордена. Этот орден был призван укрепить положение католической Церкви и бороться с Реформацией.
В 1540 году Папа Римский Павел III утвердил Орден иезуитов. Новый орден отличался от других церковных организаций. Иезуиты обладали всеми правами священников, но соответствующие обязанности при этом оставались минимальными.
Стать членами Ордена иезуитов могли только знатные и обеспеченные люди. В ордене царила железная дисциплина. Иезуиты подчинялись только лично Папе Римскому или вышестоящим начальникам ордена. Этот принцип сохранялся до середины XVII века. Затем он стал нарушаться: во время Тридцатилетней войны французские иезуиты встали на сторону кардинала Ришелье, а не Папы Римского.
- Орден иезуитов отличался от других религиозных организаций ещё и пониманием того, что есть грех. Иезуиты помогали грешнику в оправдании греха, обещая облегчить ему дорогу в рай. Благодаря этому Орден иезуитов привлекал множество сторонников.
- Члены ордена были прекрасно подготовленными проповедниками, разбирающимися в вопросах теологии. Это позволяло им одерживать верх в спорах с протестантами. Кроме того, красноречивые проповедники ордена обращали в свою веру могущественных и богатых людей, обличенных властью.
Для достижения своих целей иезуиты создали прекрасную систему образования, открыв в Европе сеть школ. Большинство выпускников этих школ вступали в орден или становились ревностными католиками.
В начале XVII века насчитывалось более 10 тысяч членов Ордена иезуитов. Иезуиты начали влиять на политику. Их назначали духовниками королей и тайными осведомителями. Покушения на некоторых правителей готовили именно иезуиты. Ряд историков считает, что и знаменитое восстание Гая Фокса в 1605 году также не обошлось без вмешательства Ордена Иисуса. В России иезуиты поддерживали Лжедмитрия I. В XVI веке иезуиты утвердились не только в Европе, но и в Индии, Японии, Китае, на Филиппинах. Они появились и в Африке, Южной Америке, Азии.
XVI - XVII века — время процветания ордена. К XVIII веку репутация иезуитов оказалась подорвана из-за их участия в заговорах, шпионаже, а также коррумпированности. Кроме того, в эпоху Просвещения католическая Церковь в целом имела плохую репутацию. В 1773 году Папа Климент XIV ликвидировал орден.
В некоторых странах, в том числе и в России, деятельность ордена не запрещали напрямую из-за прекрасного образования, которое давали в школах иезуитов.
Свою деятельность орден возобновил в 1814 году, но она ограничивалась исключительно образованием. Орден иезуитов существует по сей день.
2. Возникновение духовно-рыцарских орденов
Распространение христианства, признание его государственной религией внесло в жизнь верующих благоговейное отношение к восточным святыням, к тем местам, за которыми закрепилось одно название - Святая Земля, Палестина, те земли, где жил, проповедовал, творил чудеса и был распят на кресте Христос. Особое почитание этих мест старательно культивировалось, и уже в III - IV вв. верующие начинают совершать паломничества в эту далекую землю, откуда начинают привозить святыни, частички мощей, даже куски земли из этих мест. Для паломников начинают создавать своеобразные путеводители. Одним из самых ранних и знаменитых был Бордосский итинерарий. Он содержит описание путешествия из Бордо (Бурдигалы) до Иерусалима по святым местам (333 г.).
Известны «Свод сведений об Иерусалиме», составленный в V - VI вв., «О положении Святой Земли» («De situ Terrae Sanctae») Феодосия и приписываемый Антонину из Плаценции. Этот итинерарий представляет описание паломничества в Иерусалим, совершенного около 570 г. Особое место занимает итинерарий Эгерии. Такие итинерарии представляют собой важный документ для изучения ментальности населения того времени и паломнического движения вообще, а также содержат ценнейшие сведения по географии, топографии и археологии Палестины.
Но далеко не все просто было в судьбах паломников, их поджидали опасности по всему пути, а начавшееся вскоре арабское нашествие не остановило пыл верующих, а лишь раззадорило многих из них. Желание любым путем попасть в Иерусалим стало ещё сильнее, популярность паломничества только возросла. И тут на помощь пилигримам пришли воины.
2.1. Орден Госпитальеров (Иоанитов) ( основан в 1099 г.)
Первое упоминание об ордене госпитальеров относится к IV веку н.э. Свое название он получил от госпиталя, основанного орденом госпитальеров в Иерусалиме. Госпиталь продолжал существовать и после захвата города мусульманами в 637 году.
Монашеский орден Госпитальеров был основан сразу после Первого Крестового похода Жераром Благословенным, роль которого как основателя была подтверждена папской буллой от 15 февраля 1113 года папы Пасхалия II.
На территории всего Иерусалимского Королевства, и за его пределами, Жерар приобретал для своего ордена земли и имущество. Его преемник, Раймон де Пюи, учредил первый значимый лазарет госпитальеров возле Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Изначально организация заботилась о пилигримах в Иерусалиме, но вскоре орден начал предоставлять пилигримам вооружённый эскорт, который быстро превратился в значительную силу.
Орден Госпитальеров и орден рыцарей Храмовников, основанный в 1113 году, стали самыми могущественными христианскими организациями региона. В сражениях с мусульманами орден продемонстрировал свои отличительные признаки — его солдаты были одеты в чёрные туники с белыми крестами.
К середине XII века орден разделился на братьев-воинов и братьев-лекарей, заботившихся о больных. Он по-прежнему оставался религиозным орденом и располагал рядом привилегий, дарованным папским престолом. Например, орден не подчинялся никому, кроме Папы, не платил десятину и имел право владеть собственными духовными строениями. Множество значимых христианских фортификационных сооружений в Святой земле были построены Тамплиерами и Госпитальерами. Во время расцвета Иерусалимского Королевства госпитальерам принадлежали 7 крупных крепостей и 140 других поселений в регионе.
Двумя крупнейшими опорами их могущества в Иерусалимском Королевстве и Княжестве Антиохии являлись Крак-де-Шевалье и Маргат. Владения ордена были разделены на приораты, приораты на бейливики, которые в свою очередь делились на комтурства. Фридрих I Барбаросса, император Священной Римской империи, доверил свою безопасность рыцарям Святого Иоанна в хартии привилегий, дарованной им ордену в 1185 году.
27 мая 1305 года под надуманным предлогом, будто женский монастырь, расположенный на Родосе подвергается опасности, госпитальеры высадились на острове - одном из красивейших мест на Эгейском море. В течение трех лет шла упорная и кровопролитная война за остров с турками и сарацинами, но только в 1309 году орден изгнал их и окончательно закрепился на Родосе и семи близлежащих островах. Через год резиденция ордена была перенесена сюда, и с тех пор орден стал называться «cюзереном Родоса», а сами его члены - родосскими рыцарями. Тогда же Папа Климент V санкционировал переход Родоса под управление госпитальеров.
Так, после долгих скитаний, госпитальеры обрели свой собственный дом. Великий магистр Фуке де Вилларе стал главой этого небольшого суверенного государства, восточного форпоста католического мира. В последующие годы орден, используя свои доходы в Европе, поддерживал свой статус активной благотворительной и врачебной деятельностью, неустанной борьбой с пиратами-мусульманами. Были построены: новый большой госпиталь для паломников, школы, склады. На Родосе орден оставался 214 лет. Впоследствии, обосновавшись на Мальте, рыцари с теплом вспоминали о мягком климате и плодородной земле Родоса.
С тех пор как госпитальеры обосновались на Родосе они стали не просто военным ор-деном, а военно-морским. Свой флот они начали создавать еще во времена крестовых похо-дов, а на Родосе, славившемся своими моряками, рыцари-госпитальеры в совершенстве овладели искусством мореплавания. С тех пор ни военные корабли, ни военные суда турок не могли чувствовать себя в безопасности в Эгейском море.
26 октября 1530 года судно госпитальеров Святая Анна вошло в гавань городка Бирга, бывшего в то время столицей Мальты. Каменные стены города стали временным пристанищем для госпитальеров. После этого орден стал называться Мальтийским.
Мальтийский период
В 1530 году, по просьбе папы Римского Климента VII (1523–1534), императором Карлом V в ленное владение госпитальерам были переданы острова Мальта, Гоцо и Комино, а также Триполи (захвачен испанским флотом в 1510), с обязательствами вернуть Мальту, если вновь будет отвоёван Родос, а также противостоять османской экспансии и африканским корсарам в Средиземноморье. В 1551 году госпитальеры утратили Триполи, но в 1565 году во главе с Великим магистром Жаном Паризо де Ла Валлеттом (1557–1568) успешно противостояли турецкой осаде Мальты. Госпитальеры участвовали также в битве при Лепанто (1571), в обороне Кандии (1645–1669).
Перенос основной орденской резиденции на Мальту совпал с событиями Реформации, затронувшей территориальные владения ордена (преимущественно в Германии и Англии: утрата Бранденбургского баиликата, конфискация орденских имуществ королём Генрихом VIII). Лишь в 1782 году последовало частичное восстановление англо-баварской орденской провинции. Во 2-й половине XVIII в. военное значение ордена постепенно утрачивается; правление Великого магистра Мануэла Пинту ди Фонсеки (1741 - 1773) было ознаменовано противостоянием ордена с иезуитами, разногласиями с Римской курией.
В 1792 году, несмотря на политику внутренней консолидации, проводимую Великим магистром Эммануэлем де Роан-Польдюком (1775–1797), орден утратил все владения во Франции; в июне 1798 года, в ходе египетской экспедиции Наполеона Бонапарта, Мальта после непродолжительной осады была сдана без боя, что знаменовало утрату территориального суверенитета ордена.
Новое и Новейшее время.
В 1800 острова Мальта, Гоцо и Комино были заняты британскими войсками. После непродолжительного военного противостояния Великобритании и Франции в Средиземноморье в марте 1802 между ними было заключено Амьенское соглашение, по которому Франция декларировала невмешательство в дела ордена, а Великобритания гарантировала возможность передачи ему Мальты под опекой России, Австрии и Пруссии. Однако в период между мартом 1802 и маем 1803 Великобритания так и не передала ордену Мальту, ссылаясь на неуверенность в выполнении обязательств Францией, а также на недовольство населения Мальты кандидатурой Великого магистра Джованни Баттисты Томмази (1803-05) и присутствием на острове рыцарей.
После смерти в 1805 Джованни Баттисты Томмази, по решению папы Римского Пия VII (1800-23), практика избрания Великого магистра прервалась, была введена официя место блюстителя Великого магистерства (locumtenentis magisterii nomen). В 1805 первым местоблюстителем стал Иннико Мария Гевара-Суардо (1805-14). В 1806 Швецией было предложено отдать во владение ордена балтийский остров Готланд, однако из-за имевшейся ещё надежды вернуть Мальту, а также из-за возможного соседства орденской резиденции с протестантской страной предложение было отклонено. Согласно Парижскому мирному договору 1814, Мальта окончательно признавалась во владении Великобритании; местоблюститель ордена Андреа ди Джованни (1814-21) присутствовал на Венском конгрессе 1814-15.
Однако его позиция по вопросу о Мальте странами-участницами во внимание принята не была. В 1826 году, с согласия папы Римского Льва XII, резиденция ордена была перенесена из Катании в Феррару, а в 1834, по решению папы Римского Григория XVI (1831-46), - в Рим. В 1839 восстановлено Сицилийское приорство ордена, в 1852 году орден начал вновь действовать в Бранденбурге, однако без восстановления земельных владений. В 1854 году папой Римским Пием IX (1846-78) был одобрен новый устав ордена, предусматривавший отказ от разделения на «языки» и создание национальных орденских ассоциаций. В 1864 была образована Рейнско-Вестфальская ассоциация, в 1876 году - Британская ассоциация.
В целом 1830-1870-е года стали периодом активного поиска орденом собственной идентичности на фоне изменившегося европейского геополитического пространства. В 1879 году решением папы Римского Льва XIII была восстановлена официя Великого магистра ордена, что также подтверждалось в папском письме Великому магистру Джованни Баттисте Чески. В последней трети XIX в., в связи с нараставшей необходимостью создания европейской христианской благотворительной и госпитальной организации, госпитальерв всё более обращаются к сфере гуманитарного и медицинского служения. В 1880-1890-х годах создаются Испанская и Французская ассоциации.
В 1912 в качестве гуманитарной медицинской организации госпитальеры оказывали помощь жертвам итало-ливийской войны, в годы Первой мировой войны 1914-1918 была создана сеть госпиталей ордена в Германии, Австрии, Франции. В 1927 году во Франции была основана Французская благотворительная и гуманитарная организация Мальтийского ордена. В том же году создана Американская ассоциация. Несмотря на существенные трудности, мальтийские госпитальные миссии в период Второй мировой войны (1939-1945) действовали в Западной Европе, Северной Африке, Америке.
В 1958 году был образован Международный благотворительный комитет Мальтийского ордена, активно работавший, наряду со структурами Французской ассоциации, в области предотвращения распространения и профилактики проказы, оспы, гриппа и туберкулёза. Во 2-й пол. XX - нач. XXI вв. представители мальтийских благотворительных организаций осуществляли гуманитарные и медицинские миссии в многочисленных местах военных конфликтов и стихийных бедствий.
В XXI в. орден носит полное официальное наименование - Суверенный военный орден госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского, Родосский и Мальтийский. Орден состоит во всецелом вероисповедном единстве с Римско-католической церковью, являясь суверенным и независимым субъектом международного права. Его суверенность реализуется внетерриториально, т. к. основные недвижимые владения ордена находятся в юрисдикции соответственно Итальянской Республики и Республики Мальта. Орден имеет постоянные дипломатические отношения с 99 странами мира (дипломатические отношения с РФ установлены в 1992).
2.2. Тевтонский (Немецкий) орден (1190 г.)
Немецкоязычные крестоносцы, вероятно, основали в 1119 году приют в Иерусалиме и построили церковь Святой Марии. В 1143 году по приказу папы Целестина II, Орден госпитальеров (иоаннитов) взяли на себя управление хосписом, настоятелями и религиозными братьями после этого могли быть только немцы.
После падения Иерусалима в 1187 году, и во время событий осады Акко (1189 - 1191), несколько купцов из Любека и Бремена в 1190 году основали полевой госпиталь, который стал ядром нового порядка. В 1192 году папа Целестин официально признал новый порядок и предписал религиозные правила августинцев. В 1198 году, по примеру рыцарей-тамплиеров, мирянский орден был преобразован в военный орден под командованием «магистра больницы» и получил от Папы Римского приказ захватить Иерусалим и защитить Святую Землю от сарацин. Во время правления Великого магистра Германа фон Зальца (1209 - 1239) мирянский орден окончательно трансформировался в военный орден.
Основание ордена.
История Тевтонского ордена началась в Палестине, во время Третьего крестового похода в 1190 году, когда немецкие паломники под руководством капеллана Конрада и каноника Вурхарда учредили близ сирийской крепости Акры госпиталь для больных и раненых соотечественников.
По другой версии, госпиталь основан немецкими купцами из Любека и Бремена, которые по примеру других военно-религиозных орденов, возникших во время Первого крестового похода, устроили на свои средства братство, имевшее цель оказывать помощь бедным и больным немцам. Герцог Фридрих Швабский принял это братство под своё покровительство и ходатайствовал в его пользу папскую грамоту. Это братство впоследствии получило военный характер и стало известно под именем Тевтонского ордена.
Первое время это госпитальное братство входило в структуру Ордена госпитальеров, а его руководитель был «магистром больницы». Однако немцы с самого начала предпочитали держаться особняком от других национальностей, и вскоре больница попала под патронаж церкви Святой Марии в Иерусалиме.
6 февраля 1191 года папа Климент III своей папской буллой учредил «Германское братство Святой Марии в Иерусалиме», которое 5 марта 1198 года за успехи немецких крестоносцев было преобразовано из госпиталя в духовно-рыцарский орден во главе с капелланом Конрадом. На церемонии реорганизации в храме Акры присутствовали магистры госпитальеров и тамплиеров, а также светские и духовные лица Иерусалима. 19 февраля 1199 года папа Иннокентий III своей буллой пожаловал обществу автономию с собственным уставом.
Так возник немецкий монашеский рыцарский «орден дома Святой Марии Тевтонской в Иерусалиме», задачами которого являлись: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами Католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.
Орден в Восточной Европе.
После основания ордена в Акко в 1190 году, граф Боппо фон Вертхайм с согласия церкви разместил орден в 1212 - 1220 годах в городке Эшенбах. Образованное в 1305 году комендантство Эшенбах вошло в 1305 - 1315 годах в комендантство Нюрнберг. Затем после многочисленных обменов, покупок и дарений орден стал единовластным владельцем Нюрнберга.
К 1210-м годам влияние и богатство Тевтонского ордена было замечено многими державами, желающими под знаменем «борьбы с язычниками» расправиться с раздробленными феодальными группами. Большое влияние имел тогдашний глава ордена Герман фон Зальца, обладавший значительными владениями и ставший заметным посредником Папы Римского. В 1211 году король Венгрии Андраш II пригласил рыцарей для помощи в борьбе с половцами. Тевтонцы разместились на юго-восточной границе Трансильвании, в Бурценланде, получив при этом значительную автономию. К 1220 году они построили 5 замков: Мариенбург, Шварценбург, Розенау, Кройцбург и Кронштадт, позднее этими именами были названы замки в Пруссии.
Эти замки стали плацдармом завоевания практически незаселённых половецких степей. При этом орден игнорировал права местного епископа и отказывался поделиться добычей с влиятельными людьми из знати, которые ранее предъявляли права на эти земли. В 1225 году папа Гонорий взял земли ордена в Трансильвании под свою защиту, в результате чего Бурценланд стал феодом Святого престола, что должно было сделать эти территории независимыми от венгерского короля. Однако зависть венгерского баронства к военным успехам и льготам ордена привели к тому, что король в 1225 году потребовал от рыцарей покинуть его земли.
Только незначительная их часть осталась в Трансильвании, влившись в состав трансильванских саксов, составлявших заметную немецкую прослойку, существовавшую вплоть до изгнания в 1945 году. Венгры не заменили рыцарей сравнимыми по мощи гарнизонами и не продолжили наступление на половцев, позволив последним вновь обрести уверенность в себе и восстановить силы.
Расширение влияния.
В захватническом походе на Гданьск (1308), было уничтожено почти всё польское население (около 10 000 христиан). К этому же времени было захвачено Восточное Поморье. Захват уже не преследовал никаких религиозных целей.
Таким образом, к концу XIII века орден, фактически став государством, продолжил политику экспансии на Восток. В 1309 году столицей Тевтонских рыцарей стал город Мари-енбург. В 1374 - 1388 годах лорды Веделя передали Государству Тевтонского ордена полу-ченные ими в 1328 году как феоды города Шифельбайн и Фалькенбург с прилегающей тер-риторией. В 1402 году Орден приобрёл у Сигизмунда весь Ноймарк полностью, несмотря на соглашение с Польшей о возврате ей этой территории (путём выкупа).
Закат ордена.
Трудности орден стал испытывать после 1410 года, когда объединённые войска Вели-кого Княжества Литовского и Польши нанесли сокрушительное поражение армии ордена около села Грюнвальд в битве 15 июля 1410 года. Общая численность войск ордена составля-ла по различным оценкам от 11000 до 27000 человек, при этом численность войск противника была значительно выше. В битве погибло около 8000 человек и 14000 попало в плен. Был убит глава ордена магистр Ульрих фон Юнгинген, также погибли великий маршал Фридрих фон Валленрод, великий командор Конрад фон Лихтенштайн, казначей Томас фон Мерем. Войско Тевтонского ордена потеряло репутацию непобедимого. Объединёнными войсками Литвы и Польши командовали польский король Ягайло и его двоюродный брат, великий князь литовский Витовт. В состав войска входили также чехи (есть версия, что именно в этой битве Ян Жижка потерял глаз), 3 смоленских полка, а также татарские союзники литовского князя.
В июле-сентябре 1410 года, после двухмесячной осады Мариенбурга, не увенчавшейся успехом для польско-литовских сил, орден выплатил контрибуцию Великому княжеству Литовскому. Был подписан мирный договор, однако мелкие стычки время от времени имели место.
В 1431 - 1435 годах произошла новая война с Королевством Польским из-за вмешательства ордена в гражданскую войну в Великом княжестве Литовском. Тевтонцы в ней выступали как союзники великого князя литовского Свидригайло Ольгердовича, Польша - Сигизмунда Кейстутовича. В ходе конфликта произошло вторжение гуситов в пределы государства Тевтонского ордена.
В 1440 году в целях реформы императором Священной Римской империи Фридрихом III была организована Лига Прусских государств. Это спровоцировало в дальнейшем трина-дцатилетнюю войну, из которой Польша вышла победительницей. В 1457 году резиденция великого магистра ордена переместилась в Кёнигсберг. В 1466 году по Второму Торуньскому мирному договору Тевтонский орден вынужден был признать себя вассалом польского короля. Некоторые сведения о повседневной жизни в орденских городах того времени можно получить из Поваренной книги Тевтонского ордена.
Окончательная потеря могущества произошла в 1525 году, когда великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн из династии Бранденбургских Гогенцоллернов перешёл в протестантизм, сложил с себя полномочия великого магистра и объявил о передаче основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену, мирским властям. Подобный шаг стал возможен с согласия польского короля и при посредничестве Мартина Лютера, ав-тора этого плана. Новообразованное герцогство Пруссия стало первым протестантским государством в Европе, но продолжало оставаться в вассальной зависимости от католической Польши.
Из-за того, что Кёнигсберг, бывшая резиденция великого магистра, оказался на территории вновь созданной Пруссии, столица ордена была перенесена в город Бад-Мергентхайм, расположенный под Вюрцбургом.
Орден был распущен в 1810 году во время Наполеоновских войн. Остававшиеся под властью ордена владения и территории отошли вассалам и союзникам Наполеона.
Орден сегодня.
В 1834 году орден был создан заново. В период национал-социализма деятельность Ордена была фактически свёрнута. После окончания Второй мировой войны, Ордену были возвращены аннексированные нацистами австрийские владения. В 1947 году декрет о ликвидации Ордена был формально аннулирован, а в 1983 году он был причислен к регулярным каноникам.
Орден разделён на 3 владения (Германия, Австрия и Южный Тироль), и 2 командорства (Рим и Альтенбисен). Орден полностью обслуживает своими монахинями 1 больницу в городе Фризах в Австрии и 1 частный санаторий в Кёльне. Сёстры ордена также работают в других больницах и частных санаториях в Бад-Мергентхайме, Регенсбурге и Нюрнберге.
2.3. Орден тамплиеров ( основан в 1119 г.)
Тамплиеры известны под официальными названиями: Орден бедных рыцарей Христа, Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма, Бедные воины Христа и Храма Соломона - духовно-рыцарский орден, основанный на Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Второй по времени основания (примерно через 20 лет после Госпитальеров) из религиозных военных орденов.
Первоначально целью Ордена была защита пилигримов в их паломничестве к святым местам на Ближнем Востоке. Свой орден они назвали «Бедные рыцари храма Соломона». Они были настолько нищими, что на двух человек у них была всего одна лошадь; в память об этом их печать на протяжении долгого времени представляла собой изображение коня, на котором сидят два всадника. Чтобы исправить положение, указом Балдуина II и иерусалимского патриарха Вармунда в пользу Ордена поступали налоги с окрестных деревень.
В XII−XIII веках орден был чрезвычайно богат, ему принадлежали обширные земель-ные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Израиля и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему Папой Римским, которому Орден непосредственно подчинялся, а также и монархами, на землях которых он имел владения и недвижимость. Орден нередко выполнял функции военной защиты государств, созданных крестоносцами на Востоке, хотя первичной целью, декларированной при его учреждении, была защита паломников, идущих в Святую землю.
В момент вступления в Орден рыцарь жертвовал ему (ордену) всё своё имущество и давал следующие обеты: послушание, бедность и целомудрие. Также, если у рыцаря ордена после смерти находили золото или деньги, то его хоронили за оградой кладбища и считали отступником. Всякое прикосновение к женщине считалось преступным, ибо «враг рода человеческого многих сбил с истинного пути с помощью женщин». Осуждалось даже сыновнее желание поцеловать мать. В последней редакции устава есть трогательная фраза:Утренние часы Богоматери должны в Доме (ордене) почитаться первыми... поскольку Матерь Божья положила начало нашему ордену, и в ней и в чести Её, если Богу угодно, пребудет конец наших жизней и конец нашего ордена, когда Богу будет угодно, чтобы таковой конец настал.
О деятельности Ордена, как и вообще об Ордене, мало кто знал вплоть до Собора в Труа (1128). На Соборе Орден был признан официально, а священнику св. Бернару Клервоскому поручили разработать его Устав, в котором были бы сведены воедино основные законы Ордена.
Орден составлял группу рыцарей на службе храма Гроба Господня.
Правитель Иерусалимского королевства Балдуин II в 1120 году, ещё до Собора в Труа, выделил рыцарям в юго-восточном крыле Иерусалимского храма, в мечети Аль-Акса, место под штаб-квартиру. А Бернар Клервоский, разработавший устав рыцарей Храма, стал патроном Ордена. С той поры Орден стали называть Орденом Храма, а рыцарей — храмовниками (тамплиерами).
Тамплиеры, присутствовавшие на Соборе в Труа, развернули во Франции и Англии активную и успешную кампанию по вербовке в Орден, для чего большая их часть отправилась на родину. Гуго де Пейн посетил Шампань, Анжу, Нормандию и Фландрию, а также Англию и Шотландию. Помимо множества новобранцев, Орден получил щедрые пожертвования в виде земельных владений, что обеспечило ему стойкое экономическое положение на Западе, особенно во Франции, и подтвердило его первоначальную «национальную» принадлежность - Орден считался французским.
Вся система командорств и замков подчинялась центру в Иерусалиме, вплоть до его потери христианами.
Великий магистр, глава ордена, обладал огромной властью, несколько ограниченной совещательным органом - Генеральным капитулом. Именно этот высший совет орлена избирал магистра, который исполнял свой долг пожизненно. Глава ордена имел свиту, состоящую из двух доверенных рыцарей, оруженосца, писца и капеллана. Его всегда сопровождали два мальчика-посыльных, пять боевых коней были всегда наготове.
Великий сенешаль был по сути заместителем Великого магистра, хотя формально, он отвечал только за снабжение и сбыт в ордене.
Тамплиеры давали следующие обеты: послушание, бедность и целомудрие. Тамплиер должен был беспрекословно в любое время выполнять приказы вышестоящих чинов. Запрещалось отступление в бою без приказа командира.
В 1163 году тамплиеры принимают активное участие в битве при Аль-Букайе с армией эмира Алеппо Нур-ад-Дина Занги, окончившейся победой крестоносцев.
В 1177 году тамплиеры участвуют в Битве при Рамле и вносят существенный вклад в победу христиан; в 1179 на берегу реки Иордан они терпят поражение от Салах ад-Дином и заключают с ним перемирие.
В 1185 году в Лондоне был освящён храм тамплиеров Темпл. Орден Тамплиеров был очень могущественен в Англии, учитывая, что глава Тамплиеров занимал место в парламенте, нося титул первого барона в королевстве. Другой британский храм тамплиеров располагался в Бристоле.
В 1187 году Салах ад-Дин вторгается в Иерусалимское королевство и наносит поражение крестоносцам. В плен попадает немало тамплиеров во главе со своим великим магистром Жераром де Ридфором. Некоторые исторические источники утверждают, что великий магистр купил себе жизнь принятием ислама и согласием на казнь всех тамплиеров, взятых в плен вместе с ним.
К 1191 году после двухлетней осады крестоносцам удаётся овладеть крепостью Акры. Тамплиеры, принимавшие активное участие в осаде крепости, размещают в городе свой Тампль (штаб-квартиру), при этом берут в плен более 2500 мирных жителей Акры и ведут безуспешные переговоры с Салах ад-Дином. Впоследствии все пленённые были казнены Ричардом.
В 1291 году, когда крестоносцы были изгнаны с Земли Палестины мамлюкским султаном Египта Халиль аль-Ашрафом, тамплиеры переключились на финансовые услуги и торговлю, накопили значительные ценности и оказались в сложных имущественных отношениях с королями европейских государств и Папой.
Кипрская эра (1291—1314). Разгром и упразднение Ордена. Переговоры Филиппа IV с папой Римским. Используя как предлог донос двух бывших тамплиеров, обвинённых в смуте, Филипп IV Красивый (1285 - 1314) приказал без шума допросить нескольких тамплиеров и затем начал секретные переговоры с папой Климентом V, требуя расследования. После некоторых колебаний Папа согласился. Орден не рискнул возражать против проведения следствия.
22 сентября 1307 года Королевский совет принял решение об аресте всех тамплиеров на территории Франции. Королевские чиновники, командиры военных отрядов, а также местные инквизиторы, до последнего момента не знали, что им предстояло совершить: приказы были запечатаны в двойные конверты, которые разрешалось вскрыть лишь в пятницу, 13 октября. Тамплиеры были захвачены врасплох. Арестованным тамплиерам приписывались тяжкие преступления против религии и морали: богохульство, отречение от Христа, культ дьявола и идолопоклонство.
22 ноября 1307 года Папа издал буллу, в которой приказывал всем христианским монархам произвести аресты тамплиеров и конфискацию их земель и имущества. Эта булла положила начало судебным процессам в Англии, в Испании, в Германии, Италии и на Кипре.
Допрос вели совместно инквизиторы и королевские дознаватели, при этом применя-лись жестокие пытки, и в результате следствие добивалось нужных признаний. В мае 1308 Филипп IV созвал Генеральные штаты и заручился их поддержкой, тем отводя любые притя-зания Папы. Формально спор с Римом вёлся о том, кто будет судить тамплиеров, а по существу - кто завладеет их богатствами.
22 марта 1312 года произошел роспуск ордена, а 2 мая вся собственность ордена передавалась их соперникам госпитальерам. Вскоре после этого Филипп IV изъял у госпитальеров крупную сумму денег как судебную компенсацию.
Великий магистр Жак де Моле и приор Нормандии Жоффруа де Шарнэ громко протестовали и отвергали обвинения. Ранее де Моле и де Шарнэ частично признали справедли-вость наветов чтобы избежать пыток. Если бы они признали вину на суде, то возможно, отделались бы церковным покаянием и извержением из сана. Заявив же о своей полной невиновности, обрекли себя на мучительную казнь как злостные еретики.
Заключение
В этой работе в рамках индивидуального исследовательского проекта по истории о средневековых орденах приведены сведения только о наиболее известных средневековых орденах Западной Европы. Также, существовало множество более мелких и менее значимых орденов и объединений, которые были как самостоятельными, так и входили в более крупные ордена.
В своей деятельности ордена руководствовались четким принципами и правилами, закрепленными в орденских кодексах. На начально этапе формирования и развития орденов главной их целью было приобщение людей к религии, её распространение.
Сама структура орденов, форма их деятельности, членство, принципы и правила сравнимы с организацией и формами деятельности ветвей государственной власти.
С одной стороны - духовные ордена сосредотачивали в своих объединениях передовые, на тот момент, знания в различных областях хозяйственной и общественно-политической деятельности.
С другой стороны, на пути своего развития, духовно-рыцарские ордена становились мощными военными организациями. Монархи некоторых государств прибегали к их помощи в войнах, возмещая ее денежными средствами. То есть, фактически произошло изменение целей и задач орденов: ордена, как религиозные структуры, превратились в действующую силу церкви, а также монархии. В результате этих изменений, многие духовные ценности орденов были утрачены. Основными целями и задачами становились собственное обогащение и захват новых территорий и тд.
В результате работы над статьей были получены большие и ценные сведения об средневековых орденах.
Список источников информации
- Большая российская энциклопедия, 2004-2017 гг.
- История орденов средневековья. И.Е. Гусев, Минск, 2007 г.
- Полная история рыцарских орденов. Е. Монусова, Москва, 2010 г.
- Рыцари церкви ... Б.А. Печников, Москва, 1991 г.
- Рыцари Христа. Ален Демурже, Санкт-Петербург, 2008 г.
- Монашеские ордена. А. Андреев, 2003 г.