Индивидуальный проект "Книги - наши лучшие друзья"

В исследовательской работе и проекте начальной школы "Книги-наши лучшие друзья" авторы расширили знания об истории возникновения книги, разнообразии и назначении книг, о этапах создания книги, книгопечатания, а также сформировали представление о роли книги в жизни человека.
В процессе проведения работы над индивидуальным исследовательским проектом начальной школы на тему «Книги-наши лучшие друзья!» обучающиеся 4 класса изучили происхождение первых книг, повысили интерес к чтению, обогатили словарный запас, повысили уровень развития речи, а также возродии чтение в кругу семьи.
Подробнее о работе:
В готовом исследовательском проекте на тему «Книги-наши лучшие друзья!» учащиеся начальных классов школы сделали выводы о том, что читающие люди пишут намного грамотнее, чем люди, не бравшие книгу в руки. Они, элементарно, более мягко и доступно излагают свои мысли в разговоре. Понять их легче, говорить с ними легче, а значит, и находиться в их обществе интереснее и приятней.
Введение
Цель проекта: вызвать желание больше общаться с книгами.
Задачи проекта:
- Познакомиться с историей возникновения книги, с разнообразием и назначением книг, с этапами создания книги, книгопечатания.
- Формировать представление о роли книги в жизни человека.
- Развивать внимание, память, речь, обогащать и расширять словарный запас
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книгам, уважение к труду людей, создающих литературные произведения.
Предполагаемый результат:
Предполагается, что в результате работы над проектом, расширим представление о происхождении первых книг, повысим интерес к чтению, обогатим словарный запас, повысим уровень развития речи, возродим чтение в кругу семьи.
Источники информации: учебник, энциклопедии, интернет – ресурсы, собственные наблюдения.
Объект исследования: книга.
Предмет исследования: приобщение к чтению.
Проектный продукт: презентация « Книги – наши лучшие друзья»
Срок реализации : 2 месяца (март-апрель 2022г.)
Актуальность
Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Беря с полки книгу - мы не задумывается о их происхождении: об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки. В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Сейчас проще найти и скачать информацию в интернете, чем достать и прочитать книгу.
Следствием недостаточного общения с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов. Все это негативно отражается на нашей учёбе, на формировании личности. Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг - как основного источника знаний для развития и воспитания.
А. С. Пушкин писал: «Чтение-лучшее учение».
М. Горький говорил: «Всем хорошим во мне я обязан книгам»
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков)
Русская пословица гласит: « Кто много читает, тот много знает».
Нам интересно стало узнать о происхождении, об истории создании книг и о том, какие книги бывают. Работая над проектом, нам помогали родители, Анна Викторовна Рыкова – сельский библиотекарь и наш классный руководитель.
Девиз нашего проекта: «Ты от скуки не зевай – лучше книжку почитай»
Реализация проекта «Книги - наши лучшие друзья»
План реализации проекта
- Изучение информации о книгах
- Анкетирование одноклассников.
- Анализ книжных формуляров.
- Изготовление памятки о правилах обращения с книгой.
- Подбор информации о книге и оформление презентации «Книги-наши лучшие друзья»
- Обобщение результатов и представление презентации на школьной ученической конференции.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный:
- Определение темы, постановка цели, задач, определение актуальности и значимости проекта.
- Составление плана реализации проекта, подбор наглядно-дидактического материала, изучение необходимой литературы.
2 этап. Практический:
(проведение запланированных мероприятий для реализации проекта)
- Работа со словарём.(Совместно с классным руководителем мы обратились к толковому словарю и выяснили, что такое книга).
- Работа с энциклопедией - «История возникновения книги» (мы прочитали и узнали о рождении и развитии книги)
- Просмотр презентации: «Оборудование для создания книг».
- Подготовка сообщений: (сведения взяли из интернета) «Происхождение первых книг»
- Экскурсия в сельскую библиотеку «О чём расскажет книга»
- Проведение исследования о читательских формулярах и опроса о том, что для нас значит книга.
- Проведение беседы «Польза книги»
- Знакомство с пословицами и поговорками о книгах
- Дидактические игры: «Из какой сказки герой», «Отгадай загадку», «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи»
- Изготовление памятки «Правила обращения с книгой»
3 этап: Заключительный:
- в ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана, анализируется результаты;
- сбор полученного материала по проекту, оформление и представление проекта на школьной ученической конференции
Вывод
Читающий человек знает больше, понимает больше, а, следовательно, и рассказать другим может больше, чем не читающий. Читая книгу, человек будто бы проживает ещё одну жизнь, ведь он переживает, чувствует то, что чувствуют герои книги.
Читающие люди пишут намного грамотнее, чем люди, не бравшие книгу в руки. Они, элементарно, более мягко и доступно излагают свои мысли в разговоре. Понять их легче, говорить с ними легче, а значит, и находиться в их обществе интереснее и приятней.
Литература
- Толковый словарь С. И. Ожегова
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность в начальных классах.– М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
- Тимофеева И. Н. Книга в жизни детей – М. : 2003.
- Гурович Л. М. Ребенок и книга: Детство-ПРЕСС, 2000. – 64 с.
- Томилова С. Д. Основы литературного развития ребенка школьного возраста как потенциального читателя. – Образование и наука. – 2009. № 2.
- Кошурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. // М., 2006
- Журнал «Семейное чтение» // РШБА, 2011
- Журнал «Читайка» // РШБА, 2011