Проект по ИЗО "Японская гравюра"
В исследовательском и творческом проекте по ИЗО и МХК на тему "Японская гравюра" учащаяся 9 класса подробно изучила историю появления гравюр, а также упорядочила их по жанрам, определила основные характеристики гравюр.
Подробнее о работе:
В процессе проведения творческой работы над исследовательским проектом по ИЗО и МХК на тему «Японская гравюра» обучающаяся 9 класса поэтапно описала и проиллюстрировала трудоемкий процесс изготовления гравюры, исследовала жанры гравюр укиё-э.
Оглавление
Введение
- Появление гравюр
- Основные характеристики
- Процесс создания гравюр
- Жанры гравюр укиё-э
Введение
Японские гравюры или гравюры в стиле укиё-э - основной вид ксилографии (способ гравирования по деревыу) в Японии. Эта форма искусства стала популярной в городской культуре Эдо (прошлое название Токио) во второй половине 17 века.
Появление гравюр
Для гравюры укиё-э характерны картины обыденной жизни, созвучные городской литературе этого периода. На гравюрах изображались прекрасные гейши, массивные борцы сумо и популярные актёры театра кабуки. Позднее стала популярна пейзажная гравюра.
Гравюры укиё-э были доступны по цене из-за возможности их массового производства. Они предназначались в основном для городских жителей, которые не могли позволить себе потратить деньги на картины.
Основные характеристики
Все гравюры укиё-э объединяла общая техника их создания и ряд характерных черт, обусловливающих их самобытность и узнаваемость.
- Композиционная асимметрия, создающая эффект некоторой неуравновешенности и естественности.
- Плоскостное изображение персонажей и предметов, наличие чёткого прорисованного контрастного контура.
- Отсутствие светотеневой моделировки.
- Декоративность
- Пристрастие к созданию серий гравюр
Процесс создания гравюр
Для создания укиё-э требовались художник, резчик и печатник. Художник тушью делал на тонкой бумаге прототип гравюры, резчик приклеивал этот рисунок лицевой стороной надоску из вишни груши или самшита и вырезал из неё области, на которых бумага была белой, получая Первую печатную форму, но уничтожая сам рисунок.
Потом делалось несколько чёрно-белых оттисков, на которых художник обозначал задуманные цвета (иногда более 30). Резчик изготовлял необходимое кол-во печатных форм, каждая из которых соответствовала одному цвету или тону.
Печатник, заранее обговорив с художником цветовую гамму, наносил краску растительного или минерального происхождения на получившийся набор форм и на влажной рисовой бумаге вручную печатал гравюру.
Жанры гравюр укиё-э
- Бодзин-га – изображение красавиц
- Якуся-э - портреты популярных актёров театра
- Сюнга - эротические гравюры
- Йокогама-э - изображение иностранцев
- Гига-э - юмористические картинки
- Мэйсё-э - изображения знаменитых мест
- Сумо-э - изображения сумоистов
- Сини-э - посмертные картины
- Омотя-э - картинки игрушек
- Уки-э - изображения с прямой перспективой (чаще помещения)
- Катё-га - цветы и птицы
- Фукэй-га - пейзажи
- Муся-э - изображения знаменитых самураев
- Утива-э - изображения на веерах утива