Проект "Влияние технологий на межличностное общение"
В исследовательской работе и проекте по обществознанию на тему "Влияние технологий на межличностное общение" учащаяся 9 класса определила основные каналы для межличностного общения среди школьников.
В процессе проведения работы над исследовательским проектом по обществознанию на тему «Влияние технологий на межличностное общение» обучающаяся 9 класса выяснила причины и последствия влияния технологий, а также определила варианты уменьшения влияния технологий на школьников.
Подробнее о работе:
В готовом исследовательском проекте по обществознанию на тему «Влияние технологий на межличностное общение» ученица 9 класса сделал выводы о том, что живое общение более интересно, когда у человека хороший словарный запас, поэтому чтение книг дает возможность лучше понимать себя и других людей, развивать свои навыки общения, управлять своими эмоциями и стрессом.
Оглавление
Введение
- История появления первого мессенджера
- «TELEGRAM»
- «ВКОНТАКТЕ»
- «WHATSAPP»
- Общение в чатах. Суть и значение
- Причины и последствия безграмотного онлайн-общения
- Особенности чат-общений
- Итоги исследований
- Влияние технологий на социальные взаимодействия и отношения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Цель проекта: Исследовать влияние мессенджеров социальных сетей на межличностное общение школьников возрастной группы 12-17 лет.
Задачи:
- Вычислить основные каналы для межличностного общения среди школьников.
- Рассмотреть причины и последствия влияния технологий.
- Рассмотреть варианты снижения влияния технологий на обучение школьников.
Актуальность выбранной темы: В нынешнее время межличностное общение между всеми людьми и в том числе подростками осуществляется в пространстве мессенджеров и социальных сетей. В своем докладе я хочу показать все плюсы и минусы влияния технологий на общение школьников возрастной группы 12-17 лет.
1. История появления первого мессенджера
Смартфоны, компьютеры, планшеты, смарт-часы стали необходимым атрибутом в общении между людьми. На сегодняшний день социальные сети и мессенджеры признаны самыми эффективными и массовыми технологиями для коммуникаций, поэтому именно их влияние я и буду рассматривать.
Предлагаю для начала углубиться в историю, не на 100 или 1000 лет, а всего лишь на 28 лет назад. Именно тогда в России появился первый массовый и мегапопулярный мессенджер ISQ, или «Аська», как его тогда называли.
В 96-м, всего через год после запуска, сервис привлек миллион пользователей. В 97-м – уже пять миллионов человек. Ежедневно «Аськой» пользовались 1,3 миллиона пользователей! Чтобы понимать масштаб, сравните: в 1997 году в рунете было всего 400 тыс. человек.
«Аська» распространялась как вирус. К 1998 году в ней каждую неделю регистрировался миллион новых пользователей. Сегодня представить такой рост сложно, но тогда это было логичным: у «Аськи» вообще не было конкурентов.
К 2005 году приложение набрало 500 миллионов пользователей. Сегодня «ВКонтакте» ежемесячно пользуются только 73 миллиона человек – тоже величина, но с «Аськой» того времени несравнима.
В 2000-м году программа «научилась» звонить и слать СМС-ки, потом – записывать голосовые сообщения.
Считаю, что именно данный мессенджер дал старт новой культуре построения коммуникаций.
Какие изменения в составе социальных сетей и мессенджеров мы видим сегодня. В данном случае я не буду приводить данные по всем существующим в мире социальным сетям и мессенджерам и более того, даже не все российские необходимо рассматривать. Так, например, достаточно популярная в России сеть «Одноклассники» подростками, как правило, для общения не используется.
Приведу список основных лидеров:
2. «TELEGRAM»
Эта социально-новостная независимая социальная сеть является абсолютным лидером по среднесуточному использованию населением России и является самым популярным мессенджером у школьников. Количество представителей этой возрастной группы (12-17 лет), которые пользуются им хотя бы раз в сутки, в первом квартале 2023 года составило 42%. Об этом говорится в отчете исследовательской компании Mediascope.
Молодежь от 12 до 17 лет — не просто самая охватная возрастная группа для Telegram, но и проводит там больше всего времени: 53 минуты в день. В остальных возрастных группах этот показатель колеблется от 32 до 36 минут в день. Причем четверть аудитории в этой группе использует только Telegram и не пользуется WhatsApp. Это в 2,5 раза больше, чем средний показатель по всем возрастным группам (10%).
Популярность Telegram у молодой аудитории связана с целым набором факторов, считает глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. Во-первых, среди молодежи этот ресурс также популярен как инструмент для знакомств. Во-вторых, Telegram активно используется для школьных и студенческих чатов. В-третьих, формат телеграм-каналов наиболее удобен для молодежи с точки зрения агрегатора новостей. Кроме того, это поколение использует Telegram и как маркетплейс, совершая через него покупки.
Молодежь использует Telegram в первую очередь именно для общения, считает директор Института современных медиа Кирилл Танаев. «Telegram — это объективно более качественный мессенджер, чем WhatsApp или «ВКонтакте», — отмечает он.
3. «ВКОНТАКТЕ»
Эта универсальная соцсеть активно растёт и является лучшим отечественным видео-хостингом (VK Видео и VK Клипы). Мессенджер «ВКонтакте» также оказался в числе самых популярных сервисов для общения среди учащихся 5-11 классов, следует из результатов опроса.
4. «WHATSAPP»
Этот мессенджер также входит в число лидеров по среднесуточному использованию подростками России в конце 2023 года. Охват этого мессенджера (принадлежит компании Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена) меньше, но также значителен и составляет 17%.
Такие мессенджеры, как Viber или Messenger от Facebook, популярностью в России совершенно не пользуются.
5. Общение в чатах. Суть и значение
Рассмотрим, в чем состоит вся суть и прелесть общения в чате.
Это стремительные дуэли реплик, в которых, как правило нет места многословию, а все эмоции или описания действий заменили эмодзи. Тексты сообщений приобрели компактность. У стороннего наблюдателя складывается впечатление, что слова этого нового языка освобождаются от богатых смысловых оттенков, становятся бедными. Но, тем не менее, такими средствами люди продолжают решать вечные проблемы: требуют объяснений, назначают встречи, поздравляют с днем рождения, признаются в любви и т.д. Это и есть новый язык – язык чатов.
В связи с растущей популярностью мессенджеров, короткие текстовые сообщения начинают формировать отдельный и весьма оригинальный пласт лексики русского языка. И к сожалению, этот пласт в большинстве своем безграмотен.
6. Причины и последствия безграмотного онлайн-общения
Oсновными причинами безграмотного онлайн-общения можно считать следующие:
- в связи с развитием и доступностью Интернета от мобильных операторов подростки находятся в непрерывном состоянии коммуникации. Собеседники ощущают вполне предсказуемую нехватку времени при общении в нескольких чатах через различные приложения одновременно
- учащиеся считают, что онлайн-общение – не совсем письменная речь, а значит, в них допустимы любые ошибки. Основной принцип почти всех отправляющих – «Пишу, как говорю и слышу», «Не на уроке русского языка находимся»
- многие подвержены молодежному влиянию и пишут так, как пишут другие
- многие считают неправильное письмо «прикольным»
Таким образом, нынешнее поколение подростков, практикующих новый способ самовыражения через онлайн-общение, в будущем могут стать неграмотными специалистами.
В то же время существует другая точка зрения на данную проблему. Группа ученых в Британии принимает данное языковое явление как свершившийся факт и, полагая, что «новый подвид языка уже устоялся», включает список сокращение в новый Оксфордский словарь.
Язык онлайн-общения заинтересовал не только филологов, но и врачей. Так как сообщения на мобильном телефоне набираются большими пальцами рук, уже зафиксированы случаи специфических заболеваний кистей (главным образом у подростков).
Согласно исследованиям американских психологов, уже давно изучающих «мессенджер-психологию» происходит формирование условной «зависимости от онлайн-общения», которая начинает появляться, если человек отправляет более пяти сообщений за один день. По мнению специалистов, это свидетельствует о боязни контактов «глаза – в глаза», считается попыткой бегства от реальности.
Но существует еще одно мнение психологов на увлечение языком мессенджеров – проявление второй натуры подростков, как новый способ самовыражения, удобное средство для реализации естественной потребности в мире новых технологий.
На улице, в школе на уроках и переменах, на пешеходном переходе мы постоянно видим школьников, азартно или задумчиво нажимающих на сенсорные кнопки мобильных телефонов. Они попросту «чатятся». Использование нового вида коммуникации стало повсеместным. Так чем же отличаются чат-сообщения от других видов текстов?
7. Особенности чат-общений
Особенностью чат-сообщений является сжатость и куцость текста, языковая игра, позитивная эмоциональная роль, активное использование различных «смайликов-эмодзи». Основные черты сообщения как жанра – краткость, сиюминутность и частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации – мобильного телефона, располагающего специальным набором клавиш, «смайликов-эмодзи». Эти черты влияют на языковой облик чат-сообщений, но, возможно, приводят к «засорению» языка как такового.
Онлайн-сообщения – явление с лингвистической и психологической точки зрения, скорее, позитивное. Человек, пишущий сообщения, решает (замечает он это или нет) несколько важных задач, помимо простой передачи содержания.
Выделим основные характерные особенности онлайн-общения:
1) Сжатость текста. Объем сообщения ограничен (зачастую на это ограничение влияет цейтнот, возникающий при онлайн-общении), следовательно, нужно сообразить, как уложить максимум содержания в минимум знаков. Сознательно или бессознательно, у пишущего в чате актуализируются процессы сжатия текста, которая может происходить за счет средств разных языковых уровней:
а) графических:
«щас»/ «ща» ← сейчас, «скока» ← сколько, «прет», «пр» ← привет, «чд» ← что делаешь, «кд» ← как дела
б) синтаксических:
«Оформляю заказ» на два знака (Я и пробел) короче, чем «Я оформляю заказ»;
«(Мне) на автобусе (ехать) или на такси»;
Также возможны пропуски знаков препинаний или их нечастое использование (наличие только основных «.», «,»);
в) морфологических:
«еду» короче, чем «уезжаю»,
«говорил» короче, чем «поговорил»,
поэтому во всех случаях, где эти формы более или менее синонимичны, предпочтительней та, в которой меньше знаков;
г) словообразовательных (применяются как специфичные для электронной коммуникации сокращения, так и существующие за ее пределами):
усечение – пр! (Привет!), ; аббревиация – КСК, ДЗ;
д) лексических (часто с использованием иностранных слов):
тут короче, чем здесь, сеть короче, чем Интернет, shop короче, чем магазин.
2) Языковая игра. Всякое новое средство коммуникации не только предоставляет человеку новые возможности создания и передачи сообщений, но и бросает вызов игровой способности человека, активизирует живущее в нас не только в детстве «А если так?»
Например: Одни пишущие ставят вместо ch для передачи русского Ч цифру 4 или вместо буквы якутского алфавита 5 вместо 5, а вместо sh для передачи Ш шестерку из соображений экономии, другие – из озорства.
Важнейшей чертой онлайн-коммуникации является ее общий позитивный, дружелюбный характер. Сообщения в большинстве своем передают не только информацию или побуждение к действию, но и сигналы для хорошего эмоционального состояния.
Неслучайно, в сообщениях нормативные знаки препинания зачастую уступают место «смайликам-эмодзи» - графическим значкам, передающим эмоциональные смыслы.
Здесь информация идет рука об руку с желанием передать эмоцию. Точка на конце предложения дает только интонацию конца предложения. Улыбающийся смайлик служит одновременно знаком конца предложения и выражением эмоционального смысла. С точки зрения культуры речи, главное – смайлики в чат-сообщениях служат выражением дружелюбия.
8. Итоги исследований
Я провела следующее исследование: я опросила одноклассников на тему использования мессенджеров.
В ходе проведенных исследований люди пришли к следующим выводам:
- Более 90% опрошенных используют чат-сообщения в повседневной жизни;
- 50% используют чат-сообщения в целях передачи существенной информации
- 75% – с целью общения, 25% – с целью приятного времяпровождения;
- 60% респондентов являются адресатами, т.е. получателями чат-сообщений;
- свыше 80% адресатов респондентов являются друзья или одноклассники, это говорит о том, что чат-сообщения являются неофициальным видом коммуникации;
- 30% респондентов считают, что чат-сообщения должны быть написаны грамотно, они уверены в том, что чат-сообщение – это текст, поэтому он должен быть написан в соответствии с правилами орфографии и пунктуации и грамотное написание – это показатель уровня образованности человека;
- 65% респондентов считают, что неграмотно написанное сообщение затрудняет восприятие информации;
- более 60% опрошенных считают приемлемым употребление в чат-сообщениях сокращений слов, неполных фраз и предложений, т.к. этот вид подразумевает концентрированную (сжатую, укороченную) передачу информации с целью экономии времени;
- более 80% респондентов используют в своих сообщениях смайлики в основном с целью передачи положительных эмоций или словесной игры и заменяют графическими изображениями этикетные слова (приветствие, благодарность, прощание и др.);
- следует отметить, что не менее 15% сами пишут чат-сообщения грамотно.
9. Влияние технологий на социальные взаимодействия и отношения
С одной стороны, технологии облегчили школьникам возможность оставаться на связи друг с другом, независимо от расстояния или времени. Мессенджеры позволили нам поддерживать отношения с друзьями и членами семьи, а также облегчили формирование новых отношений.
С другой стороны, технологии оказали и негативное влияние на социальное взаимодействие и отношения. Постоянное использование онлайн-общения может привести к сокращению общения лицом к лицу, что может затруднить восприятие невербальных сигналов и создание прочных эмоциональных связей. Кроме того, жизнь в так называемом онлайн-пространстве может приводить к усилению чувства изоляции, т.е. подросток свободно чувствует себя в чате, но может быть скован и зажат при живом общении со сверстниками.
Постоянное использование технологий может привести к отсутствию у подростков социальных навыков и неспособности эффективно общаться с другими людьми. Это может затруднить у них формирование и поддержание отношений в будущем.
Кроме того, технологии оказали влияние на то, как мы воспринимаем окружающий мир и взаимодействуем с ним. Постоянное использование смартфонов и других устройств привело к усилению зависимости от технологий, что может затруднить сосредоточение внимания на окружающем мире и занятие деятельностью, не связанной с технологиями. Это также может затруднить детям возможность расслабиться и отключиться от постоянного потока информации и уведомлений, которые они получают.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что технологии в межличностных коммуникациях оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на социальное взаимодействие и отношения между подростками. Несмотря на то, что с помощью чатов стало проще поддерживать связь со сверстниками, они также привели к сокращению личного общения с ними и усилению чувства изоляции.
Постоянное использование технологий оказывает негативное влияние на детей и подростков, а также на то, как мы воспринимаем и взаимодействуем с окружающим миром. Важно найти баланс и использовать технологии таким образом, чтобы они укрепляли, а не отвлекали нас от социальных связей и общего благополучия.
Немаловажным в свободном живом общении является чтение книг.
И это предоставляет множество преимуществ, которые невозможно получить из мессенджеров или социальных сетей. При чтении книг улучшаются языковые навыки и расширяется свой словарный запас. Учатся новые слова и развивается грамотность и письменные навыки.
Чтение книг требует усилий ума и помогает развивать мышление подростка и стимулирует творческое мышление и воображение, помогая развивать свои таланты и способности.
Чтение разных жанров и стилей помогает расширить кругозор и дает возможность увидеть мир с различных точек зрения. Чтение позволяет расслабиться и погрузиться в сюжет.
Общий вывод: Я считаю, что нашим учителям и родителям необходимо на постоянной основе организовывать большое количество различных мероприятий для живого общения (игры КВН, различные конкурсы, литературные кружки, форумы, конференции, совместные посещения музеев, выставок, театров и конечно организация дискотек).
Но живое общение особенно интересно, когда у человека достаточный словарный запас, поэтому считаю, что чтение книг дает возможность лучше понимать себя и других людей, развивать свои навыки общения, управлять своими эмоциями и стрессом.
Приложение
Список использованной литературы
- Осторожно, укол ностальгии! – 25 лет назад появилась «Аська»
- Влияние онлайн-общения посредством мессенджеров на жизнь современного школьника .
- Российские дети переключились с TikTok на мессенджеры.
- Социальные сети в жизни современного подростка.
- Социальные сети и мессенджеры: вовлеченность и предпочтения.
- Аудитория социальных сетей и мессенджеров.
- Влияние информационных технологий на межличностное общение подростков.
- Как социальные сети повлияли на межличностное общение?
- Влияние технологий на социальные взаимодействия и отношения
- Соцсеть «ВКонтакте» стала самым популярным сервисом для общения у школьников.
- Самые популярные мессенджеры в 2024 году: подробно о выборе пользователей в России и в мире.
- Назван самый популярный мессенджер у российских школьников и студентов.
- Mediascope: популярные социальные сети у россиян в первом полугодии 2023
- Соцсети России 2023 социальные сети РФ ТОП-10
- Важность чтения книг: влияние на развитие подростков.