Исследовательская работа "Религиозность подростков в современном мире"
В научно-исследовательской работе по обществознанию на тему "Религиозность подростков в современном мире" учащийся 9 класса школы изучил понятия "религия" и "религиозные ценности", а также дал определение основным религиозным направлениям, изучил информацию об иудаизме и буддизме.
В процессе проведения работы над исследовательским проектом по обществознанию на тему «Религиозность подростков в современном мире» обучающийся 9 класса рассмотрел основные заповеди в разных конфессиях, узнал больше информации о христианстве и исламе.
Подробнее о работе:
Содержание индивидуальной исследовательской работы по обществознанию на тему «Религиозность подростков в современном мире» ученика 8 класса содержит выводы о том, что религиозность современных подростков находится на низком уровне, поэтому религиозные организации существенно не влияют на формирование их сознания.
Оглавление
Введение
- Определение основных понятий
- Иудаизм
- Буддизм
- Христианство
- Ислам
- Заповеди в разных конфессиях
- Виды и структура религиозных объединений
Заключение
Введение
Современный мир – это общий мир людей самых разных культурных традиций. И в то же время это мир, в котором нарастает религиозное противостояние. Удивительно то, что в мире сейчас между конфессиями разгорелась борьба, которая вышла за рамки словесных баталий.
Религия — это особая форма осознания мира. Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, она предоставляет людям возможность объединяться в сообщества близких по духу единомышленников и едино верующих. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д. В современном обществе положительная роль религии состоит в том, что она «пропагандирует» общечеловеческие ценности и в том, что она дает людям утешение и опору в трудную минуту.
Когда мы стали изучать обществознание по этой теме, то обнаружили, что исследования в данном направлении ведутся уже очень давно, и есть интересные результаты. Оказалось даже, что полученные результаты имеют практическое значение и уже сегодня используются в различных сферах человеческой деятельности.
Цель исследования: определить влияния религиозных объединений на формирование сознания подростка.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию религиозные объединения.
2. Рассмотреть основные виды и структуру религиозных объединений.
3. Познакомиться с различными конфессиями.
Перед началом нашего исследования мы сформулировали следующие гипотезы:
1) современные подростки мало интересуются вопросами веры и религии;
2) ценностные ориентации современных подростков не совпадают с религиозными ценностями.
Определение основных понятий
Мы начали исследование литературных источников с прояснения для себя терминов «религия» и «вера».
Вера — это признание чего-либо истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений человека.
Религия — это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям.
Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению сторонников религии, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми.
Религиозные ценности – это ценности, обусловленные верой в сверхъестественное и возможностями непосредственного общения с ним, направленные на осуществление высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биологическому существованию.
Основная религиозная ценность – вера, которая дает человеку абсолютную уверенность в достижении желаемой цели (спасение души и воскресение вечной жизни). Ниже я приведу краткое описание четырех основных мировых религий в хронологическом порядке их возникновения.
Иудаизм
Иудаизм – это первая монотеистическая (признающая единственного бога) религия. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, самого многочисленного среди 12 колен израилевых, как об этом повествуется в Библии. Выходцем из рода Иуды был царь Давид, при котором иудейско-израильское царство достигло наивысшего могущества. В то время все это обусловило привилегированное положение иудеев (термин «иудей» часто используется как эквивалентный слову «еврей»).
В узком смысле под иудаизмом понимается религия, возникшая среди евреев на рубеже I-II тыс. до н.э. В широком смысле иудаизм — это комплекс правовых морально-этических, философских и религиозных представлений, определяющих уклад жизни евреев.
Буддизм
Буддизм – одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий – возник в Древней Индии в VI-V вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Расцвет буддизма в Индии приходится на V в. до н.э. — начало 1-го тыс. н.э.; распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии.
В центре буддизма — учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение — субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание — состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) — состояние не связанности личности с внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм.
Христианство
Христианство имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе христианства — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства — Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия), а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви.
Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.
Ислам
Ислам – монотеистическая религия, возникшая позже христианства, одна из самых молодых мировых религий. Ее последователи — мусульмане. Мусульманство возникло в Аравии в 7 в. Его основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма.
В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее – в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.
Заповеди в разных конфессиях
В каждой религии, в каждом вероисповедании в большей или меньшей степени присутствует морально-духовное начало. Религия определяет не только отношения человека с Богом и церковью, но в той или иной мере регламентирует отношения людей между собой как в лоне церкви, так и за ее пределами.
Моральное начало особенно ярко выражено в мировых религиях — причем в буддизме до такой степени, что некоторые специалисты считают его не религией, а моральной системой. Вероучение этой религии исходит из идеи о том, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему сущему.
Буддийский «путь спасения» заключается не столько в культовой деятельности, сколько в моральной — терпеливом перенесении страданий, отказе от желаний, чувств, следовании нравственным принципам (пять заповедей: отказ от убийства любого живого существа, отказ от воровства, от лжи, соблюдение супружеской верности, отказ от употребления алкоголя).
Моральное начало в исламе пронизывает идею единого Бога — Аллаха, Творца и Владыки мира, всесильного и мудрого существа. Вместе с тем, Бог ислама – воплощение добра. Все суры Корана (кроме девятой) начинаются со слов: Во имя Аллаха милостивого и милосердного». Упования на милость и милосердие Бога лежат в основе исламского вероучения. Это свойственно и шариату — своду мусульманских культовых, правовых и нравственных установлений.
В христианстве идея Бога наиболее морально конкретизирована. Вездесущий, всемогущий, всеведущий Бог одновременно и всеблагой, всемилостивый.
Наверное, нет человека, который бы не слышал о десяти заповедях. Некоторые даже могут назвать пару-тройку. Но, как оказывается, у разных религий они отличаются и по своей сути, и по концепции. Если у христиан и мусульман – человек для Бога, то у буддистов и славян – Бог для человека.
Виды и структура религиозных объединений
Религиозное объединение действует на основании устава, который утверждается её учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям, установленным Гражданским Кодексом Российской Федерации. Правовое регулирование религиозных объединений осуществляется Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и пр.
В статье 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится о том, что в зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные объединения подразделяются на местные и централизованные.
Местные религиозные объединения могут быть созданы совершеннолетними гражданами РФ, постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. В состав такого объединения должно входить не менее десяти человек, объединенных в религиозную группу. Данная группа должна входить в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания либо иметь подтверждение её существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления.
Выделяют четыре основных вида религиозных объединений:
Церковь – это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определённого обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство.
Сектавозникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.
Харизматический культ – можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создаётся на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признаёт себя сама и признаётся другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатана). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нём в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.
Деноминация – это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а, следовательно, и спасения души для всех верующих. С сектой же её сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранности.
Заключение
В ходе изучения теоретического и практического материала по теме научно-исследовательской работы по обществознанию "Религиозность подростков в современном мире" в 9 классе нами были сделаны следующие выводы:
- Религиозное объединение - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
- В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные объединения подразделяются на местные и централизованные. Выделяют четыре основных вида религиозных объединений: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию.
- Сознание - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида.
- В подростковом возрасте идёт активное формирование сознания человека. В этот период жизни на сознание может быть оказано сильнейшее влияние извне, в том числе и религиозными объединениями.
- Религиозность современных подростков, в первую очередь, определяется религиозностью семьи.
- Религиозность молодых людей в целом носит мировоззренческий характер и в малой степени влияет на культовое поведение.
- Таким образом, наша гипотеза о том, что религиозность современных подростков находится на низком уровне, поэтому религиозные организации существенно не влияют на формирование их сознания, подтвердилась частично.